Этнические музыкальные инструменты. Уникальные музыкальные инструменты средней азии Мелодика китайской музыки

Гиджак (гыджак, гыржак, гижак, gijjak ) - струнный смычковый народный музыкальный инструмент узбеков, таджиков, каракалпаков, туркмен, уйгуров. Конструкция гиджака очень близка к персидской кеманче , которая распространена в Азербайджане, Иране и Армении.

В народных музыкальных инструментах - вся философия и мудрость веков. На гиджаке исполняют народную музыку , песни, инструментальные пьесы, макомы (вокально-инструментальный циклический жанр, в мелодической основе которого чаще всего лежит интонация плача). Гиджак и его разновидности наряду с другими народными инструментами входит в узбекские национальные инструментальные оркестры .

Корпус гиджака - шаровидной формы, по традиции изготавливается из тыквы специального сорта, дерева или другого материала (например, крупного кокосового ореха), сверху обтянут кожей. Размеры инструмента различаются и часто зависят от материала, из которого он изготовлен.

Количество струн современного гиджака - четыре, хотя исторически это число было также непостоянным, чаще всего встречались трехструнные гиджаки. В старину у гиджака были шелковые струны, сегодня - металлические.

Принято считать, что гиджак еще в XI в. изобрел Авиценна (Абу Али ибн Сина) - великий персидский ученый, врач и философ, который заложил основу области науки о музыкальных инструментах (инструментоведения), описал почти все существующие на то время музыкальные инструменты и составил подробную классификацию их типов.

При классической игре на гиджаке инструмент держат вертикально, звук извлекается специальным коротким смычком в форме лука, хотя современные исполнители также используют скрипичный смычок.

Однако есть виртуозы , которые играют на гиджаке не только классическую народную музыку, но и необыкновенно яркие пассажи. На видео ниже можно не только послушать, как звучит гиджак , но и посмотреть виртуозную игру на гиджаке мастера своего дела - узбекского музыканта Фарходжона Гаппарова (произведение "Storm" иранского композитора Бижана Мортазави):

РЕФЕРАТ

Историческая география музыкальных инструментов Средней Азии

Введение

Тема моего реферата: «Историческая география музыкальных инструментов». Я считаю, что эта тема достаточно интересна и актуальна. Зададим вопрос: «Почему?»

Музыка - одно из важнейших и интереснейших явлений в природе и в нашей жизни. С самого раннего детства мы начинаем слышать голоса других людей, щебетание и пение птиц, шум моря и ветра. Эти звуки наполняют нашу жизнь красками, без них жизнь была бы очень скучна.

Слушая звуки природы, человек с древних времен стремился научиться подражать им, стремился создать нечто такое, с помощью чего он тоже бы смог издавать такие красочные звуки. Так появились музыкальные инструменты. Сначала, они делались из самых обыкновенных подручных средств. Например, из обычного тростника, если проделать в нем дырочки, получалась прекрасная дудочка. А чурбан, обтянутый звериной шкурой, служил древним людям барабаном.

Постепенно, с развитием культуры и появлением разных народов, увеличилось и разнообразие музыкальных инструментов, и их звук, тембр. Каждый народ, пытаясь создать свое особое звучание, по которому бы его узнавали другие народы, создавал свои музыкальные инструменты, поэтому они и получили название - народные. Недаром, если мы слышим звук балалайки сразу думаем о России, звук домбры или кобыза напоминает нам о Казахстане.

Таким образом, постепенно, музыкальные инструменты и музыка, становятся неотъемлемой частью культуры любого народа, добавляя в нее свои особенности. С появлением народной музыки стали появляться и новые традиции, обычаи. Например, у казахского народа, появилось такое состязание - айтыс.

Возвращаясь к своему первоначально заданному вопросу, хочу сказать, что каждый человек должен знать историю и культуру своего народа, и так как музыка является одной из важнейших ее составляющих, то человек должен изучить и ее. Ведь музыка, как говорилось выше, оказывала большое влияние на культуру, традиции и обычаи.

Сейчас, в наше время, многие люди играют на музыкальных инструментах, но при этом не знают историю их возникновения. Я считаю это неправильным. Это все равно, что не проявлять уважение к культуре того народа, кто создал этот музыкальный инструмент и принес его и его звучание в наш мир.

Кроме этого, я считаю, что это очень интересно, изучать историю возникновения того или иного музыкального инструмента. Как и почему он был создан, какие легенды существуют в связи с созданием этого инструмента.

В своем реферате я бы хотела рассказать о народных музыкальных инструментах Средней Азии на примере таких стран, как Россия, Китайская империя и Киргизия.

Все эти страны, имеют разную и интересную историю и культуру. Так же и разнообразна их музыка. Думаю, будет очень интересно почитать об истории возникновения балалайки, гуслей, гуаня, баньху и киргизских чопо-чоора и темир-комуза, и возникших в связи с этим музыкальных жанров.

1. Музыкальные инструменты России

История возникновения русских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом, повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

Также, у многих народов создание музыкальных инструментов тесно связано с богами, владыками гроз, вьюг и ветров. Так было и у русского народа. Древние славяне чтили предков и поклонялись богам, поклонение богам совершалось перед священными божницами в храмах и под открытым небом с колоколами и идолами.

Религиозные обряды в честь Перуна (бога грома и молний), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога солнца), Лады (богини любви) и т.д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей «Книге драгоценных сокровищ» пишет: «Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели…»

В «Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» русский музыковед Н.Ф. Финдейзен отмечает: «Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях».

деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

флейта Пана;

гусли (струнный); балалайка;

сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин).

Поговорим поподробнее об истории балалайки и гуслей.

Балалайка

Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В.И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Русская балалайка Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз - кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо - инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Василий Васильевич Андреев И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Семейство балалаек Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В.Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В.А., Сенчуров М.И., Быков Евгений, Захаров Д.А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Гусли

Гусли - древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные, имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - «гусла». Вот вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда чисто народного инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.

2. Музыкальные инструменты Китая

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение - практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13-16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) - цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618-907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206-1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Гуань

Гуань - китайский духовой язычковый инструмент (кит. ), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 - с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

В Китае гуань широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. 喉管). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. 筚篥) (именно в такой форме (篳篥 в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки).

Баньху

Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.уществует три вида баньху - высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

3. Музыкальные инструменты Киргизии

Музыка киргизского народа - это не просто пение с музыкой - это целое искусство. Профессиональную игру мастеров слушали здесь целыми общинами, собравшись вместе. Акыны (народные исполнители) - это значимая часть музыкальной культуры страны. Но это далеко не все. Киргизская музыка имеет несметное количество направлений, жанров и стилей исполнения песни.

Музыка Киргизии вдет свою историю, начиная с 16 века, когда из племен Центральной Азии сформировался киргизский народ. В разных частях страны - своя особая музыка. На юге, к примеру, были речитативные исполнения песен, а песни севера страны, наоборот, были тягучими и спокойными.

В основе традиционной музыки Киргизии были заложены многие жанры: обрядовые, традиционные, трудовые, эпические, лирические, поминальные, сатирические, а также частушки. Были еще девичьи песни, по-местному «кыздар ыры», женские - келиндер ыры и детские песни, называемые балдар ыры, а также другие различные жанры.

Упоминания о пении в древности также сохранились. Например, существовали песни «Бекбекей» - их пели хором женщины, когда сторожили ночами стадо. Песня «Шырылдан» также пелась хором, а ее мелодия была тягучей и печальной. Любовные песни также имели место в музыке киргизского народа.

Формирование и усовершенствование народных музыкальных инструментов продолжалось на протяжении всей истории киргизского народа и закончилось примерно в 16в.

Наиболее популярным из киргизских народных инструментов является трехструнный щипковый инструмент комуз, изготавливаемый из урючного дерева.

Популярен двухструнный смычковый инструмент кыл-кыяк, дека которого обычно делается из верблюжьей кожи.

В народной музыкальной практике применяются также язычковые губные инструменты: темир комуз, изготавливаемый из металла, и жыгач ооз комуз, изготавливаемый из дерева.

Чопо-чоор

Чопо - чоор (глиняный чоор) - род кыргызских народных духовых инструментов. Был распространен в основном в южных, земледельческих районах республики под различными названиями - чопо чоор, ылай чоор. Форма его произвольная. Один из старинных образцов, находящийся в коллекции профессора С. Субаналиева, изготовлен в виде небольшого шара из белой глины; высота его немногим более 5 см. Два игровых и одно дульцевое отверстие расположены таким образом, чтобы одновременно можно было прикрыть их губами и указательными пальцами обеих рук (поддерживается инструмент при помощи больших пальцев). Народный чопо чоор несложен в исполнительской практике. Тембр завораживающий, мягкий, глубокий. Очевидно, поэтому чопо-чоор может служить как музыкальной игрушкой для детей, так и равноправным инструментом в фольклорном ансамбле. В настоящее время инструмент усовершенствован. Путем реконструкции его древнего образца создано семейство новых чопо чооров.

В давние времена использовался кыргызами для выпаса скота. Заслышав звуки чопо - чоора, издаваемые пастухом, овцы никогда не отбивались от стада, шли за пастухом на место кочевки и обратно.

Темир-комуз

Киргизский народный щипковый язычковый муз. инструмент. Род варгана. Представляет собой железную (также медную или латунную) подковку с вытянутыми и сужающимися концами (дл. 60-120 мм, ширина у основания 3,5-7 мм). Язычком служит укрепленная в середине дуги подковки стальная пластинка. Прижимая инструмент подковкой к зубам одной рукой, исполнитель на Т.-к. (т. н. комузчи) защипывает язычок указательным пальцем другой руки, получая осн. тон (обычно в пределах f - d1), резонатором служит ротовая полость (отсюда распространенный у разных народов термин, обозначающий инструменты этого рода: нем. Maultrommel - ротовой барабан и др.). Изменяя форму рта, исполнитель извлекает разл. звуки обертонового ряда, образующие мелодию. Мелодия звучит с непрерывным бурдоном (осн. тон). Рабочий диапазон - в пределах сексты; максимальный диапазон не превышает дуодецимы (широта диапазона обусловливается умением исполнителя регулировать подачу воздуха). Т.-к. - сольный инструмент, на нём исполняют гл. обр. кю, а также мелодии народных песен. Многообразна техника правой руки - с её помощью достигаются многочисл. звуковые, а также зрительные эффекты. Иногда исполнитель на Т.-к. сочетает игру со свистом. Т.-к. широко распространён, особенно среди женщин и подростков. Реже у киргизов встречается деревянный варган, наз. «джигач-оозкомуз».

Заключение

В ходе этого реферата мы рассмотрели историю возникновения музыкальных инструментов России, Китая и Киргизии. Было очень интересно узнать о происхождении и узнать строение таких инструментов как гусли, баньху и темир - комуз. Прочитав все об этих инструментах и написав данную работу, я стала ближе к культуре этих народов. А это и было основной моей целью. Ведь как я уже говорила во введении, долг каждого человека-уважать ценить и знать культуру своего народа, а так же изучать другие культуры и с уважением относиться к каждой из них.

Используемая литература

2.http://sounds.kg/ru/dyhovie/21 «Чопо-чоор»

Http://russian.china.org.cn/russian/219364.htm «Появление китайских народных инструментов», «Баньху» «Гуань». (Китайский информационный Интернет-центр. China.org.cn) 23/11/2006

Http://antisait.ru/inc/content/strany/kyrgyzstan.php «Музыка кыргызского народа» 2012

Http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7479/%D0% A2% D0% B5% D0% BC % D0% B8% D1% 80 «Темир - комуз»

Http://eomi.ws/plucked/gusli/ «Гусли» 2010

Во все времена люди посвящали часть своей жизни культуре. Так, несмотря на кочевой образ жизни и различные сложные времена, жители Средней Азии пронесли сквозь века свою музыкальную культуру. Благодаря акынам и мастерам прошлого до наших дней дошли национальные инструменты практически в том виде, как они были и 100 и 200 лет назад. Народы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана и сегодня могут услышать, поиграть или просто подержать в руках уникальные музыкальные инструменты, характерные Средней Азии.

Расскажем вам о них поподробней.

Узбекский карнай



Карнай - это массивный духовой инструмент, выполненный из сплавов меди и латуни. Большая труба достигает длиной до 3 метров и позволяет создавать уникальные мелодии.

Современные узбекские музыканты традиционно используют карнай на свадьбах. Эти глубокие торжественные звуки сегодня символизируют праздник. Их слышно не то что с соседней улицы, их слышно даже из другого квартала города. На празднике мелодии, украшенные карнаем, громко и во всеуслышание заявляют, что в этом доме отмечают торжество.

Раньше карнай использовался и как инструмент для созыва воинов, а также в целях оповещения населения, что приближается враг, неприятность. Звук карная был слышан на весь аул и люди были готовы к тем или иным действиям благодаря громкости национального духового инструмента.

Таджикский рубаб





Рубаб - это струнный инструмент с большой историей. Изготавливается он вручную из особых пород деревьев. Процесс вырубки кувшиновидного корпуса очень кропотливен и требует не только большого усердия, но и специальных навыков. Секреты вымачивания срубов, натяжки кожи животного на основную часть музинструмента, настройку струн и колков в Таджикистане передают только от мастера к ученику.

Звучит рубаб очень лирично. Струны рождают дивную мелодию или аккомпанемент для песни поэта. Но настоящие мастера игры могут выдавать на рубабе и танцевальные национальные таджикские мелодии, многим из которых уже несчитанное количество лет, и их просто считают традиционным фольклором.

Кыргызский комуз



Комуз - это национальный кыргызский струнный щипковый музыкальный инструмент. У него всего три струны, но очень звонкое и мелодичное звучание. Изготавливается настоящий комуз из дикого урюка (абрикосового дерева). Процесс плотницких работ для создания формы комуза, соответствующего углубления в корпусе, верхней части, грифа и прочего очень сложный и требует большого мастерства. Заготовка из спила дерева для будущего комуза должна полностью просохнуть, для этого ее могут поместить в специальную темную комнату на несколько лет.

На грифе комуза, как и на некоторых других музыкальных инструментах народов Среденей Азии, нет ладов. На нем учатся играть на слух, поэтому стать комузчи (мастером игры на комузе) может далеко не каждый.

Звучание струнного инструмента, практически, не подражаемо, поэтому для комуза написано так много свойственных мелодий, которые исполняются национальными акынами, как сольно, так и в ансамбле.


Источники информации, фотографий и видео

музыкальный народный балалайка

История китайских народных музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий. Археологически раскопки свидетельствуют, что более 2000 лет назад, а возможно и раньше, в Китае уже были в ходу различные музыкальные инструменты. Например, в результате раскопок в деревне Хэмуду провинции Чжэцзян были извлечены костяные свистульки времен неолита, а в селе Баньпо города Сиань обнаружен «сюнь» (духовой инструмент из обожженной глины), относящийся к культуре Яншао. В Иньских развалинах, расположенных в Аньяне провинции Хэнань, найдены «шицин» (каменный гонг) и барабан, обтянутый кожей питона. Из могилы императорского сановника Цзэна (захоронен в 433 г. до н.э.), открытой в уезде Суйсян провинции Хубэй, извлечены «сяо» (продольная флейта), «шэн» (губной органчик), «сэ» (25-струнная горизонтальная арфа), колокола, «бяньцин» (каменный гонг), различные барабаны и другие инструменты.

Древние музыкальные инструменты имели, как правило, двойное применение - практическое и художественное. Музыкальные инструменты использовались в качестве орудий труда или бытовых принадлежностей и одновременно для исполнения музыки. Например, «шицин» (каменный гонг), возможно, произошел от какого-то орудия труда, имевшего форму диска. Кроме того, некоторые древние инструменты использовались в качестве средства для передачи определенной информации. Например, удары в барабаны служили сигналом к отправлению в поход, удары в гонг - к отступлению, ночные барабаны - для отбивания ночных страж и т.д. У ряда национальных меньшинств до сих пор сохранилась традиция выражать любовь путем исполнения мелодий на духовых и струнных инструментах.

Развитие музыкальных инструментов тесно связано с развитием общественных производительных сил. Переход от изготовления каменных гонгов к металлическим гонгам и изготовление металлических колоколов стали возможны только после освоения человеком технологии выплавки металла. Благодаря изобретению и развитию шелководства и шелкопрядения стало возможным изготовление струнных инструментов, таких как «цинь» (китайская цитра) и «чжэн» (древний щипковый музыкальный инструмент с 13-16 струнами).

Китайский народ всегда отличался способностью заимствовать полезное у других народов. Со времен династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китай было завезено множество музыкальных инструментов из других стран. В эпоху династии Хань из западных краев были завезены флейта и «шукунхоу» (вертикальная цитра), а в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) - цимбалы и «сона» (китайский кларнет). Эти инструменты, которые в руках мастеров становились все совершенней, постепенно стали играть важную роль в оркестре китайской народной музыки. Стоит отметить, что в истории развития китайских народных музыкальных инструментов струнные инструменты появились значительно позднее ударных, духовых и щипковых инструментов.

Согласно историческим запискам, струнный инструмент, звуки из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в эпоху династии Тан (618-907 гг.), а струнный смычковый инструмент, смычок которого был сделан из конского хвоста, возник в эпоху династии Сун (960-1279 гг.). Начиная со времен династии Юань (1206-1368 гг.), на этой основе изобретались другие струнные инструменты.

После основания нового Китая в середине прошлого столетия, музыкальные деятели произвели масштабную работу и реформу по устранению ряда недостатков народных инструментов, проявлявшихся в нечистоте звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, трудной модуляции, неодинаковых стандартах высоты звука для различных инструментов, отсутствии инструментов среднего и низкого регистра. Музыкальные деятели добились значительных успехов в этом направлении.

Гуань

Гуань - китайский духовой язычковый инструмент (кит. ЉЗ), род Гобой. Цилиндрический ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал гуань. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуани колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные имеют латунный раструб. Звукоряд современной гуани хроматический, диапазон es1-а3 (большой гуань) или as1 - с4 (малый гуань). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

В Китае гуань широко распространён в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. На юге, в Гуандуне также известен как хоугуань (кит. ЌAЉЗ). Традиционное китайское название этого инструмента - били (кит. ?кј) (именно в такой форме (вИвГ в традиционном написании) он перешёл в корейский и японский языки).

Баньху

Баньху - китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня.

Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях.

В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент.

Cуществует три вида баньху - высокого, среднего и низкого регистров. Наиболее распространен баньху высокого регистра.

Музыка с древнейших времен занимает видное место в жизни китайцев, как, впрочем, и других народов. Этнографы-музыковеды устанавливают, что на ранних этапах человеческой истории музыка была тесно связана с пантомимическими представлениями, с танцем.

Зарождение и развитие китайского музыкального искусства

Появление музыкальных произведений и инструментов древние китайцы в своих легендах связывали с богами. По их утверждениям, боги сочли человека своим законченным творением только тогда, когда они обучили его музыке. Однако достоверную картину истории развития китайской музыкальной культуры можно воссоздать только на основании данных ряда наук: археологии, этнографии, . музыковедения, литературоведения и т. д.

Древнейшие музыкальные инструменты на территории Китая (ударные музыкальные инструменты - каменные пластинки) найдены археологами на неолитических стоянках в долине р. Хуанхэ. Древнейшие струнные инструменты (чусэ - сэ из древнего царства Чу) относятся к V-III вв. до н. э. О многообразии музыкальных инструментов, о различных музыкальных представлениях говорят надписи на костях и панцирях. Во II тысячелетии до н. э. появились бронзовые музыкальные инструменты. Некоторые поздние источники свидетельствуют о том, что уже в середине II тысячелетия до н. э. устраивались ху - многолюдные песенноплясовые представления, которые, видимо, имели ритуальный характер (они были посвящены началу и окончанию сельскохозяйственных работ). Постепенно песня как музыкальное произведение отделилась от танца. И в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н. э.) из народных песен различных районов Китая впервые был составлен свод песен «Шицзин» («Книга песен»). Записи древних песен дают возможность говорить об отличиях в музыке песен разных районов страны (например, музыка песен царства Чу).

В древнем Китае стала создаваться и музыкальная наука. Древнейший трактат о музыке «Юэцзин» входил в комплекс первоначально существовавших в Китае 6 классических книг. «Описание музыки» («Юэцзи») вошло затем в качестве одной из глав в «Или» («Обрядник»), составленный самим Конфуцием. Суждения Конфуция о музыке встречаются также в «Луныое». Музыка играла большую роль во всех сторонах жизни китайцев. Именно поэтому конфуцианцы придавали такое большое значение музыке. По их учению, музыкальная гармония должна была являться показателем социальной и политической гармонии.

Музыка пользовалась большим почетом при дворах ванов в чжоускую эпоху: исполнением песен и танцев при дворе ведала специальная придворная служба (Дасыюэ). В ханьский период была учреждена специальная музыкальная палата (Юэфу). В эпоху Хань наблюдалось бурное развитие музыкальной культуры. Именно в этот период появляются новые музыкальные инструменты (заимствованные извне кунхоу - струнные арфообразные инструменты и др.). Известно, какое большое влияние на развитие китайской музыки оказал проникший в Китай буддизм.

Новый расцвет китайской музыки приходится на эпоху Тан. На фресках Дуньхуана изображены различные музыканты, певцы, танцоры.

Обнаружены нотные записи песенной и танцевальной музыки танской эпохи. В конце XIII-начале XIV в. известный поэт и музыкант Чжан Янь создает книгу «Источники цы» («Цыюань»), которую историки китайской музыки рассматривают как самую раннюю работу о вокальном искусстве.

В XVIII в. было предпринято издание 62-томного свода китайских классических мелодий, охватившего период VIII-XVII вв. Недавно древние знаки этого свода были переведены на современные ноты. В эпохи Тан, Сун, Юань, Мин, Цин китайская музыка обогатилась за счет влияния музыки других народов: монголов, тибетцев, уйгуров и т. д., было заимствовано много новых музыкальных инструментов (пипа, эрху, янцинъ и т. д.). С XVII в. в Китае начала создаваться оркестровая музыка. В эпохи Мин и Цин музыка стала значительно более разнообразной, определилась специфика музыки оперных (музыкально-драматических) спектаклей.

Мелодика китайской музыки

Мелодический рисунок китайской музыки всегда необычайно отчетливый, выпуклый и своеобразно красочный, напевный и одновременно ритмичный.

Характерно, что нотная запись фиксирует далеко не все изгибы мелодии, а лишь ее основной стержень, исполнитель же произвольно нанизывает на нее разнообразные украшения, причем импровизация его имеет подчас очень широкую амплитуду, зависящую в первую очередь от мастерства исполнителя.

Хотя современные хоровые коллективы поют многоголосо, мелодия традиционных народных песен всегда ведется в унисон; в китайской музыке, особенно древней, никакого полифонического ведения голосов, а тем более сложной гармонизации мелодии нет. А потому китайская народная песня является по сути сольной, независимо от количества поющих.

Слабые интонационные возможности в значительной мере восполняются очень выпуклым и подчеркнутым ритмом, а отсюда и исключительная роль ударных инструментов. В силу упора на ритмичность в природе китайской музыки она близка к поэзии.

Ведь каждое китайское слово имеет характерный мелодический рисунок, определяемый тоном. И весьма вероятно, что в музыкальности китайской речи можно искать ее ^вязи с китайской музыкой.

Ритмичность наиболее характерна для музыки северных районов, Например, некоторые исследователи происхождение янгэ (песенно-танце- вального представления) связывают с внемелодической, ритмизированной музыкой барабана, которая затем обросла мелодией. В южнокитайской музыке тембровая окраска значительно ярче, на первый план выступает не ритм, а мелодия. Например, мелодичностью отличается гуан- дунская музыка, в которой наряду с четким и ясным ритмом, вообще присущим китайской музыке, мелодия льется красиво, напевно, вольно, Своеобразен тип южных янгэ - хуагу («цветочный барабан»), также отличающихся от северных значительно большей мелодичностью, напоминающей индонезийскую музыку.

Произведениям китайской музыки свойственна строгая и четкая программность. Характерно преобладание пейзажных картин. Так, среди музыкальных произведений района Чаочжоу (провинция Гуандун) можно* назвать музыкальные картинки «Праздничное катание на лодках» и «Отражение осенней луны на глади озера».

Музыкальный строй

Наиболее характерной особенностью лддового строя китайской музыки является пентатоника. При такой звуковой системе в пределах одной октавы содержится о звуков- разной высоты. Пятизвуковая гамма была установлена около IV в. н. э. музыкальными теоретиками древнего Китая с помощью математических расчетов и философских рассуждений. Наиболее распространенной является бесполутоновая пентатоника, т. е. между смежными ступенями интервалы достигают целого тона или полутона. В этой особенности китайской музыки ощущается и некоторая ограниченность ее возможностей.

Однако нельзя рассматривать национальный стиль китайской музыки только под углом зрения пентатоники. Лады пентатоники не сковывали развитие музыкальной культуры. Уже в III в. до н. э. была установлена семизвуковая, а затем и двенадцатизвуковая гамма. Созданием законченной двенадцатизвуковой музыкальной шкалы к концу эпохи Чжоу была заложена основа для дальнейшего развития китайской музыки. Развитие музыкальной культуры происходило и в результате приходящего извне влияния. С буддизмом в Китай проникли элементы музыкальной культуры Индии и Средней Азии. В XIV в. под влиянием монгольской музыкальной культуры в китайской музыке оформилась диатоническая гамма. Хотя в Китае в XVI в. Чжоу Цзай-юйем был применен темперированный строй, темперированная гамма не утвердилась в китайской музыке. Китайская музыка по-прежнему строилась на основе пяти пентатонных ладов. И в характере звучания пентатонной музыки в полной мере были использованы ее возможности. Уже начиная с глубокой древности, несмотря на определенную скованность звукорядной системы, народная музыка отличалась большим мелодико-интонационным богатством.

Музыкальные инструменты

Недостаточная гибкость, статичность интонационно-ладовой структуры восполняется богатым и очень разнообразным составом музыкальных инструментов, существующих до сих пор в составах народных оркестров и оркестров театров.

Из того, что основой музыкальной канвы был четкий ритм, совершенно понятна исключительно важная роль в китайской музыке ударных инструментов, отличающихся чрезвычайным разнообразием. И первенство среди всего этого многообразия бесспорно принадлежит барабану (гу); это двусторонние барабаны тангу, гангу, шугу, дянъгу, тамбуринообразный логу и др., односторонний малый барабан банъгу. К числу мембранных ударных инструментов также относятся бубнообразные дагу и бацзяогу. Барабаны делались из дерева, тыквы, глины, бронзы. Перепонки барабанов изготовлялись из кожи, бычьего пузыря и другого материала. Во время исполнения барабаны держат в руках или устанавливают на специальных подставках. Удары по перепонке исполнитель производит кистью руки и палочкой. Применение барабанов чрезвычайно широко. Не будет преувеличением сказать, что без барабана в Китае немыслимо ни одно празднество, немыслимо никакое торжество. О важности барабана в оркестре говорит тот факт, что исполнитель на барабане по существу выполняет функции дирижера оркестра, состоящего из китайских национальных инструментов.

Широко распространены и другие ударные инструменты - металлические гонги, из которых звук извлекается ударом деревянной колотушки, медные тарелки, фансян - подвешенные на деревянной раме-стойце каменные, нефритовые или, очень редко, металлические продолговатые четырехугольные пластинки, отличающиеся друг от друга только по толщине, а вследствие этого при ударе палочкой издающие каждая свой звук. Особо следует подчеркнуть наличие цинов (каменных гонгов, лито- фонов) - шицин, тэцин или бянъцин (набор цинов, различно настроенных). Особенностью другого рода ударных инструментов - бронзовых колоколов и колокольчиков (бочжун и бянъчжун - набор колоколов) является то, что звук извлекается ударом по колоколу деревянной колотушкой. Для отбивания ритма также используются деревянные ударные инструменты: деревянные пластинки куайбань, а также типа кастаньет кайбанъ, банцзы, пайбанъ. Пластинки делались из твердолиственных пород деревьев. Исполнитель держит одну пластинку в руке на ладони, ударяя по ней второй пластинкой, которую он держит в другой руке (банцзы), или движением кисти руки, в которой он держит связку пластинок, ударяет их друг о друга (пайбань). К числу ударных музыкальных инструментов, хотя и редко встречающихся, относится муюй («деревянная рыба») -по существу род деревянного колокола, обычно в виде рыбы (отсюда и название инструмента), из которого звук также извлекается ударом деревянной колотушки.

Большим разнообразием отличаются также струнные инструменты: сэ и чжэн - струнные щипковые музыкальные инструменты типа настольных гуслей. Весь корпус инструмента чуть выпуклый, представляет собой деку, во всю длину инструмента натянуты струны, обычно шелковые, под каждой струной устанавливается подставка, передвижением которой производится настройка инструмента. Играют одной (правой) рукой или обеими руками. Большой выразительностью обладают цисянъ- цинъ (род цитры), пипа (род лютни), кунхоу (род арфы) и т. д. Разнообразен тип струнных смычковых музыкальных инструментов ху (эрху, сыху, банъху и т. д.). Корпус эрху, например, полый, с верхней стороны дека из змеиной кожи. В резонатор вставлена бамбуковая шейка-гриф, в ней пара колков для двух шелковых струн, с помощью вращающихся колков и натягиваются струны. Играют сидя, инструмент ножкой резонатора упирают в колено, держа его вертикально. Волос смычка пропускается между струнами, расстояние между которыми не превышает

3-4 мм. В китайском оркестре народных инструментов эрху занимает такое же важное место, как скрипка в симфоническом оркестре.

Очень популярны духовые инструменты. Это бамбуковые сяо (род продольной флейты), чи и ди (род поперечной флейты), пайсяо (многоствольная флейта). Из глины изготовляли сюань - духовой инструмент овальной формы с 6 отверстиями для изменения высоты звуков. Воздух вдували через отверстие-дульце в вершине сюаня.

Эти инструменты очень просты. Более сложным инструментом является труба лаба (или сона) - род гобоя. Корпус лабы представляет собой почти коническую деревянную трубку с восемью отверстиями, с помощью которых исполнитель изменяет высоту звука. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. На концах трубок в косых срезах вставлены бронзовые язычки. В нижней части трубок сделаны отверстия, которые исполнитель при игре закрывает попеременно пальцами.

Звук возникает от колебания язычков. В зависимости от количества вставленных трубочек различается несколько типов шэнов.

Современная музыка и исполнительское искусство

За последний период, особенно после движения 4 мая, происходит быстрый процесс обогащения содержания и формы новой китайской музыки. В 1919 г. композитор Сяо Ю-мэй при Пекинском университете основал музыкальное отделение. Это было первое отделение при китайском высшем учебном заведении, где занятия шли по программе европейских музыкальных школ. Ряд таких отделений возник позже и при других университетах. В этот период создаются патриотические произведения, воспевающие любовь к родине, жизнь простого народа. Так, композитор Чжао Юань-жэнь написал «Песнь о труде» и «Песню о продаже полотна». С развитием революции в Китай проникают такие революционные песни, как «Интернационал», «Варшавянка» и др. С созданием КПК и началом революционных войн музыка начинает играть все более важную роль в борьбе народа. Уже в 1932 г. Не Эр и Люй Цзи выступили инициаторами создания революционной музыкальной группы, сплотившей вокруг себя передовых китайских музыкантов. Композитор- коммунист Не Эр за свою недолгую жизнь (1912-1935) написал около 50 боевых революционных массовых песен, среди них «Марш добровольцев», утвержденный теперь в качестве гимна КНР. Значительными произведениями в китайской музыке являются «Кантата о реке Хуанхэ» и «Движение за подъем производства» композитора Си Син-хая (1905- 1945 гг.), оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие китайской музыки. Новое в революционной песне - ее конкретность, политическая заостренность, простой язык, острая выразительность. Революционная песня характеризуется краткостью, четкостью и ясностью мысли, выраженной в тексте, стремительностью, напористостью, волевым ритмом, яркой красивой мелодией («Хвала Ленину», «Песня рабочих и крестьян», «1 Мая», «Брат и сестра поднимают целину»). Новое содержание и новая форма не отняли у песни ее национального колорита, она осталась китайской народной песней и тем самым пополнила сокровищницу богатой песенной культуры народа.

С образованием КНР китайская музыкальная культура получила определенные условия для своего развития. В произведениях первых лет воспевается народная власть, давшая крестьянам землю, сделавшая женщину свободным равноправным членом общества и т. д. Развивается песенно-танцевальное музыкальное искусство. Осваиваются новые жанры музыки. Так, группа студентов Шанхайской консерватории написала концерт для скрипки с оркестром «Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай», «Молодежный концерт». Плодотворно трудятся крупнейшие китайские композиторы Ма Сы-цун и Хэ Лу-дин. Композитор У Цэу-цян написал музыку к национальному балету «Красавица-рыбка», с большим успехом идущему на сцене Центрального театра оперы и балета в Пекине в постановке П. А. Гусева.

Всекитайская ассоциация работников музыки и Союз китайских писателей совместно ведут работу по собиранию, записи, систематизации и изучению народной музыки. Изучение и преподавание народной музыки ведется в консерваториях и музыкальных школах. После 1949 г. почти на каждом предприятии, в деревне, в учебном заведении создан свой коллектив художественной самодеятельности, местные ансамбли национальной песни и танца, музыкальной драмы и т. д.

Подготовку музыкантов осуществляют Пекинская 1 и Шанхайская консерватории. Наряду с такими крупными мастерами, как скрипач Ма Сы-цун, выступают и выдвинувшиеся в последние годы молодые музыканты, в том числе лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского Лю Ши-кунь и Ин Чэн-цун, а также Ли Мин-цян (ученики проф. Т. П. Кравченко). В оперных спектаклях с успехом выступает воспитанница Московской консерватории Го Шу-ин. В 1957-1958 гг. создан Центральный симфонический оркестр (главный дирижер - Ли Дэ- лунь, выпускник Московской консерватории, ученик проф. Н. П. Аносова) . Успешную концертную деятельность ведут многочисленные оркестры народных инструментов. Большое количество исполнителей собирают ежегодные музыкальные фестивали «Шанхайская весна».

Громадное влияние на развитие музыкальной культуры Китая оказывает советская музыка. С советской музыкой китайский народ познакомился через боевую, массовую советскую песню, которая начала проникать в Китай уже в годы революции 1925-1927 гг. Советские песни «Марш Буденного», «Песня о Родине», «Катюша», «Гимн демократической молодежи мира», «Подмосковные вечера» и другие хорошо известны китайскому народу. С большим успехом прошли многочисленные выступления советских музыкантов в Китае. Через знакомство с советской музыкой китайские музыканты осваивали достижения мировой музыкальной культуры, советский опыт строительства новой музыкальной культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.