Как в романе шолохова раскрывается мысль семейная. Урок-исследование по литературе

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему: «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа

Цель:

Выяснить, на чем основано счастье семьи;

Сформировать умение анализировать эпизоды;

Продолжить развитие творческих способностей учащихся анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения;

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ);

Оборудование:

Шолохова;

Панно с цветущей яблоней;

Компьютер, проектор;

Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцены «На сенокосе»;

Иллюстрации к роману художника;

На доске написаны тема урока и эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ;

Ход урока:

1. Слово учителя:

2008 год в России был Годом семьи. Семья – ячейка любого государства, основа человеческой жизни. Московский митрополит Филарет сравнивает государство с деревом, а семью с его корнями. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, нужно, чтобы корень его был крепок»,- учит святитель.

А что же нужно человеку, чтобы его семья была крепкой и счастливой?

(Ответы учащихся: дети, любовь, здоровье, счастье, взаимопонимание , уважение, мудрость, работа и т. д. – записываются на отдельные листы и прикрепляются к корням цветущей яблони (панно доске).

Учитель: Когда –то сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», с ним согласен и. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Мы с вами должны выяснить, как Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье? Давайте, ребята, войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим.

2. Проверка домашнего задания. (Найти сцены счастливой семейной жизни и проанализировать).

Выразительное чтение отрывков.

(Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)

«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, гл.2,с. -10)

«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1,ч.5,гл.13,с.-596)

3. Ролевое чтение сцены «Рыбалка». (2гл., с.-11)

Учитель: Итак, давайте с вами сделаем вывод: какую же роль играет семья в романе М. Шолохова «Тихий Дон»?

(Ответы учащихся): Шолохова связана с донской землей, он очень хорошо знал специфику казачьей семьи, поэтому не зря центральное место в романе занимает семья Мелеховых. История этого рода дает представление о крестьянском укладе жизни, о нравах, о традициях казачества. Нравственное единство семьи является идеалом для автора.

4. Анализ эпизода сцены «На сенокосе».

Учитель: по роману «Тихий Дон» сначала С. Герасимов, а потом С. Бондарчук сняли замечательный фильм. Посмотрим эту сцену (видеоролик из фильма). Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод, послушаем его.

(Ответ ученика)

Исстари повелось, что на покос выходят всем хутором. Косцы и гребельщицы одеваются как на годовой праздник. Это мы видим и в семье Мелеховых. Труд их объединяет. Посмотрите, с какой любовью готовится к работе Пантелей Прокофьевич. Прежде чем начать работу, по русскому обычаю, крестится на беленький стручок далекой колокольни. Он, как полагается в семье идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что крестьянская работа доставляет им радость и удовольствие. После тяжелого труда все вместе вечеря ют: «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».

5. Аналитическая беседа.

Учитель: Шолохов показал хронику нескольких поколений, семей

из разных социальных слоев: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Астаховы, Лесницкие. Семья Мелеховых представлена через описание нескольких пар.

Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?

(Ответы учащихся): У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается.

Учитель: Шолохов не всегда идеализирует казачью семью. Приведите, ребята, примеры насилия и жестокости в семье.

6. Художественный пересказ эпизодов.

(Ответы учащихся): «надругательство отца над юной Аксиньей, зверское его убийство», «жестокое обращение Степана с Аксиньей», « приставания к Наталье родного брата».

Учитель: Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А. Куприн говорил, что «любовь - это дар божий, который дается один раз в жизни и который нужно перед Богом заслужить». Григорию повезло: рядом с ним две любящие женщины: Аксинья и Наталья.

7. Дискуссия. Кого же любит Григорий?

(Ответы учащихся): Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и его дети. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинами, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим, как Аксинья воспитывает детей Григория и молится за него. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится Мишка Кошевой, убийца брата.

8. Тестовая работа. Подготовка к ЕГЭ (см. тест)

9. Исследовательская работа.

Учитель: к сегодняшнему уроку свое исследование проводила группа учеников, которая должна была ответить на вопрос: Кто из предшественников М. Шолохова изображал в своих произведениях

семейные отношения?

(Ответ учеников):

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных. Мы видим, что еще в древности семейные отношения стали предметом изображения в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Герои счастливы, потому что живут по Божьим заповедям, творят добро, хранят любовь и верность.

В повести «Старосветские помещики» с искренним чувством показал нам семью, вызывающую восхищение. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна преданны друг другу, милы и приятны своей душевной чистотой и взаимной любовью.

Такие же прочные отношения мы видим у в «Капитанской дочке». Семья Мироновых и семья Гриневых – два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети, Петр и Мария, видели постоянно пример родителей, воспитывались по заповедям Божиим, знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле», поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду, во всем уповали на Бога и были счастливы.

В романе «Война и мир» рассказывает о разных семьях: это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских, и представители московского дворянства Ростовы, и лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Куракиных.

(Ответ 2 ученика): Тема семьи волновала не только писателей, но и художников. Давайте совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, где в небольшом уютном зале выставлены полотна великих мастеров живописи.

(Показ презентации)

10. Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Что сближает литературные произведения предшественников Шолохова с «Тихим Доном»?

11. Оценки.

12. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, продолжите мою мысль: «на сегодняшнем уроке для меня было важным»… (Ответы учащихся).

Учитель: Сегодня уроке мы увидели семью в представлении Шолохова, не случайно в романе кольцевая композиция: он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, дружба, работа – вот то, что нам нужно для полного счастья. В народе говорят, что человек прожил не зря, если посадил дерево, построил дом, создал семью. В конце урока мы вновь обращаем свое внимание на наше панно с цветущим деревом, хочется, чтобы и ваши, ребята, деревья были с такими же крепкими корнями, спелыми и сочными плодами.

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. "Тихий Дон" называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий - старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич - истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца - «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова - цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых - Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья - совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи - женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение - к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки - все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, - это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в "Тихом Доне", как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

«Судьба человека Шолохов» - Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу? Михаил Шолохов. Значение рассказа «Судьба человека». Я знал, что ты меня найдёшь! викторина по рассказу М. Шолохова "Судьба человека". М.Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984). «Судьба человека» - рассказ-эпопея. Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

«Донские рассказы» - Добрым или злым, милосердным или жестоким? Война заставляла одни народы истреблять другие. М.Волошин. «Русская революция». Цели. Вопросы для размышления. Где происходят события? Во имя грозного закона Братоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

«Писатель Михаил Шолохов» - Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. 1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда». «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. «Подступ к большому разговору о большой войне». Долго был продработником. 21.02.1984 Смерть писателя. В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.

«Жизнь и творчество Шолохова» - Фото из семейного альбома. 1933 год – выходит первая книга романа „Поднятая целина“. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище. 1941 роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени 1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию 1943-1944 печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.

«Тихий Дон образы» - Мысль семейная Натальи Мелеховой. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается в сложном поединке с судьбой. Выполнила. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Выполнила: ученица 11 класса Судакова Юлия.

«Шолохов Михаил Александрович» - Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. Михаил Александрович Шолохов. А.И. Солженицын. Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах. В июне 1973 года в Болгарии Михаил Александрович получает орден Кирилла и Мефодия I степени.

Всего в теме 26 презентаций

«Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная». Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы – все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – турки».

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий – сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне. И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила – Марьи. Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы.

Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании. Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне – как брат». Но «под разговор и зарезать можно». Григорий думает иначе: «Ежли все помнить – волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство – непреходящая ценность.

К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан – в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Здесь искали:

  • семьи в тихом доне
  • семья коршуновых в романе тихий дон
  • семьи в романе тихий дон