Логопедическое занятие в подготовительной группе "Весна. Насекомые

«Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж]. Конструирование из геометрических фигур»

Пояснительная записка
Сабенина Лидия Ивановна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества ст.Северской
Направление: дополнительное образование.
Объединение: УРИ
Тема: Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж]. Конструирование геометрических фигур.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма организации учащихся: групповая
Программа используется в работе объединения «УРИ» (модифицированная).
Дополнительный материал:
Завьялова Н.А. «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе», 2009 г.
Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. «Методика подготовки детей к школе», 2008г.
Коваль И.Г. «Развивающие игры». 2010г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Просвещение, 1998г.
Бачурина В. Развивающие игры для дошкольника.
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольника.
22 часа в неделю.
Краткая характеристика группы: группа состоит из 12 воспитанников 6-7 лет, срок реализации программы 1 год. Все дети с удовольствием участвуют в деятельности объединения: подготовке и проведении праздников, конкурсов, викторин и др. мероприятиях. Благодаря данным мероприятиям в группе складывается благоприятная атмосфера. Дети дружелюбны, внимательны друг к другу. На переменах любят рисовать, играть в подвижные игры. Большинство детей общительны и активны.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Обучение детей в объединении направлено на:
Развитие познавательных психологических процессов ребенка (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
Развитие правильной, четкой, выразительной, связной речи;
Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Данная программа построена с учетом возрастных, индивидуальных, психофизиологических возможностей детей, их умений и навыков. В ней соблюдены принципы постепенности, последовательности и доступности.
Программа поддерживает в детях ощущение «взрослости», что вызывает стремление к решению новых более сложных задач познания, общения, деятельности.
Содержание программы раскрывается с помощью игры – ведущего вида деятельности данного возраста, что позволяет сделать игру созидающей. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из эффективных приемов при работе с детьми данного возрастного диапазона является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставление предметов (явлений), обобщения.

Игровые формы: викторины, конкурсы, эстафеты дают дошколятам проявить себя, свои лидерские качества, показать свои знания. В игре детям предоставляется возможность поиграть в развивающие игры, выполнить физические упражнения, задания конструктивного характера.
Занятия состоят из следующих этапов: подготовительный, организационный, вводный, основной, заключительный. Большая часть времени была отведена основной части занятия. На подготовительном этапе проводится работа с детьми по подготовке материала на заданную тему. Вводная часть состоит из повторения пройденного материала, проводятся игры «Наоборот», «Назови букву» и др. для включения детей в учебную деятельность.
Раскрывая тему урока мною были использованы касса букв, яркий рассказ; разъяснение; предметные картинки; загадки, чистоговорки для развития речевого аппарата, составление слогов с буквой Ж, составление предложений. Конструирование из геометрических фигур использовались шаблоны фигур (прямоугольники, треугольники). Дети составляли фигуры и наклеивали их в тетрадях. Для отдыха детей проводилась физкультминутка, а также просмотр мультфильма «Медвежонок».
В течении всего занятия дети активно работали, были сосредоточены, эмоциональны, легко вступали в диалог, обсуждение.
В заключительной части подвела итог занятия.
План-конспект занятия
объединения «УРИ»

Педагог дополнительного образования: Сабенина Лидия Ивановна
Тема занятия: «Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж].
Конструирование геометрических фигур.»

Цели: Познакомить детей с буквой Ж, ж, звуком [ж ]. Повторить отличие гласных и согласных звуков.
Задачи:
1. Развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание.
2. Воспитывать любознательность, умение составлять предложения.
Оборудование: Касса букв, предметные картинки, шаблоны геометрических фигур, клей, мультимедио, тетради.
Тип занятия: сообщение новых знаний, комбинированный.
Ход занятия:
1. Организационная часть : Приветствие, проверка списочного состава, инструктаж по ТБ, знакомство с темой, целью, задачами занятия.
Вводная часть.
Повторение пройденного материала.
Включение в учебную деятельность.
а) Игра «Наоборот».
Белый, мир, близкий, большой, быстро, верхний, весело, война, горький, горячий, длинный, добрый, здоровый, смеяться, ругать.
б) Игра «Назови букву» (карточки с буквами).
2.Основная часть. Работа по теме урока.
Педагог:
- Как жужжит шмель? (ж – ж – ж...)
- Какой звук производит пчела, когда летит? (ж –ж – ж...)
- Кто догадался, какую букву сегодня мы будем изучать?
(Дети отвечают на вопросы педагога) Правильно, сегодня наша тема занятия посвящена букве Ж.
Знакомство с буквой «Ж», звуком [ж ].
(Показ буквы, характеристика звука, печатание в тетради букв «Ж», «ж»)
Педагог: Дети отгадайте загадки. В каждой отгадке присутствует буква Ж.
1. Чёрен, а не ворон, 2. Он высокий и пятнистый,
Рогат, а не бык, С длинной – длинной шеей,
С крыльями, а не птица. И питается он листьями -
(жук) Листьями с деревьев.
(жираф)
Педагог: Назовите животных, которых вы знаете, начинающихся с буквы «ж». (Дети называют животных. Для подсказки педагог показывает карточки с животными.)
Развитие речевого аппарата.
Педагог предлагает детям проговорить чистоговорки, где встречается буква «ж».
Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
Жи – жи – жи – здесь живут ежи.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Же – же – же – дождь прошёл уже.
Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Физминутка:
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цетной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Чтение слогов с буквой «ж» (чтение слогов отображенных на мультимедио)
жа аж
жо ож
жу уж
же еж
жи иж
Запись слогов в тетради: «жа», «жу», «же».
Составление предложений к картине «Медвежонок».
Педагог: Кого вы видите на картине?
- Как вы думаете, какое время года изображено? Почему?
- Какие события происходят с медвежонком?
- Давайте составим интересные предложения к нашей картинке.

Конструирование из геометрических фигур.
(У каждого ребёнка шаблоны: 1 прямоугольник, 4 треугольника)
Педагог: Назовите геометрические фигуры, которые лежат перед вами.
- Давайте попробуем из данных фигур составим букву «ж».
(Дети составляют из геометрических фигур букву «ж» и клеят в своей тетради)
Релаксация.
Просмотр мультфильма «Медвежонок».
Педагог: А теперь давайте посмотрим мультфильм про нашего медвежонка.
(Просмотр мультфильма по мультимедио).
Педагог: Что понравилось в мультфильме?
Педагог: Опишите медвежонка. Какой он?
3.Закрепление нового материала.
Педагог: Чему мы сегодня научились? (Дети отвечают на вопросы)
4. Заключительная часть.
Подведение итогов, анализ занятия.

Цель: учить дифференцировать звуки [Ж] - [Ш].

Задачи:

Образовательные:

Ø закреплять правописание ШИ -ЖИ посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

Ø развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

Ø развивать фонематический слух посредством определения места звуков в словах;

Ø развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различение звуков на слух и посредством выделения лишней картинки;

Ø развивать внимание, память посредством выполнения письменных и устных работ;

Ø активизировать мыслительную деятельность детей;

Воспитательные:

Ø воспитывать положительную мотивацию к учению;

Ø воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие: "Дифференциация звуков Ж-Ш"»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №21 негізгі жалпы білім беретін мектебі» ММ

ГУ «Основная общеобразовательная школы № 21» отдела образования акимата города Костаная

Открытый урок

« Парные звонкие и глухие согласные Ж-Ш»

Подготовила: учитель-логопед

Ильмурзина Л.М.

Костанай, 2017

Цель: учить дифференцировать звуки [Ж] – [Ш].

Задачи:

Образовательные:

    учить дифференцировать звуки [ж] и [ш]в словах и предложениях;

    развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

    формировать навык слогового анализа слов посредством добавления к началу слова подходящего по смыслу слога;

    закреплять правописание ШИ –ЖИ посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;

Коррекционно - развивающие:

    развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;

    развивать фонематический слух посредством определения места звуков в словах;

    развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различение звуков на слух и посредством выделения лишней картинки;

    развивать внимание, память посредством выполнения письменных и устных работ;

    активизировать мыслительную деятельность детей;

Воспитательные:

    воспитывать положительную мотивацию к учению;

    воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;

Оборудование: компьютер; презентация; картинки Ж-Ш; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки Ж-Ш; предметные картинки; индивидуальные карточки Жи – Ши, следы животных, цветы

Ход занятия

1. Организационный момент и психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости и мы покажем им, чему научились.Давайте немного пофантазируем.

Представьте, что мы – следопыты (уточняется понятие «следопыты» охотник, выслеживающий зверя по следам, а также вообще человек, опытный в распознавании следов.).

2. Введение в тему.

Итак, начинаем!

Давайте сначала послушаем стихотворения, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

1. Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише.»

    Жук однажды так жужжал,
    Даже ежик задрожал.
    Жук ежу не угрожал,
    Ежик все же убежал.

3. Целевая установка.

Какие звуки встречаются чаще всего? (ж, ш )

Значит, мы сегодня на занятии будем сравнивать и различать согласные звуки Ж-Ш

4. Сравнение по артикуляции звуков Ш, Ж.

Посмотрите на доску. (висят карточки с буквами Же и Ша). На что похожи эти буквы? (жук, забор)

Ребята, давайте же сравним эти звуки!

Эти звуки гласные или согласные? Твердые или мягкие? (каким цветом обозначаются?) Звонкие или глухие?

[Ж] – согласный, твёрдый, звонкий;

[Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, мы с вами сравнили звуки, а сейчас потрудится наш язычок! (Артикуляционная гимнастика )

Я буду вам показывать картинку, а вы скажете, что на ней изображено и покажете, как мы будем выполнять артикуляционное упражнение!

«Часики», «Лошадки», «Лягушка и слон», «Хомячок».

5. Изучение новой темы.

След 1. Какие у вас предположения? Кто это может быть?

Я буду называть слова, а вы должны внимательно его послушать и показать букву Ша или Же, а также картинку наушники и колокольчик

Жаворонок, порошок, желудь, шуба, галоши, жаба, шарф, этажи, камыши, ножницы, шишка, живот, шапка, кожа, крошка.

Открываем конверт и это кошка.

След 2. Как вы думаете, а это чей след?

СЛАЙД 2. Прочитайте внимательно слово с указанием пропущенной буквы: Ж...РАФ

Какую букву вы вставили? (и ) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши? (Дети называют правило о правописании жи–ши).

Вы должны подобрать правильный слог: ШИ или ЖИ в словах. (индивид. карточки)

горошина

расскажи

Проверка выполненной работы. (дети читают получившиеся слова)

Открываем конверт – это жираф.

След 3. Чей след?

Вам нужно подобрать подходящие по смыс­лу слова. Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

Книжный машинка

бумажный шкаф

швейная мешок.

Ближняя шлем

Домашнее школа

Тяжелый животное

Открываем конверт – это был медвежонок.

Теперь немного отдохнем!

6. Физминутка

Упражнение «Назови»

Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежинку, договорит несказанное мной словечко.

У зайца длинные.... (уши)

В болоте квакала....(лягушка)

Маша и Жанна - хорошие.... (подружки)

На зиму медведь в берлоге... (засыпает).

Мороз щёки и нос... (замораживает).

Зимой вода в реке... (замерзает).

Иней на ветках деревьев... (блестит).

Зимой снег всё вокруг... (засыпает).

Деревья зимой... (спят).

Под снегом травка зимой... (греется).

Зимой насекомые... (прячутся).

Дети на санках … (катаются).

След 4. Кто же это?

Игра «Четвертый лишний» (в презентации)

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний».

Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

СЛАЙД 3. Картинки : подушка, шляпа, ножницы, шарф. Какая картинка лишняя, почему? (ножницы )

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

СЛАЙД 4 . Картинки: лягушка, мышка, кошка, шкаф .

СЛАЙД 5 . Картинки: снежинка, медвежонок, варежки, жираф .

СЛАЙД 6 . Картинки: капюшон, шорты, шуба, шапка.

СЛАЙД 7. Картинки: ёж, гараж, кружка , нож.

Умницы! Вы хорошо справились с заданием и нашли все лишние предметы.

Открываем конверт и это лошадь.

След 5. Чей след?

Прочитайте слова справа налево .

РОДИРОК, АЛОКШ, РТЕМОЛИК, ЗОВОРАП, АКШОК, НОФЕЛЕТ, ЛАЖЖУЖ, ОЦИЛ, АКНИЖЕНС, ИГОРИП, ЯИДОЛЕМ, АКШАШ, АКУР, АЖОК, РЕТЕВ, КОСИПС, ОВИЛЖЕВ, РЁТСОК, НОЗАГ, КОТЛЕЖ, ЛОТС, ОРТЕМ, КОНУСИР, АКШИНУЛАШ.

Открываем конверт и там мышонок.

След 6. Чей след?

Я начну произносить предложение, а вы закончите его, с помощью картинок, которые я буду показывать.

В лукошке…вишни . Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине . Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок . Повтори все предложение.

У Наташи красивая …одежда . Повтори все предложение.

Коля купил воздушный…шар . Повтори все предложение.

Умницы, закончили и повторили все предложения правильно.

Открываем конверт оставил след ежонок.

След 7. Чей след?

Я буду называть слова с глухим согласным звуком, а вы со звонким.

Уши– ужи

Шалить– жалить

Шаль – жаль

Шить– жить

Крушить– кружить

Открываем конверт и последний след оставил лягушка.

7. Рефлексия.

Ребята, наше занятие подошло к концу! Мы нашли много следов. И теперь мы стали настоящими следопытами. И я вам хочу вручить медаль настоящего следопыта.

А теперь я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с занятия. Я каждому раздам цветочек. Если у вас хорошее настроение то вы приклеиваете цветочки на дерево. А если плохое то цветочки приклеиваете внизу дерева. Я рада, что вам понравилось!

Фотоколлаж


Разделы: Логопедия

Задачи.

Образовательные:

  • закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
  • расширять запас слов лексического словаря;
  • формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
  • развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
  • автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
  • воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
  • воспитывать усидчивость;
  • воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:

  1. Жук отважный однажды,
  2. Жужжа, ожидал ужин важный.
  3. Должен он был за ужином
  4. Обслуживать жужелиц дюжину.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление “Кулачки”

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.

2. Развитие общей моторики “Жук”.

Жук ползает по ветке дети ползут по положенной на пол узкой доске
Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на спину,
болтает лапками болтают руками и ногами
Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая “крыльями” - руками
встает и летит.

3. Развитие мелкой моторики “Жук”.

Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив,опустить вниз “лапки”.

4. Массаж лица.

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).

Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).

А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.

6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.

Логопед (раздает детям зеркала ): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.

“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.

“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. задерживают дыхание
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох

Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.

2. Артикуляция звука “Ж”:

  • Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
  • Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
  • Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
  • Горлышко поет.

Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.

3. Характеристика звука.

Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра “Светофор”.

Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,

частушки, снежинки.

5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.

Работа с карточками.

Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]

Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.

IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]

Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.

Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.

Дети выполняют движение в соответствие с текстом.

V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет]Рисунок 2.

Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.

Варианты выполнения.

  1. Правой рукой.
  2. Левой рукой.
  3. Двумя руками одновременно (два жука).
  4. Попеременно.

VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра с мячом “Один-много”.

Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.

Бабочка порхает, а бабочки ………….

пчела мед собирает, а пчелы мед …….

оса жалит, а осы ………

жук жужжит, а жуки ……………

комар звенит, а комары ……………

стрекоза стрекочет, а стрекозы ………

муха в дом залетает, а мухи ………….

кузнечик прыгает, а кузнечики ………

паук паутину ткет, а пауки ……………

Игра с мячом “Скажи ласково”

Сапог – сапожок

VII. Знакомство с буквой “Ж”.

1. Показ буквы “Ж”.

2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.

3. Дети собирают букву на математическом планшете.

4. Прорисовывание буквы на песке.

5. Прописывание печатной буквы в тетради.

6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]

7. Проговаривание слов с движениями “Жук”

Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягиваютруки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.

8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.

VIII. Развитие связной речи.

1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.

2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.

3. Логопедический пальчиковый театр.

Куклы: уж, жаба, жук и шмель.

IX. Итог занятия, оценка работы детей.

Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.

Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.

1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.

2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …

3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.

4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.

Список использованной литературы

  1. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.
  2. М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” - М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
  3. Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
  4. Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
  5. М.В.Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
  6. Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.
  7. Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
  8. Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
  9. Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Тема. Постановка звука ж .

Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

    Организационный момент.

    Сообщение темы.

На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешива ется на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жуж жание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх ние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладыва ется к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)

    Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно шении звука ж?

    Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

    В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

    Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

- Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

- Что напоминает язычок?

- Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.

6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок". Логопед называет слова: жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук ж.

б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет снача ла все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.

в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (пер вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.

- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.

- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва нии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед инди видуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

    Звук ж.

    Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.