Классный час посвященный 95 летию расула гамзатова. Классный час "праздник белых журавлей"
Классный час «Белые журавли».
Здравствуйте. Кто из вас знает, какой завтра праздник?
Ответы детей (…)
В честь этого замечательного праздника, мы сегодня посвящаем наш классный час. (Звучит мелодия песни «Белые Журавли».) Скажите, дети, кто из вас знает, что эта за песня?
Ответы детей(…)
Правильно. И сегодня наш классный часпосвящен «Белым журавлям» Расула Гамзатова. (Слайд1 ) Скажите, дети, кто из вас знает кто такой Расул Гамзатов? (На доске портреты Расула Гамзатова)
Ответы детей(….)
А кто из вас знает или может быть слышал песню «Белые журавли»?(Слайд2)
Ответы детей(….)
Трудно найти человека, который не знает песню "Журавли": "Мне кажется порою, что солдаты..." Если вы попросите кого-нибудь вспомнить любую песню о войне, то большинство сразу назовёт "День Победы", но сразу следом за ним - "Журавлей".
При этом, немногие знают историю этой песни, искренне полагая, что она была написана в годы Второй Мировой. Но нет, родилась песня "Журавли" позже, гораздо позже - более чем через 20 лет после окончания войны.
Давайте же сегодня познакомимся с "Журавлями" чуть ближе. Но сначала вспомним эту песню, прослушав её в самом первом - и самом знаменитом исполнении. Итак, Марк Бернес (1968 год записи):
Исполнение песни Марком Бернесом (Включить запись).
Началось всё 6 августа 1945 года в Японии. Именно в этот страшный день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Дом двухлетней Садако Сасаки находился всего в полутора километрах от эпицентра взрыва, но девочка не только выжила - казалось, она вообще не получила никаких повреждений. До одиннадцати лет Садако росла самым обычным ребёнком - активным и весёлым. Девочка занималась спортом, участвовала в соревнованиях... Но внезапно её жизнь стала совсем иной. В ноябре 1954 года у Садако проявились первые признаки лучевой болезни, а в феврале врачи поставили страшный диагноз: "лейкемия" - рак крови, который в Японии в то время называли "болезнью атомной бомбы".
Девочку поместили в госпиталь, но надежд на выздоровление не было. Однажды лучшая подруга Садако, Чизуко, пришла навестить больную и принесла ей необычный подарок: бумажного журавлика . Чизуко рассказала старинную японскую легенду: тот, кто сложит тысячу бумажных журавликов, сможет загадать любое желание, и оно исполнится. Садако мечтала выздороветь. Она начала складывать журавликов, занимаясь этим целыми днями. Любой клочок бумаги, который попадал в её руки, превращался в бумажную птицу.
Часто пишут, что Садако успела сделать всего 644 журавлика . Но это не так. Просто в 1977 году писательница Элеанор Коэр выпустила книгу под названием "Садако и тысяча бумажных журавликов", в которой и рассказала про 644 журавлика - якобы, больная девочка не успела воплотить свою мечту в жизнь. На самом деле, всё было гораздо печальнее: Садако сделала тысячу журавликов, но... её желание не исполнилось. Болезнь не уходила. Девочка продолжала бороться и складывала всё новых и новых журавликов... (Слайд3) Посмотрите на этих журавликов, сделанных из бумаги. Вы видели где нибудь таких журавликов?
Состоялся 21 декабря 2017 г. под руководством Казакова Э. А. в 10 классе. Отличительной особенностью этого необычного классного часа явилось то, что он был представлен в виде цельного театрального номера. На сцене «горел» - «Вечный огонь» . В своем недолгом представлении ученики класса охватили весь творческий путь Великого поэта, его биографию и наследие. В исполнении учеников класса прозвучали произведения Великого поэта - стихи, проза. Арсланбеков Раджаб - почитал стихотворение «Мой Дагестан. Фотографии Расула Гамзатова, его наиболее известные высказывания и цитаты были представлены в презентации. Но основной темой всего классного часа стали стихи о войне Р. Гамзатова. Ребята с чувством и выразительно прочитали стихи о войне, спели знаменитую песню «Журавли». Завершением классного часа стала сцена «Возложение цветов к памятнику жертвам всех войн». Сильное впечатление на всех присутствующих произвела атмосфера, которую создали ученики класса вместе со своим воспитателем - печальная, порой трагическая. Сочетая в себе традиции и элементы современного направления «флэш - моб» им удалось сделать этот классный час, столь необычным и интересным!
Классный час "Праздник белых журавлей"
Разработала и провела занятие учитель
начальных классов Долгополова О.М.
Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру - в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
Образовательные:
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
Воспитательные:
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
Подготовка к выступлению : заранее ученики готовят стихотворения Р.Гамзатова, рисуют рисунки, готовят белых журавлей.
Учитель: Велика и огромна наша страна Россия. И есть в нашей стране горная Республика Дагестан (показать на карте). Столица Дагестана – город Махачкала. В этой республике живут свободолюбивый народ: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы нашей страны. Фашистская Германия хотела превратить все народы нашей страны в рабов. 3 июля 1941 годы глава советского правительства И. В. Сталин сказал: “Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!”
Звучит музыка “Священная война”.
Учитель: На большой территории страны была объявлена мобилизация военных. Но у ворот военкоматов выросли большие очереди добровольцев. Каждый житель нашей страны стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг. Они стоили линии обороны, ремонтировали дороги, помогали в госпиталях. Помогали чем могли.
Ученик (читает на фоне спокойной музыки стихотворение)
Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: “Вперед!”
Команда: “Встать!”
Опять товарища бужу я,
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую,
Когда нарушив забытье,
Никто не крикнул: “За Россию!”
А шли и гибли за нее.
Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.
Учитель (показывает портрет Р. Гамзатова): Враг подбирался к Кавказу. Очень много поэтов встало на защиту своей Родины. Среди них и Расул Гамзатов, и Керим Отаров, и Николай Старшинов, Юлия Друнина, Муса Джалиль, и многие другие. Эти люди не только защищали страну, но и продолжали писать стихи, в которых призывали не боятся врага. Они принимали участие в жесточайших боях, они отступали и снова шли в атаку, попадали в плен, бежали из него, лежали в госпиталях и возвращались на передовую. Расул Гамзатов в стихотворении обращается к своему другу.
Посвящается моему другу Кериму Отарову (Читает учитель)
В сырую ночь, свернувшись на шинели.
В июльский зной, порою зимних вьюг,
В полях, где пули хищные свистели,
Везде я помнил о тебе, мой друг.
Мы начатых поэм не дописали,
Мы с отчих гор ушли на зов войны,
Навстречу буре боевой мы встали,
Как верные отечества сыны.
(Дети читают стихи)
***
Поле вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат – слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Смерть презирая, шел вперед солдат.
***
С тех пор как начал я военный путь,
Не раз блистали горы буркой белой…
Пусть лучше смерть в мою проникнет грудь,
Чем враг – в мои родимые пределы.
Учитель: Битва за нашу Родину, Россию была настоящим адом не только на земле, но и в воздухе. Бешеный огонь немецких зениток не давал начать атаку нашим самолетам. И все-таки наши солдаты оказались лучше, смелее. Они с тыла направили танки на вражеские зенитки и
Мчались танки, ветер подымая,
Наступала грозная броня,
И летела наземь вражья стая
Под напором стали и огня.
Учитель: Солдаты войн в сырых окопах, засыпавших листьями, чувствуя, как под туманом холодеет земля, исчерненная воронками, спящие возле своих орудий. Им снились сны: это была тоска по Родине, тоска по России, по речке, где он в детстве купался, по горам, где он играл со своими товарищами.
На войне
Желая жить, одолевая страх,
В окопах мерзнем, хлеб с землей жуем,
Она скрипит противно на зубах…
Мороз и сырость нас бросают в дрожь.
Своею жизнью жертвует солдат.
Хоть смерть страшна – назад не повернешь,
Так мы, солдаты, на войне живем.
Почти не спим, но боремся с бедой,
Куря одну цигарку вчетвером,
Пути врагу, преградив собой…
Так мы солдаты на войне живем.
Как много здесь я потерял друзей!
Не погребенные они лежат…
Так, сохраняя жизнь страны своей,
Под пулями проводим день за днем.
Учитель: Немцы захотели завоевать Кавказские горы, они взошли на вершину горы Эльбрус (показать на карте). Но наши солдаты-альпинисты тоже взошли и выбросили их фашистский флаг, сказав, что: “Никогда эти горы не будут принадлежать немцам. И Россия будет за нами”. Как птица орел защищает свое гнездо, так и горцы защищают свои горы.
***
Я горец… Как люблю я это слово!
С ним вместе и отвагу я обрел.
Крылатое, оно звучит сурово,
Средь прочих слов оно и впрямь – орел.
Как запоздалую орлицу-мать
Орленок ждет тревожно, жадно, немо
Так ждет поэта – воина поэма,
Что не успел он дома дописать.
Солдаты храбро сражались, не боялись смерти. И об этом пишешь в своих стихах Кайсын Кулиев:
Меня, быть может, не дождется мать.
Война меня запорошит снегами.
Но лучше мне в родной земле лежать,
Чем жить на ней, захваченной врагами.
Учитель: Немцы видя, как русский народ защищает свою землю, лютовали. Они захватывали и сжигали села, деревни. Загоняли людей в сараи, сжигая их и сравнивая с землей.
“Разрушенный дом”
Кто здесь пел?
Кто смотрел из окошка?
Кто сидел на скамье у ракит?..
Лишь облезлая тощая кошка
На седом пепелище сидит.
К горлу скорбь подбирается комом.
Не оплачет ни бабка, ни поп
Гибель их под обломками дома
От незнающих жалости бомб.
Учитель: Татарский поэт Муса Джалиль получил повестку 13 июля 1941 года. Он рвался в бой, но командиры, зная, что Муса был хорошим, известным поэтом, хотели отправить его в тыл. На что Муса отвечал: “Поймите, я – поэт. Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к Защите Родины. Мое место – среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов”. Муса Джалиль обращается к своей дочери Чолпан:
Ты прощай, моя умница,
Погрусти обо мне,
Перейду через улицу –
Окажусь на войне.
Муса Джалиль воевал во второй ударной армии. Он был и солдатом, и писателем, и поэтом. Писал очерки, рассказы о солдатах, их буднях, наступлениях и поражениях. С июля 1942 года от Мусы Джалиляперестали приходить какие-либо известия его семье. Пропал без вести, и только 29 апреля 1945 годы стало известно, что все эти годы поэт находился в тюрьме Моабит. Наши войска с осторожностью обстреливали эту тюрьму, зная, что там очень много плененных солдат. А Муса Джалиль писал:
Бей по врагам, земля моя,
По мне, по мне,
По мне, снарядов не жалей!
По тюрьмам бей!
…Я все равно шепну: “Люблю”
Москве моей.
Учитель: В апреле 1946 года в Союз писателей зашел плечистый черноволосый человек, себя не назвал, но оставил блокнот, сшитый из разных клочков бумаги. На последней странице блокнота было написано (зачитать “К другу, который умеет читать по-татарски”, стр. 34 “…По следам оборванной песни”;
***
Ученик:
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
***
Ученик:
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.
Учитель: Наступил переломный момент в войне…
Ученик:
Весна. Наши танки на битву идут.
Смертельные ждут их бои.
А в роще удоды кричат: уду-ду-у,
Вьют гнезда свои воробьи.
Тенисты деревья в лесу и густы,
А танки торопятся в бой
У них на пути голубые цветы,
Вдали горизонт голубой.
Проносится рой мотыльков над водой-
Там тоже как будто война.
Любуется ими танкист молодой.
Идут наши танки. Весна.
Ученик. Война унесла 27 млн. жителей нашей Родины. В низком поклоне склоняемы головы перед ратным подвигом нашего народы. Жизнью нашей мы обязаны ветеранам, их товарищам, погибшим и уцелевшим. Мир не должен забывать ужаса той войны, разруху, страдания и смерть. Это было бы преступлением перед павшими воинами, преступление перед будущими поколениями. Бороться за мир – обязанность всех живущих на земле.
Давно закончилась война, сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи, но земля всегда будет помнить о войне и ее сынах-солдатах.
Ученик:
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, что приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Учитель: В память о всех воинах, воинах-поэтах, не вернувшихся с войны, Расул Гамзатов поставил памятник летящим белым журавлям ввысь в своем родном Дагестане. Он олицетворяет всех погибших солдат с белыми журавлями, улетающими в небытие.
Сегодня предвечернюю порою
Я вижу, как в тумане журавли,
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Учитель: 22 октября ежегодно в Дагестане – праздник белых журавлей. В этот день в небо запускают тысячи журавликов в память о погибших. И, одновременно, отмечается день поэзии.
На доске: “Смерть поэта – еще не все. Песни его живут”.
Звучит песня “Журавли”.
Дети зажигают свечи – минута молчания.
Выходим на улицу, выпускаем белые шары с журавликами (продолжает звучать песня “Журавли”)
Журавли
Мне кажется порою, то солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в эту землю полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Не потому ль та часто и печально,
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый –
Мои друзья былые и родня
И в их строю есть промежуток малый-
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей,
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.
Цели : ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учащихся по основным вехам творчества Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование : портреты Р.Гамзатова, высказывания поэта, книжная выставка, презентация .
Ход классного часа
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след,
Дом или тропинку... дерево иль слово.
I. Вступительное слово классного руководителя:
В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.
Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час. “Люблю писать о жизни, о людях кем бы они не были: орлами или змеями” говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.
Учитель: Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.
Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.
II. Горянка и горец (учащиеся класса)
Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!
Горец: Кого, кого!?
Горянка: Расула Гамзатова
Горец: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?
Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!
Горец: Нет, я не знаю такого.
Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!
Горец: (с обидой) Ну зачем ты так?!
Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?
Горец: Конечно, хочу!
Горянка: Пойдем я тебе покажу.
(в кабинете выставка книг поэта, журналы и газеты со статьями о Расуле Гамзатове)
Горянка: Посмотри - это все он и о нем.
III. Демонстрируется презентация, посвященная великой дате, дню рождения поэта
Горец : Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?
Горянка: Мне? Ну, конечно же “Журавли”. У этого стихотворения целая история.
Ученики класса читают наизусть стихотворения Р.Гамзатова.
Горянка: Он величайший из писателей. Он много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря Расулу Гамзатову.
Горец: Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!
Горянка: Да уже увековечили!
Ученик: Нет уголка в России, где бы небыл воздвигнут монумент Белым Журавлям. Не создан музей творчества Р. Гамзатова. В городе Буйнакск педагогическому колледжу присвоено имя Расула Гамзатова.
Ученица: Указ Государственного Совета Республики Дагестаноб увековечении памяти Расула Гамзатова
Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича
Постановляет:
Присвоить имя Гамзатова Р.Г. Буйнакскому педагогическому колледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова
Председатель Госсовета РД М. Магомедов
И к 90-летию со дня рождения в Москве открыт памятник великому сыну своего народа Р. Гамзатову.
Показ видеорепортажа об открытии на Яузском бульваре города Москва памятника поэту Вселенной - Расулу Гамзатовичу Гамзатову.
IV. Завершающее слово классного руководителя:
Учитель: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Дорогие ребята, спасибо большое вам за ваше активное участие.