Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни.: Глава I. Название "Беларусь"

Альтернативные названия страны - Республика Беларусь. До 1991 года страна была известна как Республика Беларусь, которая входила в СССР. Иногда Белоруссию еще называют Белой Русью. Это название было популярно в основном до 1918 года.

Происхождение названия страны

Название Беларусь, вероятно, происходит из средневекового географического обозначения области, как «Белая Русь». Историки и лингвисты спорят о его этимологии, но название, возможно, используется как название народного происхождения, особенно оно было распространено на северных территориях страны.

Некоторые исторические источники также упоминают красную и черную Русь в дополнение к Белой Руси. Такая маркировка вероятно применялась во времена, когда возникла Киевская Русь. Исторические источники упоминают, что в течение ХIV-ХV веков географическим названием страны было обозначение «Беларусь». Но позже название получило конкретный политический смысл.

Хотя белорусы являются доминирующей этнической группой в стране, страна включает в себя людей разных национальностей, таких как литовцев, поляков, украинцев, русских, евреев и татар. Богатство и смесь культур отражают сложность этнических взаимодействий, которые происходили в стране в течение сотен лет.

Национализация страны

Примерно в конце девятого и начале десятого веков царство Киевская Русь начинает сформировываться. У него среди прочих есть две провинции - княжество Полоцкое и княжество Туровское.

Эти два княжества занимали территории нынешней Белоруссии. В течение нескольких веков белорусские территории находились под сильным влиянием византийской культуры, в том числе православного христианства, каменного зодчества и веяний литературы. После захвата монголами Киевской Руси в середине тринадцатого века два белорусских княжества были включены в состав Великого княжества Литовского.

Столетие спустя был сформирован союз с Королевством Польским. Это новое административное и политическое положение принесли сильные западноевропейские влияния на территорию Белоруссии, в том числе была принесена католическая религия. В четырнадцатом веке на этих землях поселилось большое количество евреев.

Польско-литовская уния создала сильную политическую, экономическую и военную силу в Восточной Европе. В 1569 году Великое литовское княжество и Польское королевство соединились в многонациональное федеративное государство, оно было одним из самых богатых и могущественных во всей Европе того времени, оно называлось речью Посполитой. Государство занимало мощное положение в Европе в течение двух веков.

После раздела Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах между Россией, Пруссией и Австрией, белорусские территории оказались в составе Российской империи. Великая бедность царила на территории Белоруссии, когда она оказалась под властью России, особенно среди евреев, что привело к массовой эмиграции людей в в девятнадцатом веке.

Вторая половина девятнадцатого века стала временем быстрого развития капитализма в Белоруссии.

Начиная с конца 1880-х годов, в Белоруссии распространялись марксистские идеи, в 1905-1907 годах произошла революция, что повлекло организацию белорусского национально-освободительного движения. Националистическая газета «Наша Нива» («Наш край») была впервые опубликована в это время.

Наиболее значительным событием в этом процессе национального пробуждения стал апрель 1917 года, когда состоялся съезд белорусских национальных партий. Его делегаты утвердили автономию Белоруссии. Однако после Октябрьской социалистической революции в Петрограде большевики захватили власть в Белоруссии.

В декабре 1917 года они распустили Всебелорусский съезд в Минске. Несмотря на действия советской оккупации, Всебелорусский конгресс и представители политических партий объявили Белоруссию Белорусской Народной Республикой 25 марта 1918 года.

Десять месяцев спустя большевики провозгласили страну Белорусской Советской Социалистической Республикой (БССР). Новая нация-государство было официально включено в состав Советского Союза (СССР) и оставалось частью советского союза до 1991 года.

27 июля 1991 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. В августе 1991 года Верховный Совет БССР упразднил Коммунистическую партию Беларуси и переименовал страну в Республику Беларусь.

В декабре 1991 года в результате распада СССР Республика Беларусь стала одним из основателей Содружества Независимых Государств (СНГ).

В марте 1994 года в Белоруссии была принята новая конституция, появилось президентство и создание 260-местного парламента. 10 июля 1994 года Александр Лукашенко был избран первым Президентом Республики Беларусь. В 1997 году был подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

Национальная идентичность Белоруссии

Национальная идентичность символически связана с двумя значимыми моментами в истории Белоруссии. Национальный праздник официально отмечается 3 июля, в честь того дня, когда советские войска вошли в в 1944 году, тогда произошло освобождение города от немецко-фашистских войск.

Некоторыми белорусами 25 марта празднуется как неофициальный День Независимости. Дата отмечает годовщину короткого периода времени, когда Беларусь вырвалась из-под правления большевистской партии в марте 1918 года, только чтобы вновь встать под ее правление в декабре 1918 года.

Этнические отношения

На протяжении веков белорусские земли были домом для разных этнических групп, которые имеют разные религии. Мусульмане, иудеи, православные христиане, греко-католические христиане и протестанты жили вместе на территории Белоруссии на протяжении веков без серьезной конфронтации.

Белорусы, поляки, русские, евреи, литовцы, украинцы и цыгане жили в мире и согласии. Хотя двадцатый век принес много проблем, и мирное сосуществование пошатнулось. во многих смыслах является страной с терпимостью культур.

В настоящее время население в стране преобладает белорусское, но также в стране проживают русские, поляки, украинцы и евреи. Все этнические группы имеют равный статус, и нет никаких доказательств ненависти или этнически-пристрастных преступлений.

2015-01-01

Происхождение названия

До захвата Полоцка войсками Ивана Грозного в 1563 г. вся территория совр. Белоруссии как на Руси, так и на Западе причислялась к т.н. Чермной, или Черной Руси; «Белой» же Русью (лат. Ruthenia Alba) в средние века назывался исключительно регион к северу и северо-востоку от нынешней Белоруссии, т. е. будущая Русь Московская; в XVI-XVII вв. хороним «Белая Русь» («Белая Россия», «Белороссия» и т. п.) распространился на Витебщину и Могилевщину, а за всей совр. Белоруссией он закрепился лишь в XIX веке. Происхождение названия «Белая Русь» одни исследователи связывают со словом «белая» в значении «независимая, свободная», другие - с обликом населения северной части Руси, преобладающим цветом одежды в том же регионе или даже с белым цветом, преобладавшим в отделке главных зданий в городах Владимиро-Суздальской земли.

Происхождение названия

До захвата Полоцка войсками Ивана Грозного в 1563 г. вся территория совр. Белоруссии как на Руси, так и на Западе причислялась к т.н. Чермной, или Черной Руси; «Белой» же Русью (лат. Ruthenia Alba) в средние века назывался исключительно регион к северу и северо-востоку от нынешней Белоруссии, т. е. будущая Русь Московская; в XVI-XVII вв. хороним «Белая Русь» («Белая Россия», «Белороссия» и т. п.) распространился на Витебщину и Могилевщину, а за всей совр. Белоруссией он закрепился лишь в XIX веке. Происхождение названия «Белaая Русь» одни исследователи связывают со словом «белая» в значении «независимая, свободная», другие - с обликом населения северной части Руси, преобладающим цветом одежды в том же регионе или даже с белым цветом, преобладавшим в отделке главных зданий в городах Владимиро-Суздальской земли.

Древние времена

Человек на территории современной Белоруссии обитал уже около 100 тыс. лет назад. Найдены следы первобытных стоянок 27−24-тысячелетней давности. Полностью эти земли были заселены около 10−8 тыс. лет назад. По одной из наиболее распространённых гипотез, в III тысячелетии до н. э. на территорию современной Белоруссии стали проникать индоевропейцы, т.е. предки будущих балтославянских племен. Ученые не пришли к консенсусу относительно времени выделения славян из балтославянской общности. В исторической литературе восточно-славянские союзы племен дреговичи, кривичи и радимичи, расселившиеся во второй половине I тыс. н.э. на территори современной Белоруссии, считаются частями древнерусской народности. Вопрос этногенеза белорусов и выделения их из восточно-славянского массива является дискусионным. Иногда встречаются утверждения, что белорусский этнос начинает формироваться уже в VIII-IX вв. н. э. на базе славянских этнических общностей дреговичей (занимали территорию совр. Средней Белоруссии), кривичей (верхнее и среднее течение Западной Двины и верховья Днепра), радимичей (бассейн реки Сож) и ряда восточно-балтских племен. Однако это не объясняет, почему территории племенных союзов кричивичей и радимичей, были "поделены" между белорусами и русскими. Также между различными современными восточно-славянские этносами "поделены" и территории ряда княжеств XI-XIII веков. Более убедительным является формирование белорусского этноса и белорусского языка в западнорусской языковой общности в составе Великого княжества Литовского и - с 1569 г. - в составе Речи Посполитой.

Древняя Русь

В VIII-IX веках развитие сельского хозяйства и ремёсел способствует формированию феодальных отношений, расширению торговли, возникновению городов. Наиболее древними из них стали Полоцк и Туров.

В X-XI веках практически все восточнославянские союзы племен были объеденены в рамках Дневнерусского государства - Киевской Руси. Наиболее известные феодальные государственные образования на территории современной Белоруссии - Полоцкое, Туровское, Галицко-Волынское и Смоленское княжества.

Полоцкое княжество периодически попадало под власть Киева, но вскоре стало фактически самостоятельным государством со всеми соответствующими атрибутами - суверенной властью князя, администрацией, столицей, войском, денежной системой и т.д. При этом княжество само расширяло своё влияние в сторону Балтийского моря, подчинив себе ряд прибалтийских племён.

Вопрос о правомерности рассмотрения Полоцкого княжества в составе Дневнерусского государсвта оспаривается рядом белорусских историков. При этом считается, что первыми центрами консолидации восточнославянских племенных союзов, где рождались княжеские династии, были не только полянский Киев и словенский Новгород, но и кривицкий Полоцк. Полоцкая княжеская династия на протяжении своей 400-летней истории имела два имени - Рогволодовичи (Х - ХI вв.) и Всеславичи (ХII - ХIII вв.), которые ведут свое происхождение Рюриковичей.

Постепенно возникают новые города - Берестье (Брест), Витебск, Минск (впервые упоминается в 1067), Пинск, Борисов, Орша и др. Города становятся политическими, экономическими и культурными центрами земель.

В конце X столетия в Древней Руси было принято христианство византийского обряда, начали распространяться письменность, образование. Принятие в Полоцком княжестве христианства является доказательством того, что оно входило тогда в состав Древнерусского государства.

Великое княжество Литовское и Речь Посполитая

В XIII веке литовский князь Миндовг объединил под своей властью часть литовских и восточнославянских земель и тем самым создал одно из крупнейших государств средневековой Европы - Великое княжество Литовское. С середины XVI века официальным письменным языком ВКЛ наряду с латынью был т. н. западнорусский письменный язык (называемый также старобелорусским, староукраинским, русским, русинским и др.).

В средние века белорусские земли были неотъемлемой частью общеевропейских культурных процессов. Благодаря достижениям прошлых столетий, богатой народной культуре и благоприятному влиянию гуманистических идей европейского Возрождения, XV-XVII века стали «Золотым веком» белорусской культуры.

На западнорусском письменном языке просветитель Франциск Скорина (бел. Францішак Скарына) из Полоцка в 1517-1525 гг. напечатал первые среди восточных славян книги (переводы Библии). Своды правовых документов - II и III статуты Великого княжества Литовского - явились классическим образцом оформленного феодального права средневековой Европы. Территорию Великого княжества Литовского называли в те времена страной городов и замков.

В середине XVI века белорусские земли в составе Великого княжества Литовского были затронуты процессом Реформации. В Несвиже, Берестье, Клецке и десятках других городов возникли протестантские общины, известными деятелями Реформации в Белоруссии стали Сымон Будны, Василь Цяпински, Николай Радзивилл Черный и другие.

Оказавшись в тяжелых условиях Ливонской войны (Иваном Грозным был захвачен крупнейший город ВКЛ Полоцк), ВКЛ решило найти союзника в лице Королевства Польского. Но из-за разногласий стороны долго не могли прийти к консенсусу; тогда Польское государство аннексировало бОльшую часть земель ВКЛ, что поставило литовскую государственность на грань уничтожения. Т.о. в 1569 г. Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились на федеративной основе в т. н. Речь Посполитую Обоих Народов.

Брестская церковная уния 1596 г. подчинила белорусскую православную церковь римскому папе, но это вызвало недовольство части местной православной шляхты. На белорусских землях распространяется крепостное право, происходит насаждение католичества. Литовско-белорусская аристократия в массе своей полонизируется, возникает культурный, языковой и религиозный разрыв между высшими и низшими слоями общества. Во время войны 1654-1667 гг. многие православные жители Белоруссии, в том числе шляхтичи, предпочли мигрировать на территорию Российского государства.

Белорусские земли на протяжении столетий были ареной кровопролитных войн, сопровождавшихся голодом, эпидемиями и массовыми миграциями населения. Так, в ходе войны между Речью Посполитой, в состав которой входило Великое княжество Литовское, и Московским государством в 1654-1667 гг. Белоруссия лишилась почти половины своих жителей[источник?]. Опустошительная Северная война 1700-1721 гг. стоила Белоруссии около трети населения . После этой войны крупнейшие белорусские города лежали в развалинах, в некоторых регионах городское население было уничтожено практически полностью

В составе Российской империи

В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), практически вся территория современной Белоруссии отошла к Российской империи.

В Польше в 1794 произошло национально-освободительное восстание (под руководством Тадеуша Костюшко), которое было подавлено русскими войсками под командованием А. В. Суворова. В 1807 г. к Российской Империи отошла еще часть белорусских земель вместе с городом Белосток. В 1812 году северные и западные районы Белоруссии сильно пострадали во время нашествия Наполеона, погибло множество людей. Так как местная католическая польско-литовская шляхта была нелояльна к Российскому государству, власти в первой половине XIX века предприняли ряд шагов по облегчению участи крестьян.

В 1863-1864 годах на территории современных Польши и Литвы, а также части Белоруссии под руководством Кастуся Калиновского произошло антироссийское восстание под лозунгами восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Жесткими мерами, принятыми виленским генерал-губернатором М. А. Муравьевым при помощи белорусских крестьянских отрядов, восстание было подавлено.

Реформы 1860-1870-х годов ускорили социально-экономическое развитие Белоруссии, содействовали становлению капитализма.

Революционная волна начала ХХ века способствовала подъему новой волны белорусского национального движения.

В Первую мировую войну (1914-1918) территория Белоруссии вновь стала ареной кровопролитных боевых действий: в 1915 г. Германией были оккупированы западные её земли, а с марта 1918 - почти вся территория.

Белоруссия во время Гражданской войны. Провозглашение БНР

25 марта 1918 г. представители национальных партий и движений в условиях немецкой оккупации объявили о создании независимой Белорусской Народной Республики (БНР). После ухода немцев территория была занята Красной Армией, правительство БНР было вынуждено эмигрировать и 1 января 1919 г. в Смоленске была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (позднее переименованная в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику), которая после непродолжительного периода «Литбела» (Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика; февраль-август 1919) в декабре 1922 г. вошла в состав СССР.

В феврале 1919, польские войска вторглись на территорию Белоруссии. 8 августа польские войска заняли Минск, который был отбит Красной Армией только в июле следующего года.

По результатам Рижского мирного договора 1921 года к Польше отходили территории Западной Белоруссии, находящиеся к востоку от Линии Керзона, с преобладающим белорусским населением.

Белоруссия в 20-30-е годы

В 1920-1930-е гг. в Советской Белоруссии активно шли процессы индустриализации, сформировались новые отрасли промышленности и сельского хозяйства. В 1924-1926 г. Белоуссии был отдан ряд территорйи, до того входивших в сотав РСФСР. Во время языковой реформы 1933 г. произошел отказ от "тарашкевицы" - в белорусский язык было введено более 30 фонетических и морфологических особенностей. Советская Белоруссия, в которой было четыре официальных языка (белорусский, русский, польский и идиш) резко отличалось в этом плане от Польши, проводившей жесткую этнократическую политику.

На территории Западной Белоруссии, аннексированной Польшей, польское правительство не соблюдало положения Рижского договора о равноправии всех этнических групп. Только до марта 1923 г. из 400 существовавших белорусских школ было закрыты почти все, за исключением 37. Одновременно в Западной Белоруссии было открыто 3380 польских школ. В 1938-1939 оставалось только 5 общеобразовательных белорусских школ. 1300 православных церквей было преобразовано в католические, нередко с применением насилия.

После установления в Польше авторитарного режима «санации» происходило все большее ущемление культурных прав национальных меньшинств. С в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) действовал польский концентрационный лагерь в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима. По данным "Энциклопедии Истории Беларуси", в период 1921-39 гг с этнических польских земель в западную Белоруссию было переселено около 300 тыс. колонистов-"осадников", а также польских чиновников разных категорий. Осадникам передавались имения, принадлежащие лицам, "враждебным Польше" и государственные земли.

В ходе Сталинских репрессий сотни тысяч представителей интеллигенции, культурной и творческой элиты, зажиточных крестьян были расстреляны, сосланы в Сибирь и Среднюю Азию. Из 540-570 литераторов, печатающихся в Белоруссии в 1920-1930-х годах ХХ века было репрессировано не менее 440-460 (80 %), а если учитывать авторов, вынужденных покинуть родину, то репрессиям подверглись не менее 500 (90 %), четверть от всего количества литераторов (2000), репрессированных в СССР. Количество прошедших через лагеря оценивается примерно в 600-700 тысяч человек, расстрелянных - не менее 300 тысяч человек.

Вторая мировая война

В результате вторжения Германии и Советского Союза в Польшу в сентябре 1939 Западная Белоруссия была занята советскими войсками и присоединена к БССР. Часть территории вместе с городом Вильно в октябре 1939 г. была передана Литве.

В Западной Белоруссии были проведены репрессии. Только в Барановичской области с октября 1939-го по 29 июня 1940 года по самым скромным оценкам было репрессировано более 29 тысяч человек; примерно столько же (33 тысячи 733 человек) во время оккупации вывезут немцы на принудительные работы в Германию.

В начале войны между Германией и СССР (1941-1945) территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска. Территория Белоруссии была объявлена генеральным округом в составе Рейхкомиссариата Остланд. В декабре 1943 было создано коллаборационисткое правительство Белорусская центральная рада, которая имела в основном совещательные функции.

Партизанское движение, широко развершувшееся в Белоруссии стало важным фактором, вынуждавшим гитлеровцев держать здесь значительный контингент и способствовавшим скорейшему освобождению Белоруссии. В 1944 году всего в партизанских отрядах на территории Белорусии насчитывалось 373 942 человека. Восторные районы Белоруссии были освобождены Советской армией осенью 1943 года, а вся республика целиком - летом 1944 г. в ходе операции "Багратион".

На территории Белоруссии немецкими оккупантами было создано 260 концентрационных лагерей, в которых было уничтожено около 1,4 млн человек гражданского населения и советских военопленных.

С территории Белоруссии гитлеровцами на работы в Германию было вывезено 399 тысячи 374 человек.

Согласно данным мемориального комплекса Хатынь всего немцы и коллаборационисты провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций; население районов, подозреваемых в поддержке партизан, уничтожалось, угонялось в лагеря смерти или на принудительные работы в Германию. Из 9200 населенных пунктов, разрушенных и сожжённых немецкими оккупантами и коллаборационистами в Белоруссии, свыше 5295 были уничтожены вместе со всем или с частью населения. Согласно другим данным количество уничтоженных населённых пунктов в ходе карательных операций - 628.

За годы войны Белоруссия потеряла около трети населения (34 % довоенной численности населения страны в ее нынешних границах - 3 млн человек), страна потеряла более половины национального богатства. Были полностью или частично разрушены 209 городов, поселков, районных центров и более 9 тыс. сёл и деревень.

Послевоенное время

В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Белорусская Советская Социалистическая Республика была учредителем и вошла в состав Организации Объединенных Наций. 26 июня 1945 года К. В. Киселёв во главе делегации Белорусской ССР подписал Устав ООН, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета БССР 30 августа 1945 года. В ноябре-декабре 1945 года белорусская делегация приняла участие в работе Подготовительной комиссии Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций в Лондоне, на которой глава делегации Белорусской ССР К.В.Киселев был избран вице-председателем четвёртого комитета.

После Второй мировой войны Белосток был передан Польше, в последующие годы прошла передача еще нескольких пограничных районов Польской народной республике и Литовской ССР.

В 1950-1970-е гг. быстрыми темпами шло восстановление страны, интенсивно развивались промышленность и сельское хозяйство. Экономика Белоруссии была ключевой частью народнохозяйственного комплекса СССР, Белоруссию называли «сборочным цехом» советской экономики.

Распад СССР

Политические процессы конца 1980 - начала 1990-х гг. привели к распаду Советского Союза и краху коммунистической системы. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 19 сентября 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была переименована в Республику Беларусь. Следует отметить, что 17 марта 1991 года на общесоюзном референдуме о сохранении СССР 82,7 % от принявших участие в голосовании (приняло участие 83,3 % внесённых в списки для голосования) высказалось за сохранение Союза ССР, что свидетельствовало об отсутствии стремления жителей Белоруссии к отделению от союза.

В декабре 1991 г. в результате Беловежских соглашений Белоруссия вошла в Содружество Независимых Государств.

15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, по которой она объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является президентской республикой.

Современная Белоруссия

В июле 1994 года состоялись выборы Президента. В результате всенародного голосования первым Президентом Белоруссии был избран Александр Лукашенко

Происхождение названия “Беларусь.”


Дата: 29-09-10 20:58

Это название составляется из двух слов: “Белая” и “Русь.” Исторически известно, что в старину существовали названия: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь.

Некоторой аналогией в этом отношении служат названия морей. Морская вода везде по цвету и качеству одинакова, а между тем люди называют: Белое море, Черное море, Красное море, Желтое море. Очевидно, что цвет прибрежных скал и нависших грозовых туч способствовали появлению этих названий.

Мнения в вопросе о причинах возникновения разных названий Руси существуют разные, но наиболее правдоподобными представляются те, которые высказывают следующие положения. “Белая Русь” получила свое название от шерстяной и холщовой самодельной ткани белого цвета, из которой местные жители изготавливали для себя одежды с незапамятных времен. “Черная Русь” названа от дремучих и темных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название “Червоная Русь.”

Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название “Холмская Русь.” “Галичская Русь” названа от древнего стольного города Галича. Эта область названа австрийцами Галицией. “Малая Русь” как название стало известно впервые в ХIII веке, когда холмско-белжский князь Юрий Андреевич, владевший и Галичской Русью, именовал себя князем “Малой Руси.”

Отсюда это название распространилось на Волынь и Киевскую Русь. Юго-восточные области Киевской Руси уже с ХII века назывались Украиной. Название “Великая Русь” появилось с образованием Московского государства. Таким образом, все названия Руси сложились в далекие времена и имеют за собою историческую традицию.

Когда Московское государство стало называться Россией, то Беларусь назвали “Белоруссией.” Но Белая Русь или Беларусь Россией или Руссией никогда не называлась в исторические времена. “Беларусь” или “Белая Русь,” и “Белоруссия” или “Белая Россия” понятия разные и неприменимы к одной и той же стране.

Коренные жители Белой и Черной Руси искони называют свою родину “Беларусь.” Это название правильно, и его мы употребляем в настоящем труде.

Иностранцы ошибочно переводят на свои языки слово “Белая” и таким образом искажают собственное имя “Беларусь.” Так, например, поляки пишут “Бяларусь,” украинцы “Бiларусь,” немцы “Вайссруслянд,” англичане “Уайтраша,” французы “Бляншрюсс.” Однако после второй мировой войны эта ошибка исправляется по почину Организации Объединенных Наций. По примеру этой организации Беларусь в международной политике стали называть “Вiеlorussia.” Этим термином пользуются газетные репортеры и журналисты.

Некоторые белорусские националисты польско-католической ориентации пытались переименовать Беларусь в Крывию. Но это искусственное название не привилось в белорусских народных массах. Не нашло оно признания и за границей среди политиков и ученых разных европейских стран.

Где-то во второй половине ХIХ в. Беларусь была названа “Северо-Западным краем.” Такое название, данное российскими государственными властями, имело чисто национально-политический характер. Его придерживались все российские историки, которые писали о Беларуси. После первой мировой войны оно отпало само собой и совершенно забылось, оставшись только в исторической литературе на русском языке.

Коммунистическая власть, завладевшая Беларусью в 1918 году, назвала ее “Белорусская Советская Социалистическая Республика,” сокращенно “БССР.” Верховная власть этой республики находилась в Москве. После второй мировой войны советская коммунистическая власть ввела в организацию Объединенных Наций отдельного делегата от Беларуси, который стал заседать там наравне с другими делегатами этой международной организации. В такой форме Беларусь вступила на арену мировой политической жизни.

Слово “Русь.”

Происхождение этого слова точно не установлено исторической наукой. Мнения ученых расходятся в этом вопросе. Одни производят его от варяжского племени, из которого вышли первые князья на Руси: Рюрик и Олег. Это мнение находит подтверждение в старинной Ипатьевской летописи ХIV века, где говорится: “И изгнаша Варягы за море и не даша им дани и почаша в себе володети и не бе в них правды и въста род на род и быша оусобице в них и воевати сами на ся почаша и рекоша: поищем сами в собе князя иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву. Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо звахут ты Варягы Русь.” Здесь идет речь о псковских и новгородских славянах. Другие историки доказывают славянское происхождение слова “Русь.”

Откуда бы это слово ни произошло, но на заре исторической жизни русского народа оно уже было известно. В древнем документе времен киевского князя Олега, в договоре его с греками в 911 году, записано: “Аще оукрадет Русин что либо оу крестьянина или пакы хрестьянин оу Русина.” В договоре кн. Игоря с греками в 944 году говорится: “Аще убьет хрестеянин Русина или Русин хрестеянина... да убьют и.” (Там же.) Под “хрестеянином” или “крестьянином” подразумевается православный грек. Греки в то время были христианами, а русины находились еще в язычестве. В “Омилиях” 51 и 52 Константинопольского патриарха Фотия (878-886) сказано: “Росы - народ скифский и грубый.” Приведенные летописные свидетельства подтверждают, что слова “Русь” и “русин” возникли очень рано в жизни славянских племен, которые прозваны Русью.

Фотий был одним из образованнейших людей своего времени. Для библейской науки немалое значение имеет его энциклопедич. труд “Мириобиблион” (“Множество книг”), который содержит обзор 280-ти рукописей (в 19 в. книга была переведена на рус. яз. свящ. Надеждиным Н., но напечатан пер. не был). Среди них утраченные произведения иудейского историка Юстуса Тивериадского, современника Флавия, и ряда раннехрист. писателей (Гегезипп, святой Иустин и др.). Ф. составил катены на Псалтирь и послания апостола Павла. Кроме того в своей книге “Ответы Амфилохию” он рассмотрел множество трудных мест Библии и объяснил ряд встречающихся в ней “противоречий” библейских. “Ответы” содержат и рассуждения о литературном характере евр. и греч. текстов свящ. книг. В полемическом труде, направленном против визант. павликианства (род манихейства), Ф. указал на духовное единство Библии, которое отрицалось этими еретиками. Прим. ред.

Это название появилось сперва в Киеве с приходом сюда на княжение Олега (ум. 912). Летописное сказание приписывает ему изречение о Киеве следующего содержания: “Се буди мати градом руськым.” Из Ипатьевской летописи известно, что в дружине Олега служили: “Словены, и варязи, и прочи прозвашася Русью.” Отсюда видно, что вся разноплеменная дружина кн. Олега называлась “Русь.” Это название существовало также при его преемниках. В Лаврентьевской летописи говорится: “Иде Володимер к ляхом и зая грады их Перемышль, Червень и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью.” Это свидетельство указывает, что слово “Русь” распространилось из Киева на все славянские племена, которые попали под власть киевских князей.

Первоначально Киевское княжество называлось Русской землей. Так, например, великий князь Мстислав Владимирович писал о себе: “Се аз Мстислав Володемер сын держа Руську землю.”

Киевское влияние особенно усилилось после крещения Руси в 988 году. Проповедь христианской православной веры была занесена во все концы обширного Великого Киевского княжества. Вместе с Христианством закреплялось название “Русь” среди славянских племен, объединенных церковным и княжеским центром в Киеве.

Название “Росия” появилось среди греков. Грекам было легче произнести слово “рос,” чем “рус.” От этого “рос” они произвели “Росия.” Греческие монахи, исправлявшие церковно-богослужебные книги в Москве в первой половине ХVII века, распространили это название по Руси. По примеру греков начали писать слово “Росия” киевские богословы ХVII в. в церковных книгах. Они же образовали название “росияне,” по образцу греческого “рос” вместо родного “русин” или “рус,” употреблявшихся с IХ века на Руси. При имп. Петре Великом “Росия” стала общеупотребительным официальным названием. С того времени это название утвердилось за Русским государством, долгое время называвшимся Московским.

В названии “Россия” принято писать сдвоенное “с.” Известный русский ученый и издатель толкового словаря В. Даль писал в своем сочинении (том Х) по этому поводу следующее: “Почему, землячок, ты пишешься Русский, а не просто Руский? Если тебя и смущают слова: Россия, российский екатерининских времен, то, во-первых, самое слово это - высокопарное сочинение любителей высокого слова взамен Руси и руского; во-вторых, сдвоенная буква “с” забрела в слово Россия из немцев... Встарь писали “руский” и поныне на всех славянских наречиях также.”

От слова “Россия” производные слова: “российский,” “россияне,” “россиянин.” Если Россия, то и “российский язык,” “российское государство,” “российский народ,” а от слова “Русь” - русский язык, русский народ, русская история и т.д. Если придерживаться названия Россия, то от него следует производить и все прочие названия.

Беларусь - название старинное

Российский академик В.И. Ламанский указывает на древность названия “Белая Русь.” Он ссылается на немецкого поэта конца ХIV - начала ХV вв. Петра Сухенвурт, который в своих поэмах упоминает о Белой Руси, называя ее “Weissen Reuzzen.”(В. И. Ламанский, “Живая Старина,” 1891, вып. III, стр. 245-250.)

Польский писатель ХIV века Ян Чарнковски, составивший интересные записки о своем времени, рассказывает о том, что литовский князь Ягайло был заключен со своей матерью “in guodam Castro Albae Russiae Polozk diсto,” т.е. в замок под арест в Белой Руси. Подобные же указания о названии Беларуси находились в письмах Витовта 1413-1442 гг. “Во всех перечисленных местах - говорит Карский - говорится о Белой Руси, как о чем-то вполне известном, всем понятном. Отсюда естественно следует заключение, что это название было общеизвестным, живым, народным, издавна употребительным выражением.” Академик Ламанский подтверждает, что с большой вероятностью можно полагать, что оно “древнее века Ольгердова и даже Гедиминова, что оно существовало уже в конце и даже в середине ХIII века.”

Витовт - сын Кейстута, великий князь Литовский, во крещении православном и втором католическом - Александр, первом католическом - Виганд (1350-1430). Участвовал в походах отца на Москву (1368 и 1372 годов), Польшу и Пруссию. По смерти Ольгерда (1377) Витовт боролся с его наследником Ягайлом, сначала (1381-82) как помощник отца, а потом самостоятельно (1382-84). Когда, не имея средств для защиты своей власти на Литве, Ягайло задумал соединить посредством брака с Ядвигою Литву с королевством польским, Витовт примирился с ним и в качестве областного князя литовского участвовал в правительственной деятельности Ягайло (1384-90). По мере упрочения положения Ягайло, ставшего польским королем и введшего Литву в состав короны польской (1386), изменялось отношение его к Витовту; вопреки обещанию, он не отдал Витовту Трок. Для построенной на литовско-националистической почве оппозиции Витовта пригодные элементы нашлись без труда. В 1390 г. Витовт при помощи Тевтонского ордена стал отвоевывать Литву. В это же время (1390) произошло сближение Витовта с Москвою: великий князь Василий I женился на его дочери Софье. В 1392 г. заключен был мир; Витовт получил все наследство отца и признан был пожизненным великим князем литовским. В 1395 г. Витовт присоединил к Литве сравнительно слабый и территориально связанный с нею Смоленск; в 1395-96 годах удачно боролся с Рязанью; в 1397-98 годах Витовт успешно воевал с татарами; в 1398 г. у него просил помощи Тохтамыш. В 1399 г., при незначительной помощи ордена и Польши, Витовт организовал большой поход против татар в степь, неудачно окончившийся 12 августа того же года битвою на реке Ворскле. В 1415-16 годах западно-русские епископии были отделены от общерусской митрополии; митрополитом был избран Григорий Цамблак. Разделение продолжалось до 1419 г., когда Витовт примирился, по-видимому, с Фотием московским. Цамблак ездил на Констанцский собор по делу соединения церквей, но безрезультатно (1418). Дружественные, а с 1423 г. покровительственные отношения к Москве, союзный договор с Тверью (3 августа 1427 г.), зависимость рязанского (1427) и других верхнеокских князей, мир с Новгородом (кроме несогласий 1412 - 14 годов и войны 1428 г.) и Псковом (кроме войны 1426 - 27 годов) - характеризуют русские отношения Витовта. На татарском Востоке Витовт усердно вмешивался в нестроения и победоносно отражал набеги (особенно в 1416, 21 и 25 годах). Вся правобережная степь до Черного моря признавала его власть. Умер 27 октября 1430 г. Прим. ред.

В начале ХVII века это название было распространено в Москве. Там жителей Беларуси называли белорусцами. Патриарх московский Филарет, возвратившийся из польского плена, говорил на московском соборе в 1620 году: “Когда я был в Польском и Литовском государстве, я видел многие церковные несогласия у самих христиан православных, которые там называются белорусцами.” У патриарха Никона, в его монастыре “Новый Иерусалим” недалеко от Москвы, находились мастеровые белорусы. В старинном описании жития этого святителя говорится: “Много пребываху иноземцев: греков, поляков, черкес, белорусцев, крещенных и некрещенных, немцев и жидов, в монашеском чину и в мирянах.”

Это название пришло в Москву из Великого Княжества Литовского. В документах ХVII века часто встречается слово “белорусцы.” В актах 1648 г., изданных в 1954 г. в Москве под названием “Отписки,” находятся следующие фразы: “Литва и белорусцы на королевство не ходят,” “белорусец Ивашко,” “о прииманье из-за рубежа белорусцев,” “ныне де в Путивле белорусцы и черкасы многия люди живут.” Эти данные указывают, что белорусов в ХVII веке называли белорусцами.

Беларусь как страна имела важное значение для русских царей. Царь Алексей Михайлович, временно занявший город Вильно в войне с Литвою в 1655 г., присоединил к своему царскому титулу слово “Беларусь.” Его титул звучал: “Самодержец Великия, Малыя и Белыя Руси.” Такой же титул имели его сыновья Иоанн и Петр Алексеевичи, восседавшие на царском престоле после своего отца. Этим титулом венчались все последующие цари, императрицы и императоры России.

Православные епископы могилевские в ХVIII-ХIХ вв. титуловались епископами белорусскими. Во время господства церковной унии в Беларуси все полоцкие униатские епископы и униатский митрополит именовались белорусскими. В императорской России один из драгунских полков назывался белорусским. Это указывает, что название “Беларусь” существовало давно и имело важное значение в те времена.

Белорусский язык

Белорусы имеют свой собственный разговорный язык. На этом языке они искони говорили в кругу своей семьи и друзей, слагали песни и былины, рассказывали сказки и легенды, писали летописи и сказания, составляли юридические акты и государственные грамоты, сочиняли стихотворения и повести. Этот язык объединял их в один народ белорусский.

В истории отмечается длинный многовековой период, когда белорусский язык был государственным в Великом Княжестве Литовском. На нем писали все акты государственного значения, административные и военные распоряжения, судебные протоколы и приговоры, дарственные грамоты, духовные завещания и торговые договоры. На нем произносили свои речи послы и сенаторы в сеймах, вели беседы и спорили между собою бояре и князья. Он был родным для них. Все слои населения, от князей до простых мещан и крестьян, говорили на своем родном белорусском языке. Великий князь литовский и весь его великокняжеский двор пользовались белорусским языком как родным. Таково историческое прошлое белорусского языка.

Исторических памятников того времени, писанных на белорусском языке, сохранилось много. Главнейшие из них: “Статут Казимера Ягеллона” 1492 г.; “Литовский статут” 1521-1529-1564-1566 и 1588 гг., “Трибунал вел. кн. литовского” 1581 г.; “Библия” Ф. Скорины 1517-1519 г., его же “Апостол” 1515 г., его же “Псалтирь” и “Акафисты” изд. 1517-1522 г.; “Хроника” Быховца, изд. Нарбутом в 1846 г.; “Летописец литовский и русский,” изд. Даниловича 1827 г.; “Летописец” Феодора Евлашевского 1546-1604 гг.; “Устав на волоки” Сигизмунда Августа 1557 г.; “Катехизис” Симона Будного и его “Оправдание грешнаго человека” 1562 г.; “Евангелие" Тяпинского 1580 г.; “Казание на осмы артыкул веры и о Антыхристу” Стефана Зизания; “Апокризис альбо отповедь на книжки о Соборе Берестейском именем людей старожитной религеи греческой” 1597 г. и др. Литература на эту тему указана в “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона и в “Большой Энциклопедии.”

Старый белорусский язык отличается от современного белорусского разговорного языка. Старый язык находился под влиянием церковно-славянского языка. Образцом старого белорусского языка может служить следующий отрывок из “Литовского статута” 1529 г.: “Писарь земский маеть по-руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншим езыком и словы. А присягнути маеть на вряд свой писарский тыми словы: Я, н.[айме], присегаю Пану Богу, в Тройцы Единому на том, иж справедливе водле бога и того права писаного и водлуг мовенья и споров сторон, ничого не прикладаючи.”

Этот образец характеризует белорусский язык ХIV-ХVI веков.

Когда Беларусь была присоединена к Польше после Люблинской унии 1569 г., белорусский язык стали засорять польскими и латинскими словами, особенно в писании государственных актов.

Люблинская уния 28 июня 1569 года, соглашение об объединении Польши и Великого Княжества Литовского в одно государство - Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна, войско и др.) ликвидированы Третьего мая 1791 года конституцией, которая была принята Четырехлетним сеймом Речи Посполитой. Вводила наследственную монархию, укрепляла центральную власть, ликвидировала конфедерацию, либерум вето, остатки государственности Литвы. Отменена после 2-го раздела (1793) Речи Посполитой. Прим. ред.

Ополяченная шляхта переставала понимать свой белорусский язык в урядах и судах, потому что говорила только по-польски. Эта причина побудила литовско-белорусских послов в сейме в 1696 году внести предложение о замене белорусского языка польским в государственном употреблении в Беларуси. Предложение было принято всеми послами единодушно. Ни один голос не раздался в защиту белорусского языка. Таким образом, в ХVIII веке язык, бывший в Беларуси в течение четырех столетий национальным и государственным, заменен польским языком, который стал господствующим во всех государственных учреждениях и в высших слоях общества.

После раздела Польши в конце ХVIII века Беларусь была присоединена к России. На место польского пришел язык российский или русский. Во всех государственных учреждениях введен был русский язык. Скоро он занял почетное место в образованном обществе населения Беларуси. Поляки и ополяченные слои населения пользовались польским языком. Два языка - польский и русский - соперничали между собою в Беларуси. Белорусский язык остался достоянием только сельского простого люда или белорусского крестьянства, да еще некоторой части мещанства. Только после коммунистического переворота в России и создания Белорусской Советской Социалистической Республики белорусский язык был введен в школах и государственных учреждениях.

По материалам Интернет

build_links(); ?>

Всем нам знаком топоним «Русь», однако не каждому известно, что она разделялась по цветам. На территории древнерусского государства располагались целых три «цветных» Руси: Белая, Черная и Червонная.

Белая Русь

Между 1255 и 1260 годами в Ирландии был составлен анонимный географический трактат, в котором впервые была упомянута Alba Rusсіa («Белая Русь»). Под ней ученые обычно понимают владения господина Великого Новгорода. Это свидетельство признано первым цветовым обозначением, которое было применено к Руси.

Позднее упоминания о Белой Руси у европейских географов встречаются чаще, и что важно – до XVII века они называют так Северо-Восточную Русь. Однако уже в XVI веке название Белая Русь постепенно переходит на западнорусские (территория современной Белоруссии) земли.

Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали, что он обозначает независимость (русских царей в Персидских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.

Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».

Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец». Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название.

Черная Русь

Лингвисты выяснили, что белый, черный и красный являются тремя наиболее важными цветами в языках народов Земли. Слова-обозначения для них появляются раньше других. В качестве противопоставления белому обычно используется черный цвет.

Так, если географ называл Московскую Русь «Белой», то земли Великого княжества Литовского именовались «Черной Русью» - просто в качестве противопоставления.

В узком смысле Черной Русью называли территорию в верховьях Немана (в современной Белоруссии). Этот район очень долго оставался языческим, и христианские географы именовали его Черной Русью, то есть языческой.

Червонная Русь

Червонный означает «красный». Название Червонная Русь закрепилось за территориями западной Украины и юго-восточной Польши, на которых впоследствии было основано Русское воеводство.

Его происхождение не ясно. Вероятно, это связано с червенскими городами, за которые, согласно «Повести Временных Лет», успешно воевал Владимир Красное Солнышко. Потом Червенские города – Луцк, Холм, Перемышль и другие, отошли к Речи Посполитой, но название «Червонная Русь» сохранилось и упоминалось в более поздних источниках, начиная с XV века. Шла ли речь о прямой преемственности, или богатые и сильные города называли «червонными», красными, то есть красивыми, достоверно неизвестно.

Кто кроме Руси?

Кроме Руси, на карте Центральной и Восточной Европы был как минимум еще один этноним, также имевший «белое, черное и красное названия». Речь идет о хорватах. Красными хорватами называли прямых предков современных хорватов – южнославянскго племени, жившего на Балканах еще с раннего Средневековья. В то же время Белые хорваты, известные по той же Повести Временных Лет и трактату византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», племя восточнославянское. Их поселения располагались на южных склонах Карпат и частично входили в состав Червонной Руси. Самыми загадочными считаются Черные хорваты. Они жили на севере Чехии и относились уже к ветви западных славян. Собственно, черными хорватами называлась только их восточная группа. Вместе с западными они образовывали большое племя чешских хорватов.

Наконец, еще одно племя с цветовым маркером, оставившее свой след в этнической истории Европы - белые сербы. Зона их расселения находилась в северной Чехии и они считаются предками современных лужицких сербов – жителей Германии и Польши.

Стороны света и их цветовые маркеры

Среди некоторых лингвистов бытует мнение, что у славян (в частности, хорватов и сербов) стороны света имели каждый свой цвет: белый - запад, чёрный - север, красный (червонный) - юг. Как мы видели выше, это действительно находит подтверждение в источниках. Однако, существует мнение, что в восточных языках схема цветов и сторон света совпадает почти полностью.

Иван Билибин

Кто здесь прав, и от какого языка пошло это сопоставление сторон света с определенными цветами, сказать невозможно. Однако, вполне вероятно, что речь идет о совпадении: те же лингвисты доказали, что в человеческих языках слова для белого, черного, красного и синего цветов появляются раньше, чем для других.

Троичное деление Руси на Белую, Черную и Червонную было призвано передать этнос и регион (реже религию). В то же время, еще одной причиной путаницы было то, что существовало геополитическое двоичное деление. В XV – XVIII веках территории Руси были разделены между двумя государствами – Московской Русью и Речью Посполитой, что сильно путало историков. Связь между понятиями Белая Русь и Великая Русь/Великая Россия была относительно устойчивой, Черной Русью называли только литовские земли, а термин Малая Русь/Малая Россия соотносился как с Черной Русью, так и с Красной Русью.

Наряду с существованием нескольких теорий этногенеза белорусского народа, имеют место и разные версии происхождения названия «Белая Русь». Проблема «Белой Руси» уже давно привлекает внимание ученых. Одним из первых ей стал интересоваться Сигизмунд Герберштейн - дипломат Священной Римской империи («Записки о московитых делах», XVI в.). В XVIII столетии исследованием этнонима «Белая Русь» занялся известный русский историк В,Н. Татищев, а также Белорусский архиепископ Г. Конисский. Последний в своей «Истории Русов и Малой России» (1846 г.) разделил Русь на «Чермную», под которой подразумевалась земля, «производящая красильные травы и червец в стране полуденной», и «Белую», названную так «по великим снегам, выпадающим в стороне северной».

В дореволюционной России проблемой происхождения названия «Белая Русь» интересовались многие известные историки, лингвисты, этнографы, в частности, Е.Ф, Карский, А.А. Потебня, А.Н. Пыпин. В.И. Ламанский, В. Ластовский, А.В. Соловьев и многие другие. В историографии XX века интерес к этой проблеме проявляли и проявляют М.Ф. Пилипенко, В.И.Пичета, С.А.Подокшин, В.К. Чаропко, И.А. Юхо, Н.Н. Улащик. Все они имеют свои собственные версии происхождения этнонима «Белая Русь». Вот некоторые из них. По мнению М.О. Кояловича, Е.Ф. Карского и некоторых других ученых, понятие слова «белая» следует отождествлять с преобладанием в одежде жителей белорусских земель белых тонов, а также с наличием у белорусов светлых волос и светло-серых глаз, Заслуживает внимания и религиозно-конфессиональная версия, согласно которой Русь делилась на «Черную» (там долго сохранялось язычество) и «Белую», где очень быстрыми темпами шли процессы христианизации. В последующем под «Черной Русью» стали подразумеваться земли, заселенные в основном католиками, а под «Белой» — православными. Наиболее вероятна версия целого ряда ученых, в том числе М.П. Драгомапова, А.А. Потебни, Е.E. Ширяева о том, что понятие «Белая» следует толковать, как «свободная», «независимая». Впервые название «Белая Русь» появилось в XII веке и относилось к Ростово-Суздальскому княжеству. В последующем, когда это княжество было разорено монголо-татарами, название «Белая Русь» стало эмигрировать на запад. В определенное время оно закрепилось за Полоцким и Витебским княжествами и сохранялось за ними до тех пор, пока они не вошли в состав Великого княжества Литовского.

Одно из первых известных письменных свидетельств использования термина «белорус» в качестве этнического самоопределения принадлежит Соломону Рысинский. В 1586 при поступлении в Альтдорфский университет он записал себя как Solomo Pantherns Leucorussus (Leucorussus с латинского языка переводится как белорус). Соломон Рысинский (около 1560 13 ноября 1625) происходил из Полоцкого воеводства, был лютеранином. В 1618 г. он издал первый в мире собрание славянских народных пословиц и поговорок, являлся автором литературных и литературоведческих произведений на латинском языке.

Термин «Белая Русь» (Alba Russia) впервые фиксируется в западноевропейском географическом трактате Descriptiones terrarium («Описание земель») второй половины XIII в. В «Хронике Польши» Яна с Чарнкова под 1382 г. Полоцке упоминается как «крепость Белой Руси» («in guodam Castro Albae Russiae Polozk dicto»). К концу XVI в. данное название окончательно закрепилось за территорией Полотчины, Витебщины и Могилевщины. Первоначально название Alba Russia появилась именно в западных источниках, и только со временем этот термин был принят нашими предками как самоназвание. Польский исследователь А. Латышонок переводит термин «Белая Русь» как «Верхняя Русь» земля в верховья рек Волги, Днепра и Западной Двины (территория Полоцкого и Смоленского княжеств).

В XVI в. термин «Белая Русь» начинает все чаще упоминаться в отношении территорий, которые сегодня считаются этнически белорусскими. Так, в кальвинистской Литовской Ядноте (Jednota Litewska) существовал сначала русский, а потом белорусский дистрикт, который включал Полоцкое, Витебское, Мстиславское и Минское воеводства.

Ян Висличский в своей поэме «Прусская война» (1515) упоминает «белорусов, знаменитых мужеством в войнах». Однако более широкое использование в качестве этнического самоопределения православного восточнославянского населения ВКЛ в XVI в. имел термин «русин», «руський».

В прошлом веке, в связи с образованием Белорусской Народной Республики, а также Белорусской Советской Социалистической Республики, название «Беларусь» приобрело политическое содержание и окончательно закрепилось в качестве названия наших земель, а наш народ приобрел имя — белорусы.