Польское католическое кладбище в смоленске. Выборгское римско-католическое кладбище

→ История Выборгского римско-католического кладбища

История Выборгского римско-католического кладбища

Если от набережной Невы направиться по Арсенальной улице в глубину обширного промышленного района Выборгской стороны, то на углу Минеральной улицы за высоким бетонным забором можно увидеть необычное здание. Это величественный, немного грузный костел с полукруглой апсидой, мощными трансептами и стройной колокольней, которую некогда венчал шпиль. До революции этот костел стоял в центре обширного и ухоженного Выборгского римско-католического кладбища, от которого сегодня уцелели лишь несколько надгробий на территориях предприятий.

Выборгское римско-католическое кладбище на карте Петрограда
1916 г.

До середины XIX в. столичные католики не имели своего кладбища и пользовались протестантскими-сначала Сампсониевским, позднее Смоленским и Волковским. В 1852 г. духовенство польского костела святой Екатерины обратилось в Министерство внутренних дел Российской Империи с ходатайством об отводе земли для католического кладбища на Выборгской стороне, в местности, которую называли Куликовым полем. Это было обширное незастроенное пространство, по плану 1841 г. «предназначенное под урегулирование улиц». Поэтому Городская дума вначале отказала католической общине, предложив на выбор два других места: у Богословского кладбища на Муринской дороге и вблизи Смоленского лютеранского кладбища на острове Голодай. Католический митрополит Игнатий Головинский осмотрел эти участки и признал их неудобными. После повторного обращения 2 января 1856 г. император Александр II утвердил разрешение «римско-католическому духовенству в Санкт-Петербурге на владение землею, отведенной из городского выгона в Выборгской части, известной под названием Куликова поля, для устройства кладбища и часовни».

Всего четыре месяца потребовалось на утверждение составленного Н.Л. Бенуа проект каменной часовни, домов смотрителя и священника, других служебных построек. К кладбищу проложили дорогу, территорию в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили и разделили на прямоугольные участки, названные по именам католических святых: святого Павла, святого Петра, святой Екатерины, святого Станислава, святого Франциска, святого Доминика и других. 2 июля 1859 г. митрополит Вацлав Жилинский освятил часовню, стоящую в центре кладбища.


Костёл Посещения Св. Девой Марией Св. Елизаветы.
Фото 1913 г.

Через двадцать лет часовню решено было превратить в костел. В 1877-1879 гг. Н.Л. Бенуа (происходивший из семьи французов-католиков) пристроил к ней высокую башню-колокольню, и новый костел, роспись которого исполнил академик А.И. Шарлемань, освятили во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы. Под алтарем был погребен митрополит Игнатий Головинский, в подвале находились фамильные усыпальницы графов Потоцких, семьи Бенуа, другие захоронения. 14 декабря 1898 г. здесь был погребен и строитель костела архитектор Н.Л. Бенуа, родоначальник замечательной художественной династии.

Сын архитектора А.Н. Бенуа писал в своих воспоминаниях: «Католическое кладбище, к церкви которого папочка в этом году начал пристройку колокольни, лежало верстах в двух или трех от Кушелевки - ближе к Финляндскому вокзалу. Сама церковь, очень простая, но изящная, была построена отцом в 50-х гг. в романском стиле. Нижний этаж был на сводах, и там, в западном углу, был наш фамильный склеп, где под плитами уже лежали умершая в младенчестве сестра Луиза и брат Иша. Уже поэтому семья наша была особенно связана с этой церковью, но, кроме того, она теперь сделалась приходской церковью поселившихся на Выборгской стороне Эдвардсов, и мой зять, ревностный католик Матью, не пропускал ни одного воскресенья, чтобы не побывать, иногда со всей семьей, на мессе. Прежний фасад без колокольни, надо сознаться, был цельнее и гармоничнее; такою, кажется, церковь и была задумана папой. Но теперь, благодаря нашедшимся средствам и в удовлетворение гонора польской колонии, пожелавшей, чтобы церковь более выделялась среди окружающей местности, решено было пристроить колокольню, и, по проекту папочки, главный вход в церковь должен был помещаться в ней. Кажется, в 1877 г. работы по возведению колокольни еще не начались, и фундамент был положен лишь весной 1878 г., но, во всяком случае, папа был занят проектом и часто ездил на кладбище, чтобы совещаться с местным священником-ксендзом Францискевичем».

В середине ХIХ в. католическое население Петербурга насчитывало больше тридцати тысяч человек. Число ежегодных захоронений на римско-католическом кладбище доходило до семисот. Костел получил свой приход, содержавший сиротский приют и школу. Престольный праздник 7 июля отмечался в храме архиерейским богослужением и народным гуляньем.


Современный вид костёла.

К началу XX в. свободных мест на кладбище почти не осталось, поэтому в 1905 г. администрация обратилась с ходатайством о прирезке дополнительного участка земли. Городская дума ответила отказом, сославшись на решение о «постепенном закрытии существующих в черте города кладбищ». С 1912 г. все захоронения на Выборгском католическом кладбище было предписано прекратить и перевести на католическое отделение Успенского кладбища. Всего на Выборгском римско-католическом кладбище было погребено около 100000 человек.

С севера к католическому примыкало небольшое холерное кладбище. Оно возникло в июле 1831 г., в разгар холерной эпидемии, и предназначалось главным образом для жителей правобережья - Выборгской стороны, деревень Старой и Новой. Территорию размером в две тысячи триста квадратных сажен за свой счет обнесли забором купцы Пивоваровы. Во время эпидемии здесь похоронили многих петербуржцев, в числе которых были генерал К. И. Опперман, кругосветный мореплаватель адмирал Г. А. Сарычев, известный врач и писатель, доктор холерной комиссии М. Я. Мудров. Во время второй холеры, 1848 г., на Выборгском холерном кладбище вновь стали хоронить, но вскоре оно было окончательно закрыто.

В 1909 г. заведующий Выборгской частью писал в городскую управу: «На городском, ныне закрытом холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле, осталось лишь несколько могил, кое-как уцелевших, остальные же сровнялись с землей. На двух из сохранившихся могил находились: на одной -икона Божией Матери масляными красками, на другой изображение Христа, несущего крест, сделанное от руки карандашом. Последнее изображение, работы Антонова, 1801 г., что видно из надписи на рисунке, помещено было на кресте, на коем сохранилась едва заметная надпись: Евгения Михайловна Антипова. За полным разрушением этих могил и крестов, во избежание гибели изображений я поручил комиссару их снять и доставить в Управу для помещения в Городской музей».


Один из сохранившихся склепов на территории бывшего некрополя.
Фото Н.В. Лаврентьева, 4.X.2011 года.

Первые послереволюционные годы приходской костел продолжал действовать, хотя захоронения на кладбище не возобновлялись. В мае 1939 г. Красногвардейский райсовет принял решение о его полной ликвидации. Костел закрыли, а кладбище из треста «Похоронное дело» передали Красногвардейскому райфинотделу, немедленно приступившему к его уничтожению. Планировалось устроить на этом месте общественный парк, и райфинотдел старался извлечь из брошенного кладбища доход: решетки и металлические части памятников сдавались в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку, продавались дорожникам под бортовой камень тротуаров и т. д.

В Некрополь мастеров искусств успели перенести всего четыре захоронения: итальянской певицы А. Бозио, живописцев Ф. А. Бруни и Л. О. Премацци и генерала Данзаса, лицейского товарища Пушкина. В ноябре 1939 г. хранитель музеев-некрополей Н.В. Успенский обратился к администрации райфинотдела с просьбой «сохранить от разрушения до наступления благоприятного времени к переносу еще некоторые монументы». Из перечисленных им надгробий уцелел лишь памятник психиатру И. Мержеевскому, перенесенный на следующий год на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Уничтожение некрополя завершилось уже после войны. В декабре 1948 г. был утвержден проект приспособления бывшего костела под производственные цеха Калининского райпромкомбината. При этом отмечалось, что «в настоящее время костел окружаем пустырь с редким, неорганизованно расположенным расположением деревьев и незначительным количеством памятников». Так прекратил существование один из самых благоустроенных и живописных некрополей старого Петербурга.


Mogila profesora Instytutu Lesnego A.F. Rudzkiego
1901 r.

31 мая 2005 г. здание костёла было возращено церкви. Существует общин, которая вновь освятила церковь и постепенно восстанавливает храм. От кладбища сохранилось несколько склепов-часовен и несколько надгробий. Сейчас территория уничтоженного некрополя занята промышленной зоной, но под землёй до сих пор покоятся люди, которых никуда не перезахоранивали. Территория бывшего кладбища располагается недалеко от центра, поэтому в ближайшие годы промышленная зона здесь будет ликвидирована для строительства жилья и офисов. Митрофаниевский союз в настоящее время проводит историко-культурную экспертизу территории некрополя, чтобы доказать его историческую ценность и уберечь от дальнейшей застройки – здесь должен быть мемориальный парк, с восстановлением некоторых исторических надгробий. В конце 2010 г. на проведение экспертизы было получено задание Комитета по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга.

Мы приглашаем всех не равнодушных к сотрудничеству в деле сохранения этого ценного исторического некрополя.

Николай Лаврентьев - секретарь Митрофаниевского союза.

На очереди католическое кладбище с захоронениями XIX-XX веков. Кладбище в настоящий момент расположено почти в центральной части города. Когда-то, еще в XIX столетии земля под кладбище для захоронения католиков выделена была властями на самой границе города, чтобы это не мешало городской застройке. Со временем город разросся, и часть могил была снесена, на их месте сейчас построены жилые дома. В настоящее время общая площадь кладбища 1,8 гектар. Сохранилось около 3 тысяч могил. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году.


Официальное название кладбища - Католическое, однако, в Бресте его принято называть Польским. Большая часть кладбищенских захоронений, могил, склепов принадлежит полякам. Здесь захоронены представители местной элиты середины XIX — первой половины XX века католического и православного вероисповеданий, католические священники, деятели науки и культуры, военные, а также простые граждане.

У входа стоит небольшая часовня, предположительно 1857 года постройки.

Кладбище потихоньку ветшает, разрушению так же способствуют вандалы, так в 2010 году трое подростков умудрились повалить на землю 60 надгробий.

Любопытная могила, представляет собой большой полуовал, я так и не понял уходит ли он под землю или только имеют поверхностную конструкцию.

Есть здесь статуи ангелов, Девы Марии и Христа.

Надгробный крест выполнен в форме дерева. Все мы часть природы и к природе обязательно вернёмся.

Немного античности.

Полковница.

В одной из старых могил покоится польский летчик. Эта могила стала городской легендой. Старожилы города рассказывают, что здесь похоронены польские летчики, летевшие в Прагу и собиравшиеся поставить новый рекорд по дальности перелета, но их самолет попал в страшную бурю и разбился. Над могилой был установлен памятник в виде самолетного винта. Со временем деревянный винт обветшал и теперь уже никто не знает, где находится могила бесстрашных пилотов.
Так же здесь похоронены польские танкисты. Их могилы хорошо известны. Кресты сделаны из танковых гусениц и других деталей танка, который горел вместе с сидевшими внутри танкистами.
Есть здесь и братская могила польских солдат. Она датирована 1920 годом.

Сегодня я хочу рассказать о, наверное, самом необычном для Смоленска кладбище - Польском кладбище. Расположено оно на улице Урицкого, рядом с католическим костёлом, через дорогу от кладбища "Клинок", о котором я уже рассказывал ранее. Кладбище уникально для города тем, что подавляющее большинство захоронений на нём - довоенные, а многие даже и дореволюционные.

Как известно, у Смоленщины с Польшей особые отношения. Смоленск принадлежал полякам в 1611-1654 годах, и в связи с этим ещё несколько веков вперёд в нём жило большое количество поляков и литовцев, как, впрочем, и "понаехавших" евреев и немцев. Ярче всего об этом может говорить наличие в Смоленске культовых сооружений разных национальностей - немецкой кирхи на улице Ленина (ныне - шахматный клуб), еврейской синагоги (ныне - главный корпус колледжа связи и телекоммуникаций) и, конечно, католического костёла на улице Урицкого. Костёл - выдающий памятник архитектурного искусства XIX века. В 1894 году он был заложен (именно цифры этого года выложены над главным входом, который не открывали уже лет 80, если не больше), а в 1897 году - окончательно достроен. Поскольку паства у костёла была, то возникновение рядом с ним кладбища стало закономерным.

В 1937 году костёл был закрыт. С тех пор в здании размещается государственный архив Смоленской области, под который сейчас строится новое здание. Когда архив будет перевезён, костёл обещают возвратить католической общине. Сейчас же и костёл, от которого отваливаются кирпичи и железными листами закрыты окна, и само кладбище находятся в удручающем состоянии. Большинство могил заросло сорняками, а кое-где даже здоровенные деревья вылезли из-под земли прямо рядом с надгробиями, повредив их. Полякам, видимо, не до этого кладбища, потому что в Смоленске же ещё есть Катынь и теперь ещё и поляна рядом с авиазаводом, где разбился самолёт.

Выдающихся людей на кладбище практически нет. Среди таковых можно отметить доктора исторических наук, профессора Александра Петровича Дьяконова (1875-1943), исследователя истории античности и средних веков. На могиле эпитафия из стихов Некрасова.

Внимание привлекает могила (может быть, потому, что единственная на кладбище с оградой) профессора Ивана Осиповича Михайловского (1874-1937), правда, о нём мало что известно.

Единственная более-менее причёсанная часть кладбища - та, где, по видимости, хоронили священников костёла, у самой ограды костёла. на фоне унылых обелисков сияет даже непривычное для этих мест надгробие епископа Стефана Денисевича (1836-1913), который был настоятелем костёла в 1866-1898 годах (просто до костёла там стояла другая церквушка), а затем до своей смерти был епископом в Могилёвской епархии. По всей видимости, поляки заменили ему надгробие и выложили вокруг брусчаткой.

В самом центре кладбища находится чей-то склеп с колоннами. Весьма монументально, правда внутрь не попасть.

Кладбище, как я уже говорил, ужасно неухоженное, практически заброшенное. Властям дела до него нет, полякам пока тоже недосуг им заниматься. Возможно, дело изменится. вместе с передачей костёла католикам.
Некоторые из могил представляют собой интересные скульптурные работы, например, высеченные из камня пеньки с обрубленными сучьями и свитком с именем и данными в центре.

Однако в большинстве своём это покосившиеся или даже обломанные временем или алкашами, в изобилии водящихся здесь в тёмное время суток, кресты.

Есть могила с выгравированной звездой, однако прочесть что-либо на ней невозможно.

В глубине кладбища находится могила Ольги Васильевны Бутько с эпитафией: "Пала жертвой хулигана". Сейчас это нехилый обелиск, но раньше эта могила ничем особым не выделялась, видимо, поставили не так давно.

Приятель, любивший здесь по молодости побухать, рассказывал, что где-то тут есть могила с одной-единственной надписью: "За что?", но я её не нашёл.
По другую сторону аллеи от могилы Денисевича выложена куча камней с большим крестом. Установлено сие сооружение явно не так давно. Вероятно, поляками. Похожие я видел в Катыни, ещё когда мемориал только строился. Может, это своеобразный кенотаф репрессированным советской властью священникам костёла?

Собственно, для исследователя Польское кладбище, думаю, богатая пища для его исследований. У большинства других людей оно не вызывает никаких эмоций, кроме тоски и уныния. Кладбище уже давно проходной двор для жителей близлежащих домов, а местной алкашне, видимо, очень удобно ставить бутылки и класть плавленые сырки на надгробия. За большинством могил ухаживали последний раз, похоже, еще до революции. Результат соответствующий. Кстати, где-то в районе улицы Большой Краснофлотской было и немецкое кладбище, а теперь там жилые дома, так что кладбищу поляков, можно сказать, повезло ещё. Может быть, со временем всё изменится. Вот группа фотографий с кладбища в его современном виде...

| Кладбища Екатеринбурга

Из воспоминаний краеведа Василия Константиновича Некрасова о лютеранско-еврейском (Старомихайловском ) кладбище, которое было уничтожено в советское время, но напоминает о себе до сих пор...


Статья из газеты?. В.К. Некрасов, краевед.

Прим. 1993-94 гг.

Это был один из чудесных уголков старого Екатеринбурга. Среди красок золотой осени белели старые, в большинстве полуразрушенные, памятники: еврейские надмогильные стелы с шестиконечной звездой, строгие в готическом стиле лютеранские и четырехконечные кресты католиков. Сейчас здесь — сквер.

На месте сквера когда-то располагались два старых кладбища — лютеранско-католическое и еврейское. Первое было разделено с европейской аккуратностью на строгие аллеи, второе имело только одну аллею. Горожане лютеранско-католическое кладбище называли просто — Немецкое. На воротах Еврейского кладбища две мраморные доски говорили о том, что дом и ограда построены на средства Берты и Абрама Хотимских.

За воротами высился куб гранитного памятника с надписью о том, что на этом месте был захоронен мальчик — сын Хотимских. Потом прах его был перевезен в Санкт-Петербург, в семейный склеп на Преображенском кладбище. Ближе к центру стоял красивый памятник на могиле уральского врача-патриота Бориса Иосифовича Котелянского, который пожертвовал собой, спасая жизнь других людей. Он был хорошим знакомым Мамина-Сибиряка. Писатель, взяв его за прообраз, написал рассказ «Жид». В старину кладбище держалось на благотворительности. Не только Берта с Абрамом вкладывали средства. Екатеринбургский фабрикант Генрих Борисович Перетц более тридцати пяти лет содержал за свой счет сторожа и следил за благоустройством территории.

В городском архиве есть документ от 1899 года, разрешающий господину Перетцу, по его ходатайству, посадить аллею тополей перед южной стороной кладбища, что и было сделано Генрихом Борисовичем. Место под кладбище отведено городскими властями в 1850 году. Для Немецкого власти отвели землю в 1807 году. Вот считайте, сколько ему лет. Это кладбище поражало, даже в полуразрушенном виде, четкостью планировки и художественным богатством памятников. Одни ворота вели на Лютеранскую аллею, другие — на Католическую. По обе стороны росли вековые деревья.


За северо-западным углом дома сторожа стоял большой красивый памятник директору Императорской гранильной фабрики, корпуса горных инженеров, генерал-майору Ивану Ивановичу Вейцу, скончавшемуся 27 июня 1858 года в возрасте 64 лет. Поздней осенью 1894 года земля этого кладбища приняла прах члена городской думы врача А. Э. Ландезена. Здесь нашел покой пивной фабрикант Филитц. Здесь же покоился прах Онисима Егоровича Клера — основателя Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), поляка-фотографа Ляхмайера, предпринимателя и прусского подданного Вурма и многих других.

Кроме памятников, были два склепа. Помню, что один — женский, поставленный убитым горем мужем своей рано умершей жене. Были и скромные могилы. Недалеко от склепа был похоронен русский офицер, прошедший две войны — русско-японскую и первую мировую. Жена-немка здесь упокоила останки супруга. Могила офицера была скромна, с маленькой бронзовой табличкой на кресте. Его жена каждое воскресенье приходила на могилу мужа и возлагала скромные цветы.

Так продолжалось двадцать лет, до 1940 года. Звали эту немку Генриетта Эдуардовна.

Жили в русском городе Екатеринбурге немцы, пруссаки, шведы, поляки, евреи. Эти люди делали много для уральской промышленности, культуры, науки, торговли, для нашего многострадального Екатеринбурга,

Сломать легче, чем восстановить, а главное, думать не надо. И вот кто-то одним взмахом пера перечеркнул память людскую, старую и современную. Памятники, шикарные и простые, погрузили на самосвалы и увезли в насыпи двух строящихся тогда транспортных развязок.

В.К. Некрасов, художник-реставратор, краевед. Рисунки автора.



















На территории этого кладбища до сих пор находятся . Но в наши дни это в котором можно встретить торчащие из земли могильные плиты, фрагменты памятников и кладбищенской ограды. Камни вопиют...






_______________________________________________________

Дополню мемуары краеведа Василия Некрасова еще одни ярким воспоминанием об этом кладбище — встретил в занимательном блоге о Екатеринбурге

Helg: Мне посчастливилось побывать на старом Лютеранском кладбище Свердловска (Екатеринбург) в начале 70-х годов. Кладбище начиналось во дворе дома, оно сильно заросло деревьями и кустарниками, в нем не было ни души, некоторые могилы раскопаны, но все старинные надгробия, склепы и памятники были целы. Такой старины и таких монументальных мраморных и гранитных надгробий Пущиным, Татищевым, немцам-основателям города, купцам-заводчикам я не видел ни в Москве, ни в Петербрге. Особенно выделялся монумент на могиле Пущиных в виде большой ротонды с мраморными колоннами, а у входа в аллею стоял массивный гранитный памятник немецкому мальчику, умершему в 1780 году. Если пройти кладбище по главной аллеи насквозь, можно было выйти к одноэтажному каменному домику на другой стороне кладбища, где в то время жили люди. Разрушить такой мемориал — это преступление советской власти по-отношению к тем людям, кто основали этот город; многие могилы датировались 1760-1800 гг. На кладбище сохранилось множество старинных мраморных и гранитных надгробий, которые пошли, вероятно на распил — на изготовление новых памятников. Город многое потерял, разрушив такой уникальный исторический мемориал основателям города. Такое наплевательское отношение к истории характерно для этой страны, у власти в которой находятся неокоммунисты.
Упомянутый одноэтажный домик в комментарии, видимо, имеется в виду это кирпичное здание с красивыми воротами на еврейской части кладбища.

Здание "караульни" было снесено примерно в 1980-х гг.
________________________________________________________

Еще несколько воспоминаний о лютеранско-католическом и еврейском кладбище

Из статьи о Пионерском микрорайоне опубликованной на сайте газеты «Вечерний Екатеринбург» :
Парк Блюхера обхожу стороной…
Маргарита АНТИПОВА, внучка Данилы Зверева , начальник административно-хозяйственного отдела клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребёнка», жительница микрорайона Пионерский с 1972 года: 15.09.2014 Жители борются против строительства лютеранской кирхи на бывшем кладбище
09.10.2014 Представители лютеранской церкви не исключают, что храм построят в другом месте, а не в парке на Блюхера
14.10.2014 "Серый дом" разрешил строительство лютеранского храма в парке им.Блюхера, екатеринбуржцы обратились в суд
14.10.2014 Церкви все-таки быть
17.12.2014 Депутат Гордумы Евгений Боровик: Лютеранское кладбище ― это парк и построить кирху не дадим. Видео с 19:17 мин.
05.02.2015 «Все беды идут из Европы!» Как лютеране десять лет пытаются построить кирху в Екатеринбурге
01.04.2015 Проблемы реализации свободы совести в России в 2014 году
14.04.2015 Гордума Екатеринбурга решила судьбу строительства лютеранского храма на Блюхера.
14.04.2015 Кирха раздора
14.04.2015 Строительство лютеранского храма в Екатеринбурге откладывается
28.04.2015 Депутаты перевели земли для лютеранской кирхи в парке Блюхера в "нужную" категорию - теперь и Ройзман одобрил
06.05.2015 "Риэлторский вестник": депутат Боровик о строительстве кирхи. Видео с 12:15 мин.
31.07.2015 Вбили первые сваи: в парке Блюхера в Екатеринбурге начали строить лютеранскую церковь
31.07.2015 В Екатеринбурге на Блюхера обнаружили надгробный камень конца XIX века
31.07.2015 Екатеринбуржцы парализовали строительство лютеранской кирхи. «Это работы на костях»
31.07.2015 К людям, мешающим строительству лютеранской церкви, приехал Ройзман.
31.07.2015 Живые хотят подвинуть мёртвых
31.07.2015 Поставили две палатки: жители организовали круглосуточное дежурство в парке Блюхера
03.08.2015 Екатеринбургский парк раздора
03.08.2015 Строительные работы в парке на ул. Блюхера будут приостановлены
03.08.2015 Депутат Гордумы Косинцев рассказал о конфликте вокруг парка и кирхи на улице Блюхера
03.08.2015 Кто плюет на чужие могилы? Эссе о майдане в парке Блюхера
03.08.2015 С пивком против строительства храма
04.08.2015 Отступили: строители лютеранской церкви вывезли технику из парка Блюхера
04.08.2015 "РезонансTV" о конфлике на территории Немецкого кладбища-парка
04.08.2015 Андрей Копырин. Фото: Кладбище — "парк им. Блюхера"
04.08.2015 «Нас назвали фашистами»: лютеране пожаловались в прокуратуру на противников стройки в парке Блюхера
04.08.2015 ЕТВ. Лютеране, жильцы и нежильцы. У кого больше прав?
05.08.2015 Выступление отца Николая (Екатеринбургская митрополия) призывающего к примирению конфликтующих сторон на месте Немецкого кладбища-парка
05.08.2015 На месте строительства кирхи в Екатеринбурге раньше было лютеранское кладбище
05.08.2015
05.08.2015 Лютеране представили проект строительства кирхи на Блюхера с благоустройством парка
05.08.2015 Горожане ведут борьбу за сохранение парка
08.08.2015 «Майдан у кирхи отменяется»
11.08.2015 Депутат екатеринбургской думы Боровик строит кампанию на могилах?
11.08.2015 «Так это парк или кладбище?!» — на спорный участок на ул. Блюхера приехала разбираться прокурор Екатеринбурга
11.08.2015 Строительство кирхи в парке на Блюхера отсрочили минимум на 20 дней
12.08.2015 Яков Силин поддрежла строительстов кирхи
12.08.2015 Депутат строит пиар на могилах
12.08.2015 Екатеринбуржцы приостановили круглосуточное дежурство в парке на месте строительства лютеранской кирхи
12.08.2015 Правительство Куйвашева поддержало строительство лютеранской церкви в Екатеринбурге
12.08.2015 «Мы начинаем диалог». Активисты свернули палаточный городок в парке на Блюхера
12.08.2015 Недолго бастовали. Возмущенные строительством лютеранской церкви свернули палаточный лагерь
12.08.2015 Видео: Противники строительства кирхи, не дают высказаться лютеранину.
14.08.2015 МУГИСО и лютеране определили будущее "парка" на Блюхера
14.08.2015 Жителям придется договариваться с лютеранами. Судьба парка на Блюхера в Екатеринбурге решена
14.08.2015 МУГИСО примет решение о строительстве лютеранской церкви на Пионерке после госэкспертизы
14.08.2015 "Парк имени Блюхера" в Екатеринбурге исследуют археологи
01.09.2015 Лютеранская кирха все-таки появится в "парке" на Блюхера в Екатеринбурге
01.09.2015 В Екатеринбурге строительство лютеранской кирхи перенесено на другое место
03.09.2015 И парк, и храм
14.09.2015 Защитники "Парка Блюхера", выступающие против строительства лютеранской кирхи, вновь выходят на митинг
15.09.2015 В Екатеринбурге снова прошел митинг против строительства кирхи
05.10.2015 Археологи о методах раскопок на лютеранском кладбище
06.10.2015 В "Парке Блюхера" прямо под фундаментом будущей кирхи нашли две могилы
14.10.2015 На месте предполагаемого строительства Лютеранской церкви в Екатеринбурге найдены два захоронения
03.12.2015 Екатеринбургский парк Блюхера "закрыли" для кирхи и других строек
04.12.2015 При строительстве Лютеранской церкви в Екатеринбурге необходимо обеспечить сохранность захоронений Второго немецкого кладбища, показала экспертиза
17.12.2015 Мэрия запретила строить кирху в парке Блюхера из-за найденных могил
17.12.2015 Где возведут кирху?
18.12.2015 К вопросу о сохранении Лютеранского кладбища. BORODA(C)
11.02.2016 Принято окончательное решение по застройке парка Блюхера. «Для меня это точка»
25.04.2016 Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области: №8. Второе Немецкое (Лютеранское) кладбище .
31.08.2016

На Старом католическом кладбище находятся памятники, выполненные в стиле барокко, рококо и классицизма. Здесь можно увидеть могилу Джованни Казановы – брата легендарного соблазнителя и захоронение композитора Карла Мария фон Вебера.

Старое католическое кладбище (Alter Katholischer Friedhof) в Дрездене находится в районе Фридрихштадт. Основал это его курфюрст Август Сильный в 1720-1721 годах. Раньше располагалось оно за городской стеной. Первым, кто был удостоен похороненным здесь, стал известный итальянский комедийный актер Карл Филипп Мольтено. Его похоронили в 1724 году. В 1842 году 7 сентября на кладбище была освящена капелла.

На Старом католическом кладбище вы увидите много памятников и надгробных плит, которые сохранились до нашего времени. Они выполнены в стиле барокко, рококо и классицизма. Здесь были похоронены не только местные дворяне-католики, но и католики из Италии и Франции, которые находились в Саксонии. Также здесь много захоронений польских дворян, которые эмигрировали из Польши после 1830-1831 годов.

Как добраться

Ехать трамваем 10 до остановки Krankenhaus Friedrichstadt‎.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.