Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками. Классный час «Как избежать конфликта с одноклассниками Классный час взаимоотношения между одноклассниками

Психологический классный час : Взаимоотношение и общение в классе

Цели :

1. Установление взаимопонимания при общении со сверстниками;

2. При помощи ролевых игр научить терпимому отношению к мнению

3. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

На доске висит плакат :

«Дружат ветер и волна,

Дружат звезды и луна,

Дружит лес и дружит луг,

И река им тоже друг…»

Учащиеся садятся по кругу. После того, как все учащиеся заняли свои места, провожу вводную беседу :

Мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем классе. Скажите, можно ли назвать наш класс дружным? (Ответ детей: в основном дружные). Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» о единении, о силе единства.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько не бились сыновья, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:

Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»

Есть много сказок, басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, о товариществе, о помощи друг другу. Приведете примеры: «Теремок», мультфильм «Красавица и чудовище».

2. Игра «Узнай кто это?».

Вы вместе уже учитесь второй год, а до этого вместе посещали детский сад и поэтому давайте проверим, как вы знаете друг друга. Я заранее дала вам задание, чтобы вы написали несколько предложений о себе, не указывая на такие явные признаки, по которым можно сразу вас узнать (Я читаю, а ребята должны угадать кто это?)

3. Ролевая игра «Да – диалог».

Дети разделяются на пары. Раздаю карточки с заданием. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.

Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Даю следующие темы для диалогов:

Мой любимый фильм или передача

Мой любимый мультфильм

Любимые уроки

Моё увлечение

4. Ролевая игра «Пресс – конференция».

Ребята по одному садятся в центр круга. Класс задаёт ему 5 вопросов о чем – либо, а он должен ответить.

Те, кто задают вопросы, должны соблюдать правила проведения пресс-конференций: 1) имя

2) фамилию;

3) вопрос.

5. Упражнение «Пожелание другу»

Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

После того как все закончили писать на сердцах пожелания встают в круг, так чтобы плечи касались соседа, берутся за руки и говорим:

Какой самый дружный класс в лицее? Все хором – НАШ!

Кому все по плечу? Все хором – НАМ!

6. Подведение итогов.

А сейчас ребята прочитайте те пожелания, поздравления и комплименты, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память. Когда вы окончите начальную школу, то на классном часе, посвященном этому событию мы прочитаем первые ваши пожелания друг другу.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Таттинского улуса

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа

им. Г.Д.Бястинова- Бэс Дьарааhына

Взаимоотношение и общение в классе

(Психологический классный час)

Кондакова Марина Ивановна

Учитель 2 класса

Классный час 6 «б» класса

«Мои одноклассники»

Цель: способствовать развитию умения понять другого человека, установлению доброжелательных отношений между учащимися, воспитанию чувства коллектива.
Форма проведения: этическая беседа.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Сегодня мы постараемся внимательнее присмотреться к своим одноклассникам и по-новому откроем их для себя. А поможет нам романтическая сказка. Как вы думаете, почему?
(Предположения детей.)
Да, в сказке случаются чудеса, ее герои предстают в неожиданном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Итак, мы отправляемся в сказку.
(По мере чтения сказки идет сопоставление героев сказки с ребятами из класса.)
Сказка про охотникаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был охотник.
- Каким вы хотели бы видеть этого охотника? Каких ребят из класса вы могли бы выбрать на эту роль? Почему?
Охотник был молод, добр, весел и, хотя жил небогато, никогда не унывал, щедро делился тем, что имел, с любым, кто нуждался в его помощи. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, неподвижной была трава, как бы окаменевшие кустарники. Солнце не пробивалось сквозь чащу, а лесные тропы были окутаны тенью и холодом.
Охотнику стало не по себе и, хотя он был смелым человеком, захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше по этому странному лесу. Проплутав несколько часов и отчаявшись выбраться, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало огромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лани, лисицы, зайцы и многие другие животные разных стран и континентов находились вместе, мирно расположившись на одной полянке. И сами эти животные тоже были необычными. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединяло их, в их позах чувствовалась грусть и безнадежность.
Охотник почувствовал, что не может убить ни одного из этих животных, хотя очень голоден. Пытаясь объяснить себе свое чувство, он вышел на поляну. Звери тотчас же почувствовали пришельца и мгновенно обступили его. Но в их намерении не было враждебности. Охотник ощутил какую-то затаенную мольбу в выражении их глаз, обращенных к нему. Здесь определенно хранилась какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и, напряженно всматриваясь в глаза животных, стал сосредоточенно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищно злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей - в животных. Беспощаден этот чародей, он не терпит в жизни добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодействия этому злу.
- Так вы - люди! .: с ужасом вырвалось у охотника.
Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты. Он стал напряженно всматриваться, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей. Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз, вероятно, добрая и нежная девушка...
- Кто, ребята, из ваших одноклассниц похож на этот образ? Что вы можете добавить, как расширить характеристики названных девочек? Помогите охотнику, от этого зависит исход сказки.
Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевностью паренек в образе лося.
- А здесь, каких бы ребят вы назвали? Почему? Расскажите о них подробнее.
Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый человек виделся охотнику в глазах тигра.
- Кого бы из одноклассников назвали здесь? Почему?
Легкая, стройная и красивая девушка подразумевалась в высокой лани. - Кто из одноклассниц похож на этот образ?
Как только охотник мысленно представил облик последнего животного, произошло неожиданное: звериные головы превратились в человеческие лица. Какая радостная встреча произошла на поляне, и какая грусть раздирала сердце охотника! Ведь люди не окончательно обрели человеческий облик, у них появились только лица и возможность говорить. Но нельзя же жить в образе человека-зверя, надо искать спасения от заклятия чародея. Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне диковинного леса. Каждый рассказал свою историю, поведал, что знал о тайнах колдовства.
- Кто хочет включиться в сказку и, выбрав для себя образ, поведать «свою» историю?
(Если такие ребята найдутся, надо обязательно дать им возможность высказаться. Это позволит детям открыть новое в одноклассниках.) - А кто хочет рассказать о тайнах колдовства? (Когда ребята выскажутся, сказка продолжается.)
Всем стало ясно: чтобы окончательно исчезли чары, их спасителю предстоит еще трудный и сложный путь. Но охотник теперь знал, что делать, и понимал, что он уже не один. Его не оставят в беде. А беда могла случиться. Ему предстояло пройти ночью по узкой тропинке этого страшного леса далеко вглубь, во владения злого чародея. На этом пути его подстерегали злость, коварство, жестокость невидимых слуг хозяина леса. Они оберегали дорогу вершине крутой горы, где в глубокой пещере в специальном углублении ила чудесная раковина. В полночь ее створки под удивительно мелодичный звук окружающих колокольчиков раскрывались, и взору представлялась прекрасная маленькая жемчужина, лучи которой освещали все вокруг ласковым голубым сиянием. В сиянии жемчужины заключалось все доброе начало "жизни. Лучи ее были живительны и могучи, они разрушали злое колдовство и давали победную силу добру. Жемчужину невозможно уничтожить, она сильнее любой силы зла, потому и старался сделать ее недосягаемой для людей чародей. Свет этой жемчужины только и мог разрушить колдовство. И охотник двинулся по заветной тропинке вперед, к этому свету, в окружении жаждущих спасения зверей-людей.
На пути вырастали стены, низвергались водопады, зияли пропасти, чавкали болотные топи. Но здесь все были за одного и один за всех, они верили, друг другу и спешили на помощь. И их единство победило: в стенах пробивались дыры, перед водопадами они сами превращались в плотную стену и преодолевали их, над пропастью воздвигался мост, в болотной топи находился след. И в гору ступенями послужили охотнику его спутники. Вершина горы была уже недосягаема для чародея. Там действовала сила жемчужины, и всем, кто остался внизу, уже не страшен был чародей. Во что бы ни превратил он их, охотник разрушит чары.
Когда раздалась мелодия колокольчиков, раскрылись створки раковины, все засветилось голубым светом. Охотник бережно взял жемчужину, поднял ее, и добрый свет осветил далеко все вокруг. Пало злое колдовство, уничтожен был силой добра чародей. Стало светло, как днем, лес ожил, обретшие свой человеческий облик люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра всем было радостно, легко.
- Ну, как вам наша сказка, ребята? Как известно, «сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А какой урок? (Ответы детей.)
Да, ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного, надежно, радостно, легко. Мы всегда с вами должны думать о классной дружбе. Ведь в коллективе очень тесно переплетаются, идут вместе такие понятия, как «я», «ты», «мы». Почему, как вы думаете, ребята? Давайте проведем своеобразное интервью.
(Желающие выходят к учительскому столу (их должно быть не больше 5-6 человек). Им задаются любые вопросы о классной жизни, о. проблемах в классе, в отношениях. Если ученики не сразу смогут включиться в такое интервью, учитель может помочь им.) Итак, ребята, наш коллектив представляет собой дружное «мы» которое действует, решает и представляет единое отношение ко всему, с чем мы сталкиваемся в нашей коллективной жизни. Но это «мы» состоит из очень разных «я». И каждое «я» стремится помочь «мы» стать крепче, сильнее, ярче и интереснее. Так? Поэтому каждое «ты» находится всегда вместе с «я» И вливается в общее «мы». Согласны?
Давайте подумаем над следующими ситуациями.
Ситуация 1
К конкурсу песни класс готовился тщательно и долго: делали костюмы, репетировали. В день конкурса не пришли 5 человек. .
- Как вы считаете, по какой причине могли отсутствовать ребята?
- Какие переживания выпали на класс, а также - на долю тех, кто отсутствовал?
- Как произойдет встреча этих ребят с коллективом?
Ситуация 2
В классе шла подготовка к концерту. Ребята - многое придумывали сами и, чтобы каждый мог принять участие в каком-то деле, вывесил красочное объявление с программой
и с приглашением каждому включиться в работу. Сережа очень хотел показать на концерте фокусы, но постеснялся записаться. На концерте он не выступал.
- Чего не учел коллектив?
- Что можно посоветовать Сереже?
Вывод: мы должны не забыть каждого, проявить внимание к каждому. Не забыть ничье (Рассуждения детей.)
«я» - долг «мы».
Ситуация З
Петя с Колей дружили. Они всегда бывали вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг поссорились. Ребят попытались выяснить причины И помирить их. «Какое ваше дело?» заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.
- Правы ли мальчики?
- Что может сделать коллектив?
(Рассуждения детей.)
Вывод: лезть с расспросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут помириться ребятам, класс может. Это могут быть совместные поручения. общее дело, в котором оба будут участвовать, или какое-то групповое общение, которое поможет мальчикам установить контакт.
Значит, ребята, «мы» должны всегда учитывать каждое «я», а наше «я» должно всегда помнить о «мы», - Объясните, как эту мысль раскрывает народная мудрость:
«Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга».
- Можно ли наш класс назвать коллективом?
- Почему?
А что вы скажете относительно высказывания В. Сухомлинского о том, что коллектив должен научить каждого школьника «по глазам, по движениям, по речи распознавать у окружающих людей горе и радость, огорчение и тревогу, беспокойство и смятение. Если не воспитать этого качества, человек вырастет бесчувственным чурбаном».
- Как вы считаете, можем ли мы каждого научить тому, о чем говорит В. Сухомлинский?
Давайте будем стремиться к этому, тогда в нашем классе всегда будут дружеские отношения.
Игра «Все вместе» .
На полу рисуется круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Для того чтобы усложнить задачу, можно предложить детям составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Игра «Аплодисменты по кругу»
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а далее становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом.
Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из класса, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Такимобразом, игра продолжается, а овации должны становиться все громче и громче.
(Игра интересна тем, что, как правило, аплодисменты всего класса достаются детям, которые не являются лидерами в классе, чаще это отверженные.)

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Воспитывающие – формировать доброжелательные отношения между одноклассниками.

ПРИЕМЫ: слово учителя, устное сообщение учащихся, коллективная форма познавательной деятельности, театрализация, работа с тестом, обработка результатов тестов, сопоставительный анализ, рефлексия.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

Организационный момент

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

Можно было избежать конфликта? (можно)

Как? (ответы уч-ся)

Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

УЧЕНИКИ – Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.

К.Р. – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

· Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящих иногда к вооруженному столкновению.

· Столкновение, серьезное разногласие, спор.

(Ожегов С.И.)

Беседа по теме.

Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Ответы детей:

Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

К.Р. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта

6. РАЗРЫВ.

5. АГРЕССИЯ.

4. УНИЖЕНИЕ.

3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.

2. НЕДОВОЛЬСТВО.

1. НЕСОГЛАСИЕ.

А что же такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Работа в группах: обсуждение

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.

Прошу детей ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации(когда ссоритесь)?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

1.Угрожаю или дерусь

2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

8.Иду на компромисс.

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Делаем выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

Разделимся на группы.

Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь мудрее.

Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

Правила


НЕ СТРЕМИТЕСЬ ДОМИНИРОВАТЬ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО.

БУДЬТЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫ, НО НЕ БОРИТЕСЬ РАДИ ПРИНЦИПА.

ПОМНИТЕ, ЧТО ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ ХОРОША, НО НЕ ВСЕГДА.

КРИТИКУЙТЕ, НО НЕ КРИТИКАНСТВУЙТЕ.

ЧАЩЕ УЛЫБАЙТЕСЬ.

ТРАДИЦИИ ХОРОШИ, НО ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДЕЛА.

ВО ВСЕМ НАДО ЗНАТЬ МЕРУ.

СКАЗАТЬ ПРАВДУ ТОЖЕ НАДО УМЕТЬ.

БУДЬТЕ НЕЗАВИСИМЫ, НО НЕ САМОНАДЕЯНЫ.

НЕ ПРЕВРАЩАЙТЕ НАСТОЙЧИВОСТЬ В НАЗОЙЛИВОСТЬ.

 БУДЬТЕ СПРАВЕДЛИВЫ И ТЕРПИМЫ К ЛЮДЯМ. НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАЙТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ И НЕ УМАЛЯЙТЕ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ.

НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНИЦИАТИВУ ТАМ, ГДЕ В НЕЙ НЕ НУЖДАЮТСЯ.

РЕАЛИЗУЙТЕ СЕБЯ В ТВОРЧЕСТВЕ, А НЕ В КОНФЛИКТЕ.

ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЫДЕРЖКУ, ОВЛАДЕВАЙТЕ УМЕНИЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

К.Р. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов. Вот эти правила (вывешивается на доскуплакат с этими правилами, ребята с ними знакомятся).

НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

 ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ О НЕПРЯТНОМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ СОЗДАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ, ОТМЕТЬТЕ ЗАСЛУГИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ХОРОШИЕ ДЕЛА.

ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ГЛАЗАМИ ОППОНЕНТА, ПОСТАРАЙТЕСЬ «ВСТАТЬ НА ЕГО МЕСТО».

 НЕ СКРЫВАЙТЕ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ, ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ СВОИМ ТОВАРИЩАМ, НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ.

УМЕЙТЕ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ВАС ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ, БУДЬТЕ ВЫШЕ МЕЛОЧНЫХ РАЗБОРОК.

Рефлексия:

К.Р. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о причинах конфликтов и путях их решения.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

  1. Методическая разработка классного часа для учащихся 7-11 классов Тема: «Конфликты в нашей жизни»

    Методическая разработка

    ... (потеря семьи, потеря себя). В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни » обсуждается значимость данной темы для... можно продолжить тему нашего классного часа ? (Показ слайда №13) Слайд №13 «Конфликты в нашей жизни или выиграть...

  2. Классный час

    Прежнему где-то происходят военные конфликты , теракты, совершаются преступления, ... прав. Ход классного часа : - Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните... не только на примерах из нашей жизни . Давайте вспомним художественное произведение...

  3. Классный час

    Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов , экологических, техногенных катастроф, стихийных... отдельности. Классный час на тему: "Права ребенка" Классный час на тему: "Наши права и... больше знали о законах нашей жизни . Вам помогут также книги...

Тема . Мир взаимоотношений - глазами подростков

Задачи : укреплять духовную связь поколений; совершенствовать навыки самопознания; подготовить к семейной жизни; учить преодолевать конфликты; воспитывать чувство сострадания, умение прийти на помощь; развивать творческие навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка тренингов, теста; распечатка раздаточного материала; творческие задания; оформление выставки.

Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог.

Ход мероприятия

Терпение — вот лучшее умение.

Пословица

Классный руководитель. Если бы люди обладали таким моральным качеством, как терпимость, то зла в нашей жизни было бы гораздо меньше. Что же такое терпимость?

Учащиеся:

— Это уважительное и доброжелательное отношение к убеждениям и верованиям, традициям и привычкам, а также поведению других людей.

— Это достижение человеческого взаимопонимания без угроз, оскорблений и принуждения, без крайних мер любого вида давления.

— Терпимость — одно из необходимых качеств культуры личности.

Классный руководитель . Значение этого качества трудно переоценить и для общения людей в повседневной жизни. Общеизвестно, что отношения между родителями и детьми часто складываются непросто, а иногда и драматично. Этот вопрос не обходят даже произведения мировой литературы разных периодов («Отцы и дети», «Сага о Форсайтах», «Поющие в терновнике»). Почему же так часто разрушается главный престиж семьи — ее духовная связь, духовное родство между родителями и детьми? Почему возникает непонимание в школе?

Учащиеся:

— Если маленькие дети спокойно относятся к непохожести двух миров — детского и взрослого, принимают его как само собой разумеющееся, то подросткам это делать уже гораздо труднее из-за своего взросления и того, что они находятся где-то посередине этих миров.

Взрослея, мы сравниваем эти два мира, претендуем на взрослость, стараемся приобщиться к миру взрослых ценностей, часто при этом осознавая свою несостоятельность, понимая, что уровень наших притязаний не всегда оправдан. Мы сами страдаем от противоречивости этих чувств, часто не можем с ними справиться, поэтому возникают противоречия и конфликты с миром взрослых. Хотя я и знаю, что для того чтобы погасить конфликт, надо сначала описать, что случилось, потом показать, что ты переживаешь сложившуюся ситуацию, и только потом сказать о том, чего ты хочешь и почему.

— Во взаимоотношениях со взрослыми наше самое большое желание — освободиться от контроля и опеки со стороны родителей, учителей, вообще взрослых, которые поучают, устанавливают правила и порядки.

Психолог проводит с ребятами тренинг «Выясняем отношения».

Беспроигрышный метод решения споров

1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2. Ищи как можно больше решений.

3. Оцени различные решения.

4. Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.

5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.

6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Классный руководитель. Вот вам, ребята, и одно из главных правил терпимости — вы не должны забывать о том, что родители и учителя являются представителями мира взрослых в целом. И в этом мире они наделены определенными полномочиями, которые вы должны осознать, принять и к которым должны отнестись с пониманием и чувством терпения.

Учащийся . Но иногда взрослым просто не до нас. Они предпочитают не доверительные отношения и взаимопонимание, а беспрекословное подчинение и покой (родители), давление авторитетом и абсолютную дисциплину (учителя). Я не говорю, что многие, но примеры есть.

Классный руководитель . Так чего же вы хотите от мира взрослых?

(Приводятся примеры ответов учащихся. Ребята заранее анонимно отвечали на этот вопрос, используя компьютер, поэтому проблема почерка не стоит, и классный руководитель может использовать данный материал при проведении родительского собрания.)

Самому распределять время (уроки, спорт, встречи с друзьями).

Чтобы мама не смотрела на меня подозрительно после каждой встречи с моим другом.

Заниматься любимым делом, а не тем, чем продиктовали в детстве родители (только потому, что они сами не смогли осуществить мечту своего детства).

Просто поговорить с мамой хоть один раз по душам.

Поговори со мною, мама,

Скажи, в кого я так упряма?

И почему я снова, снова

Твержу одно и то же слово?

Ты мне вопрос, я — «нет» в ответ,

Как будто слов других и нет.

Ты говори... Утро уже...

Но потеплело на душе.

Не отвечать изо дня в день на дежурный вопрос родителей «Ну, как в школе?» Хоть бы формулировку поменяли, что ли. Или не произносили его второпях.

В доме зеленая тоска...

Вопрос все тот же: «Опять пробегал?»

А я вчера у друга был.

Отец его сам лодку сделал.

И обещал нас летом взять

В поход, на речку, за грибами.

И мне так хочется спросить:

«Скажи мне, пап,

Ты тоже с нами?»

Хочу, чтобы со мной советовались и считались. Хочу иметь в семье право голоса.

Не выслушивать постоянные окрики.

Больше всего меня «достают» слова, унижающие мое достоинство (неужели я такой тупой, неужели во мне нет ничего хорошего?). Как говорится: «Мной хоть полы мой, да не называй мочалкой». Ведь я по характеру довольно молчаливый и терпеливый.

Учащиеся:

Мне кажется, что взрослые, став родителями, просто забывают о том, как трудно было им самим в детстве. Они поступают со своими детьми так, как поступали с ними их родители.

— Думаю, что стиль общения на работе взрослые часто переносят в свои семьи.

— Часто взрослые вымещают на детях свое раздражение, возникшее у них из-за служебных, семейных и других неурядиц (родители - на детях, учителя - на учениках).

— Определенная часть взрослых убеждена, что окриком и силой можно решить все воспитательные моменты и конфликтные ситуации. Дети подвергаются моральному и физическому унижению. Известно, что каждый год до 50 тысяч детей убегают из дома. Большинство ребят жалуется на жестокое обращение. Они испытывают постоянное чувство страха, слышат угрозы, получают подзатыльники, их насилуют.

Психолог. Если что-то подобное случилось с вами, вашими близкими и даже незнакомыми вам людьми, то всегда можно обратиться (или посоветовать другим сделать это) к социальному педагогу школы, психологу, классному руководителю, участковому милиционеру, позвонить в милицию или по номеру «телефона доверия» (сообщает номер местного «телефона доверия»). А вам надо помочь пострадавшему преодолеть чувство страха, стыда и недоверия.

Психолог проводит с учащимися упражнение «Телефон доверия».

Психолог выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика по очереди—в роли дежурных на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации 3-4 минуты. По окончании каждой консультации ученик рассказывает о своих чувствах в «момент оказания помощи». Задача класса — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.

Принципы работы «телефона доверия»:

— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

— определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы частичное решение.

Принципы консультирования (по К. Роджерсу):

— безусловное принятие личности и ее переживаний;

— отсутствие оценок по отношению к ней;

— эмпатия: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь и собирая всю первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, «поддакивания».

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»). Затем необходимо установить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь. Далее вырабатывается план действий, направленных на преодоление критической ситуации, с которыми подросток согласен. В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.

Учащиеся (один из консультантов):

— Я пришел к выводу, что если бы ребята чаще обращались за помощью, то многих критических ситуаций можно было бы избежать.

— А мне хотелось бы отметить явное несоответствие поучений некоторых взрослых и их конкретных поступков. Например, подавая пример жестокости, мир взрослых получает ее в ответ.

Гость встречи, член школьного драмкружка, читает рассказ «Жестокость» В.А. Сухомлинского.

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

— Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась. Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться... мы путники... Замерзаем. Спасите...

— Всех не спасешь, - тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

— Папа, почему вы их не пустили? — спросил Ивась. — Они же погибнут от холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец. Ивась заплакал.

Учащиеся. В отношениях взрослых и детей часто наблюдается не только холодность, но враждебность и жестокость по отношению даже к своим детям (не то чтобы к чужим, как в рассказе), которая дает ответную реакцию - агрессию.

Психолог. Когда дети считают, что родители или учителя предъявляют к ним необоснованные требования, то это вызывает протест, и он часто проявляется в виде агрессии. Есть ребята, у которых наблюдается чрезмерное выражение агрессивности в межличностных отношениях с окружающими и не только по отношению к взрослым, но и к ровесникам.

Существуют различные виды реакций:

1. Физическая агрессия - это использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия направлена окольным путем на другое лицо (иногда ни на кого конкретно не направленная).

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств. При малейшем возбуждении человек может вспылить, нагрубить.

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении. Проявляется как пассивное сопротивление, так и активная борьба против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - это зависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям. Иногда человек убежден, что другие люди планируют нанести ему вред.

7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (крик и визг), так и через содержание ответной реакции (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины — субъект убежден в том, что он плохой человек, поступает зло и он ощущает угрызения совести.

Я предлагаю вам проверить себя на предмет агрессивности.

Опросник Басса-Дарки

(методика предназначена для определения уровня агрессивности у подростков)

Инструкция: вам будет предложен ряд вопросов. После прочтения каждого из них подумайте и поставьте в бланке ответов напротив номера вопроса свой вариант ответа (только «да» или «нет»)». Постарайтесь быть искренними.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют делать людей что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Индексы различных форм, и агрессивных, и враждебных реакций, определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 41, 48,

55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9 и 17.

2. Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 34,

56, 63; ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

5. Обида - «да» - 5, 13,21,29,37,44,51,58.

6. Подозрительность: «да» - 6, 14, 22, 38, 45, 52, 59; «нет» - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» — 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - 39, 66, 74, 45.

8. Чувство вины: «да» - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Интерпретация

От 30 до 65 % совпадений с ключом по любой из шкал свидетельствует о нормальной реакции человека на те или иные жизненные ситуации. Отклонения в ту или иную сторону указывают на неадекватность реакции обследуемого.

При рассмотрении общего индекса агрессивности (шкалы 1, 2, 7) или враждебности (шкалы 5 и 6) можно предположить ожидаемый вид агрессивности или враждебности обследуемого на раздражающий фактор.

Классный руководитель . Итак, некоторые из вас заметили наличие агрессивности в своем поведении. Значит, вы мало включаете в процесс своего общения элементы терпимости. Дети обычно ссылаются на свой характер. Но ведь терпимость - это не просто покладистый характер, это еще и работа вашей души и ума, вашего понимания жизни, взрослости, наконец, к которой вы так стремитесь. Давайте вместе подумаем, что мешает взаимопониманию (с вашей стороны, о взрослых мы уже говорили!) родителей и детей.

Учащиеся:

— Я бы сказал, что послушание и приветливость — далеко не главные черты нашего отношения к родителям. Мы бываем приветливы с друзьями, другими представителями нашего окружения. Но часто забываем об этом, переступив порог собственного дома. А ведь родители - это самое родное и близкое, что у нас есть в этом мире. Ведь народ не зря говорит: «Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив».

Мы считаем, что родители обязаны проявлять интерес к нашим делам. А часто ли мы интересуемся их делами и проблемами?

И надо не просто интересоваться, а стараться проявлять участие, поддерживать добрым словом и делом.

Признаю, что мы, подростки, бываем слишком категоричны в своих суждениях и требованиях.

Надо быть добрее. Доброта растопит лед любых отношений.

Несмотря на все негативные моменты, которые отмечаются во взаимоотношениях взрослых и детей, мы не можем не признать, что большинство родителей проявляет постоянную заботу о своих детях, а это стоит им немалой усталости и здоровья. Вместо понимания и терпимости мы предъявляем к родителям слишком завышенные и часто необоснованные требования. И это проявляется как в моральном, так и в материальном плане (чего только стоит наше постоянное «купи, ну, купи»), А если что-то получаем, то принимаем все как само собой разумеющееся, забыв выразить им свою благодарность и признательность.

Иногда дети чаще думают о том, насколько престижны их родители, их семья (некоторые даже стесняются своих родителей!), чем о духовном родстве, о той человечности, которой обладают их родители (честность, трудолюбие, любовь к детям, бескорыстие).

Говоря о том, что бабушка «жадная», мы, к сожалению, не всегда понимаем, что это идет от привычки экономить, беречь то, что нажито тяжким трудом.

А часто ли дети обременяют себя такой обязанностью(!), как поставить родителей в известность, где они и с кем проводят свободное время?

Родители по отношению к нам принимают определенные решения. И мы должны с этим мириться, потому что именно они на данном этапе отвечают за нас и наше будущее.

— А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

Идет по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела!)

У нас по-разному бывает:

Поссоримся — она прощает.

Я не права — берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

И снова в доме мир, покой...

Тебе совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

— Вот и получились своеобразные правила наших взаимоотношений с родителями. Хотим мы этого или не хотим, но вся жизнь идет по правилам. К тому же эти правила мы сами и продиктовали. Теперь осталось только выполнять.

Классный руководитель. Вы становитесь взрослыми. Недалек тот день, когда ваши дети предъявят вам те же требования, о которых вы говорили сегодня. И правила вашего поведения прозвучали сегодня достаточно серьезно. Взаимных претензий может быть множество, но есть одно золотое правило, которое обеспечит вам успех как родителей в будущей взрослой жизни: «Относись к своим родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».

(Ребята осматривают и комментируют экспонаты выставки «Наша дружная семья»: родословная, мир увлечений, заслуги, награды, умения, отдых, семейные праздники, традиции в фотографиях, рисунках, сувенирах, альбомах.)

Классный час «Я и мой класс»

Цель занятия: сплочение классного коллектива, преодоление барьеров в межличностных отношениях.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата в классе;

    Развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства, понимать выражение чувства других людей;

    Формирование взаимного доверия.

Возраст: школьники 12 - 15 лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, бейджики, листки бумаги, маркеры, коробка с надписью «Мои проблемы в общении»
Режим работы : 60 минут

Структура занятия:

    Знакомство с участниками, обсуждение правил групповой работы – 5 минут

    Разминка – погружение – 3 минуты

    Дисскусия – 5 минут

    Упражнение ««Мой портрет в лучах солнца» - 7 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении » – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Фотография нашего класса» – 5 минут

    Рефлексия (подведение итогов занятия). – 5 минут

Знакомство с участниками.

Время: 5 минут

знакомство участников друг с другом, создание доверительной атмосферы в группе для дальнейшей совместной работы.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На данном занятии нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют, по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик, затем представляется, и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.
Устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно (Каждый пункт правил поясняться ведущим ).

Правила:
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера.

2 .Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего . Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

4. Персонификация высказываний. Говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.

6. “Стоп! "- тот участник группы, который не хочет отвечать на какой - либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать "Стоп!", и тем самым исключить себя из участия в процедуре.

7. “Активность! "- ответственность каждого за результаты работы группы.

8. “Не оценивать! " - это важное правило, мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки. У нас в группе мы должны учиться не оценивать других, людей, а принимать их такими, какие они есть.

Разминка – погружение

Время: 3 минуты
Психологический смысл упражнения: Поднятие настроение, и настроя на дальнейшую работу в группе, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей занятия.

Сегодня я проведу для вас занятие с элементами тренинга на сплочение классного коллектива, целью которого является создание благоприятного психологического климата в вашем классе, преодоление барьеров в межличностных отношениях.

Часто люди, которые учатся в одном классе в течение нескольких лет, довольно - мало знают друг о друге. Кто чем увлекается, кто что любит, знают друг о друге далеко не все. А ведь узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание. Терпимость, уважение, умение сотрудничать – необходимые условия для творческой работы коллектива. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Дисскусия

Время: 5 минут

Психологический смысл: выявление микроклимата в классе, сформировать позитивное отношение друг к другу.
Процедура проведения: ведущий зачитывает высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящие под названную фразу.

  • В нашем классе самым самостоятельным является….
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…

    Лучше всех в нашем классе умеет выслушать, понять и поддержать – это …

    Если в классе скучно, то значит, в нём отсутствует …

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы скоро увидим в отличниках…

    Самым добрым человеком в нашем классе, можно назвать…

    Скромность всегда украшает…

    Веселее всего в классе, когда приходит…

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Время: 7минут
Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия.
Процедура проведения: Каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу! ». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем записи зачитываются участниками занятия (по желанию ).

Обсуждение: Были ли сложности при выполнении упражнения? Подводя итоги упражнения - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс, сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 10 минут.

Психологический смысл упражнения: способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умения адекватно выражать свои чувства.

Процедура проведения: Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются, а сворачиваются и складываются в общую коробочку. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Обсуждение:

    Легко/сложно ли было выполнять данное упражнение?

    Легко /сложно ли было найти решение проблемных ситуаций?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 минут

Психологический смысл упражнения: преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Процедура проведения: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого - то из участников занятия. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах.

Обсуждение : Первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение " Если птичка, то какая"

Время: 10 минут

Психологический смысл упражнения: Повышение уровня сплочённости классного коллектива.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, его попросят выйти из комнаты.

Процедура проведения: В это время группа выбирает из присутствующих игрока, которого стоящему за дверью необходимо будет угадать. Далее ведущему предлагается отгадать, кого же загадала группа. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнивать загаданного участника с различными животными, растениями, птицами, рыбами, временами года, частями суток, странами света. В результате у спрашиваемого постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и конкретизирует его. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о ком идет речь, он делает попытку назвать имя.

Вопросы строятся примерно так: Если это цветок, то какой? Если это вид одежды, то какой? Если это время года, то какое?

Обсуждение: После того как разгадывание состоялось или не состоялось, загаданный участник дает обратную связь: как слушалось, как сиделось, что было неожиданным, что ожидаемым, что обрадовало, что огорчило, какие ассоциации хотелось бы услышать, но они не прозвучали. Затем тот, кто отгадывал, делится с группой, легко ли было отгадать заданного человека, что было самым сложным.

Упражнение «Фотография нашего класса».

Время: 5 минут

Психологический смысл упражнения: формирование в коллективе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Материалы: листы бумаги, карандаши, маркеры.

Процедура проведения: Каждый участник получает чистый лист бумаги, карандаши, маркеры. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе (это может быть злость, печаль, радость, обида, грусть и т.д.). Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Обсуждение:

Что можно сказать о вашем классе глядя на данную фотографию? Приветливые смайлики говорят об отзывчивости в этом коллективе, по глазам можно судить о доброте, улыбка говорит об искренности. Ну, а то, что вы все находитесь рядом, говорит о вашем стремлении быть вместе в своих начинаниях и делах.

Рефлексия:

Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Время: 5 минут

Процедура проведения: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить своему классу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

    Что нового узнали о себе, о своем классе во время данного занятия?

    Что было важным на занятии?

    Какие упражнения из всех вам запомнились и понравились больше всего? Почему?

    Можно ли сказать, что сегодня ваш класс стал более сплоченным?

Уважаемые участники, спасибо, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.