Конспект урока моп виды сорных растений. План-конспект на тему: Конспект занятия "Лекарственные свойства сорных растений"

Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

с. Боровской 2015

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  • делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

  1. Литература: учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

  1. 1. Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Буква

Боронование

Культивация

Прикатывание

Дискование

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

Задание №1 Игровой момент: «Черный ящик» (на интерактивной доске)

По нескольким предложениям угадайте, что спрятано в Черном ящике.

(проверка правильности ответа проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием проводят до посева культур, после посева и для ухода

за отдельными культурами.

4. Почву обрабатывают в основном на глубину до 8 см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной, то его часто называют

закрытием влаги.

7. Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

Задание №2 Установите соответствие (на интерактивной доске)

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №3 Установите соответствие приемов обработки почвы (на интерактивной доске)

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ сорных растений.

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

Дискование

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

ОТВЕТ на задание:

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приема

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

№ вопроса

Ответ (да или нет)

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Фамилия, имя

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Тема : Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока :

Обучающие : ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие : воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие : развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование : Стенд «Сорняки - наши злейшие враги » . Герба-рий и семена сорняков , метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия )

1. Вред сорных растений .

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни .

3. Способы распространения сорняков .

4. Основные группы сорняков и их характеристика .

5. Меры борьбы с сорняками .

6. Определение плотности распространения сорняков .

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков .

2. Объяснение нового материала.

Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки , то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

Ребята, видели ли вы сорняки , которые обвивают стебли куль-турных растений?

Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой , приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами : пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки , размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков , их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки , которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки . Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

А кто знает стихотворения и загадки про сорняки ?

Один из учащихся рассказывает стихотворение :

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой .

Другие приводят загадку :

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков . Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков . Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков .

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки , определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу : опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом : поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков , находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать . Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

«Наши стенгазеты от души…» - фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Конспект занятия-наблюдения по родной природе в старшей группе детского сада, тема занятия: «Подмаренник цепкий»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о понятие «сорняк».
Развивать мышление, вникая в смысл слов.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Рассмотрите хорошенько это травянистое растение. Обратите внимание на стебли - они то стелятся по земле, то приподнимаются. Листья узкие, растут из одного места на стебле сразу по 6 штук. Пересчитайте сами и убедитесь. А какой формы плоды? (Ответы детей). Плоды имеют форму шара.

Называется это растение - подмаренник цепкий. Научное название произошло от слова «молоко», потому что у коров, поевших подмаренник, молоко становилось красноватым и быстро портилось. Именно поэтому подмаренник не поедается скотом, но используется человеком в народной медицине.

У этого растения очень много народных названий. И почти все они связаны со способностью подмаренника цепкого прилипать ко всему, к чему ему удается прикоснуться. А уж как прилипнет к одежде, например, длинный стебель с узкими листьями, так с трудом отдерешь, будто клеем намазан. А все потому, что стебель и листья этого растения покрыты мелкими загнутыми щетинками-крючками. (Можно рассмотреть листья и стебель в лупу, провести эксперимент на выявление липучих свойств растения).

Народные названия: липучник, царапница, цеплянка, липчица (Украина), дерябка, кошки-собаки, липкая трава, царапница, цеплянка, прилип, цап-царап, устели землю. Какое из этих названий вам понравилось? Показалось смешным? Непонятно?

Растет подмаренник цепкий повсеместно, вдоль дорог, на пустырях, среди кустарников, близ оград, по берегам рек, а также в посевах.

Это растение сорное, засоряющее посевы. Стебли подмаренника, усеянные зубчиками, такие хваткие и цепкие, что легко карабкаются по другим растениям. Заползает сорняк подмаренник на колос и, обвивает, опутывает его, а затем и подгибает к земле. Такие сорные растения, которые мешают расти и получать урожай культурных растений, называют - сорняки. От сорняков люди стараются избавляться.

У нас в Крыму на каменистых склонах и пустынных степях растет родственник подмаренника цепкого - подмаренник тончайший. Вот как он выглядит. (Показ картинки. Выяснение сходств и различий). Надеюсь, вам понятно происхождение названия подмаренника тончайшего? (Ответы детей). И стебли, и листья у него намного тоньше.

Вопросы на закрепление:

1. Какие народные названия подмаренника цепкого вам запомнились?
2. Почему это растение считают злостным сорняком?
3. Благодаря чему подмаренник цепкий прилипает к одежде?

Слайд 1

Сорные растения

Слайд 2

Группа «Исследователи»
Цель: Изучение значения сорных растений в природе и жизни человека. Задачи: Определение видового состава сорных растений нашего огорода; Изучение сорных растений, являющихся целебными лекарственными растениями; Определение значений этих растений в природе и жизни человека.

Слайд 3

Введение.
Сорняки – это растения, засоряющие сельскохозяйственные угодья и наносящие вред сх культурам. К сорным принадлежат растения, не культивируемые человеком, но исторически приспособившимся к условиям возделывания культурных растений, растущих вместе с ними и наносящие вред посевам. Сорняки встречаются на полях, лугах и других сх угодьях. Сорняки отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям. Приспосабливаясь к жизни культурных растений, они вырабатывают аналогичные им свойства как высокоорганизованные растения, обладают высокой экологической пластичностью. На пашне и других сх угодьях культурные и сорные растения произрастают вместе и представляют собой искусственные цензы – агрофитоцинозы, в которых благодаря исключительной жизнеспособности сорняков сохраняется их устойчивость к уничтожению. В результате длительного сх использования почвы в ней создаются и накапливаются семена сорных растений и их вегетативные зачатки.

Слайд 4

Слайд 5

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Слайд 6

Осот огородный
Бодяк

Горошек мышиный
Мать-и-мачеха

Слайд 7

Подорожник
Одуванчик
Полынь горькая
Лопух

Слайд 8

Подорожник - многолетнее травянистое растение В научной медицине листья применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, отхаркивающее, снотворное, обезболивающее, бактерицидное и противоаллергическое средство. Отвар из листьев применяют при бронхитах, туберкулёзе, других заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в том числе при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при воспалении почек. Спиртовой экстракт листьев понижает артериальное давление. Отхаркивающее действие подорожника используют в грудных сборах. В народной медицине настой листьев рекомендован при сенной лихорадке (аллергии), горячке, поносе, геморрое, при воспалении мочевого пузыря, раке желудка и лёгких. Свежие листья прикладывают к ранам, ссадинам, порезам, язвам и фурункулам. Мазь с порошком сушёного подорожника - эффективное средство для лечения гнойничковых заболеваний кожи. Одуванчик - одно из самых распространенных на земле растений Интересно, что парашюты точно выполняют свое назначение: при полете семянки не раскачиваются, не перевертываются, они всегда внизу. Плод долго плывет по воздуху и приземляется где-нибудь далеко от материнского растения. Так расселяется этот сорняк. Одна корзинка одуванчика содержит до 200 семянок, а все растение - до 3000. Полынь иногда используется в кулинарии в качестве приправы, в том числе к жирным блюдам. Многие любят её горький запах и вкус, используют как приправу к жареным мясным блюдам, особенно к жареному гусю. Надземной частью можно окрашивать ткани в различные тона зелёного цвета. Виды рода Лопух (лопух большой, лопух малый, лопух войлочный), - старинные лекарственные растения, широко используются в народной медицине. Корни содержат инулин, сахар, эфирное масло. Различные препараты их применялись при лечении многих болезней. Масло, содержащееся в количестве 25-30 % в плодах и корнях лопухов (репейное масло), также находило лечебное применение. Его используют для укрепления волос. Молодые корни и побеги используются в пищу. Большие листья также съедобны, но невкусны.

Слайд 9

Тысячелистник обыкновен-ный нетребователен к богатству почвы, но избегает чрезмерно кислых и солонцеватых почв. Стоек к вытаптыванию. Вид также не требователен к теплу и влаге, но не встречается при сильном переувлажнении. Растение чувствительно к затенению, предпочитает открытые солнечные места. В дикой природе тысячелистник встречается на лугах, опушках, полянах, в светлых лесах, по берегам водоемов, особенно массово он встречается в лесной, лесостепной и степной зоне.
Тысячелистник обыкновенный

Слайд 10

Белена черная
Белена - ядовитое растение, дети отравляются ее семенами, принимая их за мак. Она дает такую же картину отравления, как красавка, так как содержит тот же алкалоид - гиосциамин. Народ давно подметил возбуждающее действие белены; отсюда ведет начало поговорка «белены объелся» - про человека, совершающего несуразные поступки....

Слайд 11

Дурман обыкновенный
Дурман обыкновенный из семейства пасленовых. Название происходит от арабского и персидского слов и означает «колючий плод». Видовое название означает «вонючий» и указывает на неприятный запах свежих листьев этого растения. Дурман очень ядовит, поэтому в народе с лечебной целью почти не употребляется. Известны случаи отравления лошадей, крупного рогатого скота и даже гусей при поедании ими дурмана в сене или в свежем виде....

Слайд 12

Крапива обыкновенная
Многие виды крапивы защищаются от травоядных животных при помощи жгучих волосков, располагающихся на частях растений. Ряд видов применяется в медицине и может применяться в пищу и на корм скоту Крапиву используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов, начинки для пирожков, а также солят и квасят. Из листьев молодой крапивы можно сделать отвар и настой, который «всякую чёрную немочь из тела выгоняет, восстанавливает силы мужские, останавливает внутреннее кровотечение». Молодые нежные соцветия заваривают в чай, сушат. Крапиву применяют также при уходе за волосами, отвар крапивы помогает при выпадении волос. Волокна некоторых видов крапивы обладают качествами, позволяющими использовать их для изготовления одежды.

Слайд 13

Пырей ползучий
Листья служат кормом для многих травоядных. Семена едят некоторые птицы, например пуночки. В научной медицине траву и корневища применяют как мочегонное, потогонное, отхаркивающее и слабое слабительное средство. В народной медицине сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита, воспаления легких, желче- и моче-каменной болезни, остеохондроза, фурункулеза. Целебные ванны с настоем травы полезны при диатезе (золотухе), геморое и рахите.

Слайд 14

Зверобой продырявленный
Говорят, что зверобой помогает от 99 болезней. Может оно и так... Моя бабушка была такой любительницей зверобоя, что пила его вместо чая, каждый день. Хотя, это и чересчур, но всё же лучше, чем съесть тонну лекарств... Названия у растения очень интересное. "Зверобой" - значит убивающий зверей. Действительно, при скармливании зверобоя овцам, часто наступают отравления, появляются язвы. При этом страдают только овцы белого цвета. Это связано с тем, что зверобой повышает чувствительность непигментированных участков кожи к свету. Растёт зверобой на лугах и полянках. Это многолетнее растение.

Слайд 15

Слайд 16

Вывод
Лишь недавно человек задумался над тем, что уничтожая мир растений, он не только разрушает природу, но и губит сам себя. Вот почему во многих государствах, в том числе и в нашей республике принят закон об охране природы. Он требует бережно использовать леса, луга, охранять зеленые насаждения, создавать заповедники, заказники, ботанические сады. Но никакой закон не поможет, если каждый человек не поймет, как важно беречь родную природу, заботиться о ней, если все люди - все до одного - не будут охранять ее. Это относится и к нам, ребята. Изучая растения нельзя не заметить их чарующей красоты. Увидев гармонию мира растений, ставшую источником вдохновения поэтов, писателей, художников, пожалуй никто из нас не сломает березку в лесу, не станет портить деревья в парке, не оставит непотушенным костер и не позволит делать этого другому

Слайд 3

Однолетние

ОДНОЛЕТНИКИ, растения, проходящие свой жизненный цикл в течение одного вегетационного периода (обычно за 2-5 месяцев): лен, просо, гречиха, яровая пшеница и др. Особенно быстро развивающиеся однолетники называются эфемерами.

Меры борьбы: во время появления всходов их легко удалить обратной стороной граблей, слегка сдвигая почву, либо хорошо отточенной мотыгой, лезвие которой во время рыхления должно находиться у самой поверхности почвы. Работу эту лучше выполнять в сухой солнечный день: корни растений на солнце теряют свою силу и засыхают.

Слайд 4

Яровые

мокрица

Размножаются только семенами, всходят весной или летом и заканчивают свое развитие в течение одного вегетационного периода.

Слайд 5

МАРЬ, род трав, полукустарников, редко кустарников и деревьев, семейства маревых. Св. 200 видов, в умеренном поясе Северного полушария. Среди этих видов сорные, пищевые (напр., квиноа), декоративные. Некоторые виды мари ошибочно называют лебедой.

Слайд 6

Озимые

КОСТЕР, род однолетних трав семейства злаков. Около 25 видов, во внетропических поясах Евразии и Африки.

  • Некоторые выращивают как кормовые растения (до 50 ц сена с 1 га);
  • костер ржаной - сорняк.
  • Слайд 7

    Зимующие

    Эти сорняки могут прорастать как рано весной, так и поздно осенью.

    В последнем случае образуют сильно развитую прикорневую розетку листьев, а в следующем году после обсеменения растение заканчивает свою вегетацию.

    ПАСТУШЬЯ СУМКА, род трав семейства крестоцветных. 5-7 видов, в умеренных и субтропических поясах. Пастушья сумка обыкновенная - лекарственное растение (настой и жидкий экстракт из трав - маточное средство), сорняк; молодые листья пригодны в пищу, из семян изготовляют суррогат горчицы.

    Слайд 8

    РОМАШКА (настоящая ромашка), род однолетних трав семейства сложноцветных. Около 50 видов, в Евразии и Африке. Ромашка аптечная - лекарственное растение (потогонное, антисептическое и вяжущее средство). Ромашкой называют также виды пиретрума, пупавки, нивяника и другие растения, внешне сходные с ромашкой ромашка непахучая – сорняк.

    Слайд 9

    Двулетние

    ДВУЛЕТНИКИ, растения, живущие два года. В 1-й год развиваются лишь вегетативные органы, во 2-й, кроме того, - еще цветки и плоды, после чего растения погибают. Двулетники - капуста, репа, морковь, многие декоративные и другие растения.

    Слайд 10

    БЕЛЕНА, род одно- и двулетних трав семейства пасленовых. Около 20 видов, в Евразии, Африке и на Канарских островах. Белена черная ядовита; сорняк.Экстракт из листьев используют в медицине (противоспазматическое, болеутоляющее).

    Слайд 11

    ПАСЛЕН (Solanum), род трав, кустарников и полукустарников (редко деревьев) семейства пасленовых. Около 1700 видов, распространены широко, большинство - в Южной Америке. К роду паслен относятся картофель и баклажан. Некоторые паслены ядовиты. Есть лекарственные - паслен сладко-горький (Solanum dulcamara). Паслен черный - дикорастущий представитель семейства пасленовые. Часто встречается на огородах и по сорным местам. Цветет в июне, сентябре.

    Слайд 12

    Многолетние

    МНОГОЛЕТНИКИ, растения, живущие более 2 лет, иногда до 100, 500, 1000 и более лет. Достигнув определенного возраста, многолетники могут цвести и плодоносить каждый год. Многолетники - все древесные растения, большинство трав. после обсеменения отмирает только наземная часть, а в почве остаются жизнеспособные органы, которые образуют новые побеги.

    Слайд 13

    Корневищные

    Сорняки размножаются преимущественно видоизмененными стеблями – подземными побегами, на которых есть узлы и междоузия. Обладая высокой экологической пластичностью и жизнеспособностью, они создают трудности при их уничтожении.

    Борьба: используют метод истощения, который основан на глубокой подрезке корневищ. Уничтожение молодых розеток в самой ранней фазе их развития также дает хорошие результаты.

    Слайд 14

    ПЫРЕЙ, род многолетних трав семейства злаков. Около 30 видов, во внетропических областях обоих полушарий. Многие пыреи - кормовые растения; пырей ползучий - ценное кормовое растение, в посевах - злостный сорняк. Несколько видов скрещено с пшеницей (пшенично-пырейные гибриды).

    Слайд 15

    ХВОЩ, род многолетних травянистых растений с разветвленным корневищем. Листья мелкие, чешуевидные; функцию фотосинтеза осуществляют стебли и веточки. Размножаются главным образом корневищами, а также спорами.

    Около 30 видов, по всему земному шару (кроме Австралии); в России около 10 видов, в водоемах, лесах, на лугах, полях. Некоторые - пастбищные растения. Хвощ полевой - злостный сорняк.

    Слайд 16

    Корнеотпрысковые

    В течение всего вегетационного периода образуют отпрыски из почек, заложенных на корнях. В короткий срок из одного растения образуется большое количество новых.

    Борьба: трудность в том, что чем реже корни, тем больше они дают ростков. Поэтому засоренный участок лучше обрабатывать вилами, а не лопатой, с последующим тщательным прочесыванием граблями. В случае сильного засорения поле оставляют под паром или высевают многолетние сидератные растения (люпин), которые за несколько лет вытесняют все сорняки.

    Слайд 17

    ОСОТ, род многолетних трав и полукустарников семейства сложноцветных. Около 70 видов, в Евразии, Африке. Некоторые осоты - трудноискоренимые корнеотпрысковые сорняки; используются на корм скоту. Осотами называют также некоторые виды рода бодяк.

    Слайд 18

    БОДЯК (Cirsium), род дву- или многолетних трав с колючими листьями семейства сложноцветных. Св. 200 видов, в Северном полушарии. Многие виды - медоносы, бодяк полевой - злостный сорняк. Некоторые виды называют осотом.

    Слайд 19

    ВЬЮНОК полевой,(березка), род трав и кустарников семейства вьюнковых. Около 250 видов, главным образом в умеренных областях. Вьюнок полевой (березка) - злостный сорняк посевов. Вьюнками называют также виды повоя с вьющимися стеблями и гречишку вьюнковую - сорное растение семейства гречишных.

    Слайд 20

    Стержнекорневые

    Стержнекорневые характеризуются наличием главного стержневого корня, проникающего в глубь почвы до 1,5 -2 м. боковые ответвления, отходят от главного корня, могут дать начало новым растениям.

    Борьба: основной метод подрезка корневой системы на глубину 10-15см. Чем раньше, тем эффективнее.

    Слайд 21

    ОДУВАНЧИК, род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов, в холодных и умеренных поясах, преимущественно в горных районах Евразии. Широко распространен одуванчик лекарственный (растет вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды и т. п.). Отвар из его корней возбуждает аппетит, желчегонное и слабительное средство; молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе. Некоторые виды (кок-сагыз и др.) содержат каучук.

    Слайд 22

    Растения с мочковатой корневой системой

    Развивают мощную корневую систему, состоящую из большого количества боковых корешков и укороченного главного корня. размножаются преимущественно семенами.

    Борьба: подкашивание растений во время массового цветения на участке и вокруг него значительно уменьши образование семян.

    Слайд 23

    ПОДОРОЖНИК, род одно- и многолетних трав, реже полукустарников семейства подорожниковых. Около 250 видов, в умеренных и субтропических поясах (редко в тропиках). Встречаются вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках. Настой и сок из листьев некоторых подорожников применяются в медицине (отхаркивающее, улучшающее пищеварение средство). Молодые листья идут на супы, салаты.

    Слайд 24

    ЛЮТИК, род трав семейства лютиковых. Свыше 600 видов, распространены широко, но в умеренном поясе Северного полушария; обычны преимущественно на сырых лугах и в лесах. Ядовиты. Некоторые декоративны. Лютик саянский - охраняется, лютик едкий – сорняк.

    Слайд 25

    Ползучие сорняки

    Ползучие сорняки размножаются с помощью побегов(усов, плетей), стелющихся по поверхности почвы и укореняющихся в узлах.

    Борьбаосенью, после уборки овощей, проводят рыхление почвы на небольшую глубину. А через 1-2 недели участок с взошедшими сорняками перекапывают на штык лопаты (18-24 см).

    Слайд 26

    ЛАПЧАТКА, род трав, кустарничков и полукустарников семейства розоцветных. Св. 300 видов, главным образом в Сев. Америке и Евразии лапчатка гусиная, или гусиная лапка, пригодна в пищу, сорняк. Лекарственные (калган и др.) и декоративные растения; медоносы.

    Посмотреть все слайды