Известные балерины россии. Балерины XX века Известные русские балерины 20

Балетмейстер Александр Горский закончил Петербургскую балетную школу в 1880 году. На его мировоззрение оказал сильное влияние педагог Н.И.Волков, который был также учителем Легата и Фокина.

Одновременно с разноплановой исполнительской деятельностью Горский посещал дирижерские курсы и занятия в Академии художеств, внимательно изучал постановки Л.Иванова и М.Петипа, развивал теорию танца В.И.Степанова. Именно владение системой записи танца помогло ему за три недели перенести в 1898 году «Спящую красавицу» на сцену Большого театра. В Москве юный балетмейстер был поражен постановками нового Художественного театра, знакомством с Шаляпиным, Головиным, молодыми художниками-станковистами. В 1900 году Горский перенес в Большой театр «Раймонду» Глазунова, после чего получил официальное предложение стать режиссером московской труппы. Для своего творческого дебюта был выбран балет «Дон Кихот», который впервые поставили в Москве.

Однако Горский не стал возобновлять хореографию , а взялся за новую редакцию балета, которая до настоящего времени сохранилась в России и за ее пределами. Балетмейстер усилил драматургию либретто, преобразовал роль кордебалета, обогатил постановку испанскими народными элементами, изменил каноническое адажио парного танца, заменил декорации и костюмы. Премьера 6 декабря 1900 года вызвала шквал критических нападок ретроградов и восторженные аплодисменты молодых демократов. Далее Горский занялся новой редакцией значительно улучшив его 1-й акт; возобновил «Конька-Горбунка» и поставил «Вальс-фантазию» на музыку .Последняя работа представляла собой бессюжетный «белый балет», призванный выражать в танце звуки музыки. В 1901-1902 гг. Горский занялся фундаментальной постановкой по роману Гюго «Собор Парижской богоматери». Мимодрама с танцами «Дочь Гудулы» («Эсмеральда») была положительно воспринята молодой частью труппы и прогрессивным зрителем. Вызовом стяжательству сильных мира сего стала хореографическая сатира по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина, увидавшая свет в 1903 году. Через год на московской сцене появились новые редакции «Баядерки» и «Волшебного зеркала», а в 1905 году современная трактовка балета «Дочь фараона», в котором танцы были решены в стилистике древнеегипетских барельефов, а образ рабов заставляли задуматься над окружающей действительностью. Благодаря деятельности Горского позиции московского балета были укреплены удачно пересмотренным классическим репертуаром.

На постановках балетмейстера-реформатора выросло целое поколение артистов, занимавшихся поиском достоверного пластического образа: М.М.Мордкин, С.В.Федорова, В.А.Каралли, М.Р.Рейзен, В.В.Кригер, А.М.Мессерер, И.А.Моисеев и др.

Балерина Софья Федорова была чрезвычайно эмоциональна на сцене, обладала выдающимся темпераментом и великолепно смотрелась в характерных танцах, поразила своим дебютом самых придирчивых критиков.

Партия Мерседес, Жены хана, цыганский и украинский танец в ее исполнении притягивали внимание зрителя. Ее судьба трагически повторила судьбу главной героини балета «Жизель», которую она воплотила на сцене. Одновременно с ней в Большом театре танцевала В.А.Каралли, которая вошла в историю не столько своими лирическими образами, сколько полуфантастическими слухами, связанными с ее именем. Выросшая в актерской семье Викторина Кригер, запомнилась удачным исполнением партий Красной шапочки, Царь-девицы, Китри.

Михаил Мордкин безусловно оправдал надежды Горского, который не только ставил для него характерные номера, но и поручал ведущие партии в своих балетах (Феб, Хан, Нур, Хитарис, Солор, Мато). Однако лучшей в его репертуаре осталась роль Колена из «Тщетной предосторожности». Молодой танцовщик героического амплуа легко справлялся с характерными и классическими партиями и довольно быстро затмил премьера Тихомирова в партиях Зигфрида, Альбера, Дезире. В то же время Мордкин часто импровизировал, вносил в канонические роли новаторские приемы характерной пластики. Будучи ведущим танцовщиком Большого театра, он первым рискнул совершить индивидуальные гастрольные туры по России и зарубежью.
Среди мужского состава петербургской сцены этого времени следует отметить Николая Легата (сына известного танцовщика Густава Легата). Гастролируя в 1899 году с группой артистов в Парижской опере, Легат наглядно продемонстрировал иностранцам преимущества русской школы перед итальянской, и в дальнейшем его педагогическое мастерство послужило делу становления английского Королевского балета. Именно он «открыл» для русских балерин секрет исполнения фуэте.

Среди петербургских балерин наиболее громкими именами были имена О.О.Преображенской и М.Ф.Кшесинской.

Ольге Преображенской удалось победить итальянских танцовщиц у них на родине, в миланском театре «Ла Скала». Критики и публика единодушно признали ее превосходство. В дальнейшем она направила свои силы на развитие теоретических основ русской методики преподавания.

Матильда Кшесинская (дочь мимического актера Ф.Кшесинского) быстро достигла ведущего положения в петербургской труппе. Овладев сложной итальянской техникой, она смогла исполнить знаменитые 32 фуэте. В 1904 году она первой среди русских была удостоена звания примы-балерины. Несмотря на то, что успешную карьеру балерины часто связывают с близостью к царскому семейству, надо отдать должное ее личному мастерству, которое позволило дополнить мягкую русскую пластику европейской техничностью.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

Майя Плисецкая была, да и остается на сегодняшний день одной из самых известных танцовщиц нашего времени. Единственной, кто танцевал даже в 65 лет, а в 70 - продолжал выходить на сцену.

Мало кто из балерин мог бы сравниться с Плисецкой в грации и пластике. К слову, «тот самый взмах крыла», которым она завораживала зрителя, исполняя «Умирающего лебедя», танцовщица еще в юности подсмотрела у живых величественных птиц, часами неотрывно наблюдая за ними, запоминая каждое их движение.

Классикой стала трактовка балериной главных партий в постановках «Спящая красавица», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», а также в балетах, написанных специально для нее Родионом Щедриным - в «Кармен-сюите», «Анне Карениной», «Чайке».

Майя Плисецкая. 1964 год. Источник: ©Евгений Уманов/ТАСС

В мировой истории искусства русский балет всегда занимал особое место. Многие русские балерины становились звездами мировой величины и эталоном, на который равнялись и продолжают равняться танцовщицы всего мира.

Матильда Кшесинская

Полька по происхождению, она всегда считалась русской балериной. Матильда родилась и выросла в семье Феликса Кшесинского, артиста балета Мариинского театра Санкт-Петербурга.

После окончания Императорского театрального училища девушка попала в труппу Мариинского театра, где прославилась неподражаемым исполнением ведущих партий в балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Эсмеральда».

В 1896 году, вопреки мнению балетмейстера Мариуса Петипа, она поднимается на самый верх балетной иерархии, став примой Императорских театров. Ее совершенная пластика рук, которая присуща русской балетной школе, органично сочеталась с техничностью ног. Это всегда было преимуществом итальянской балетной школы. Чтобы достичь и этой вершины, Матильда несколько лет брала частные уроки у знаменитого танцовщика и педагога Энрико Чеккетти.


Матильда Ксешинская. Источник: © Vadim Nekrasov/Russian Look/Global Look Press

Матильда была любимицей балетмейстера Михаила Фокина и принимала участие в его постановках «Евника», «Шопениана», «Эрос»,

В начале ХХ века Кшесинская начинает гастролировать по Европе и моментально очаровывает требовательную европейскую публику своей необыкновенной пластикой, яркой артистичностью и жизнерадостностью.

Покинув Россию вскоре после Октябрьской революции, Матильда обосновалась в Париже и продолжала танцевать. Скончалась Кшесинская в декабре 1971 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея. Похоронена в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Матильда Кшесинская. Источник: © Vladimir Winter/Russian Look/Global Look Press

Анна Павлова

Дочь простой прачки и бывшего крестьянина смогла не только поступить в театральное училище, но и попасть в труппу Мариинского театра после его окончания. Через несколько лет Анна становится одной из ведущих балерин империи. На сцене Мариинки Павлова танцевала главные партии в «Жизели», «Баядерке», «Щелкунчике», «Раймонде», «Корсаре».


Анна Павлова в балетной миниатюре «Умирающий лебедь». Источник: Global Look Press

На манеру исполнения и балетную технику Анны огромное влияние оказали балетмейстеры Александр Горский и Михаил Фокин, а сердца зрителей Павлова завоевала, станцевав «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса.

Париж познакомился с балериной в 1909 году во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. С этого момента слава о русской балерине разнеслась по всему миру. Однако через некоторое время Павлова покидает труппу Дягилева.

После начала Первой мировой войны Павлова поселилась в Лондоне и больше не возвращалась в Россию. Последнее ее выступление на сцене Мариинского театра прошло в 1913 году.

Гастроли великой балерины проходили по всему миру - и в США, и в Японии, и в Индии, и в Австралии. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге в 1931 году, серьезно простудившись во время репетиции в неотапливаемом зале.


Анна Павлова в саду своего дома в Лондоне. 1930 год. Источник: © Knorr + Hirth/Global Look Press

Агриппина Ваганова

Майя Плисецкая всегда считала своим главным учителем балерину и хореографа Агриппину Ваганову.

«Ваганова делала балерин почти из ничего. Даже с никудышными данными они знали, как надо делать. Многие, кто тогда был наверху положения, сегодня танцевали бы в кордебалете», - вспоминала Майя Михайловна.

Сейчас ее имя носит Академия русского балета. Но путь к успеху для балерины был очень труден. Не просто так ее близкая подруга, жена Александра Блока, называла ее «мученицей балета».


Агриппина Ваганова. Фото: vokrug.tv и vaganovaacademy.ru

А начиналось все с того, что очень невысокой с балетной точки зрения девочке с мускулистыми ногами и слишком широкими плечами пророчили лишь место в кордебалете, хотя выпускной экзамен в Петербургском театральном училище она сдала просто блестяще. Если и доставались ей какие-то роли, то все они были малозначительными. Да и не видел Морис Петипа в девушке со слишком жесткими движениями рук никакой дальнейшей перспективы.

«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», - вспоминала позднее Ваганова.

И все-таки она успела исполнить Одиллию в «Лебедином озере», а также главные роли в балетах «Ручей», «Жизель» и «Конек-Горбунок». Однако вскоре балерине исполнилось 36 лет и ее отправили на пенсию. Агриппина осталась без работы и средств к существованию.

Лишь 3 года спустя ее зачислили в штат балетного училища Мариинского театра на должность педагога. Так что все свои мечты, которые Ваганова не смогла осуществить на сцене, она воплотила в своих ученицах, ставших лучшими балеринами страны - Галине Улановой, Наталье Дудинской и многих других.


Ваганова в балетном классе. Скриншот архивного видео. Телеканал «Культура», передача «Абсолютный слух об Агриппине Вагановой»

Галина Уланова

Девочке, родившейся в семье мастеров хореографии, было суждено стать балериной. Даже если бы маленькая Галя и попыталась избежать предначертанной судьбы, ей просто не дала бы этого сделать мама - балетный педагог. Но годы тяжелых тренировок за балетным станком принесли свой результат.

Хореографический техникум Уланова закончила в 1928 году и сразу попала в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Внимание зрителей и критиков к ней было приковано практически с первых шагов на этой сцене.

Ведущие партии ей стали доверять уже через год. И делала она это виртуозно, с невероятным артистизмом. Едва ли кому удавалось до и после нее исполнять сцену сумасшествия Жизель так проникновенно, как делала это Уланова. И эта роль считается одной из самых триумфальных в репертуаре великой балерины.


Галина Уланова в сцене безумия Жизель. Кадр из фильма-балета «Жизель» 1956 года

Любимую свою Мариинку балерина оставила, уехав в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. В те годы она выступала перед ранеными бойцами, танцевала на сценах Перми, Свердловска и Алма-Аты. В самом конце войны балерина переходит в труппу Большого театра.

По общему мнению ценителей балета и критиков, самой лучшей ролью в карьере Улановой стала Джульетта в балете Сергея Прокофьева.


Галина Уланова и Александр Лапаури в сцене из балета "Ромео и Джульетта", 1956 г.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.