Роспись по керамике: мастер класс акриловыми красками и глазурью своими руками. Роспись по керамике: теория и практика

Мастер-класс: роспись по керамике — это небольшой урок для тех, кто хочет открывать для себя и своего творчества новые горизонты и свежие мысли.

Для незнающего человека, роспись по керамике — это дело для профессиональных художников, в сложных техниках. От части это так, но только отчасти, ведь каждый профессионал, когда-то учился этому ремеслу. И никто не запретит нам с вами попробовать научиться росписи по керамике самостоятельно. Для начала, давайте разберемся чем можно расписывать керамику.

Дети больше всего любят фломастеры и маркеры, для них и не только созданы фломастеры по керамике. Для того чтобы использовать такой фломастер, краску внутри него необходимо взболтать и вызвать её приток к жалу фломастера, двойным нажатием. Как и нарисованный обычными красками, рисунок сделанный фломастерами нуждается в сушке и обжиге. Подробнее можно узнать в инструкции к фломастерам.

Глазурь — дополнительное покрытие, как правило наносится сверху, на расписанный предмет для предохранения изделия от пыли.

Самое широко распространенное средство для росписи керамики — это акриловые краски. Они бывают глянцевые и полупрозрачные, а также в специальных тюбиках с острым носиком. Краска вытекающая из таких тюбиков ложится тоненькой полоской и, как правило, используется как контур рисунка. После росписи акриловыми красками предмет не нужно обжигать.

На этом закончим наш небольшой экскурс и перейдем к мастер-классу. Нам понадобится:

  • керамический предмет для росписи (кружка, тарелка, ваз и т.д.)
  • Акриловые краски
  • 2-3 кисти разной толщины

Покрасочная работа с любым стеклянным или керамическим изделием всегда должна начинаться с обезжиривания поверхности. Протрите поверхность предмета спиртом, или средством для мытья стекол. Если ваше керамическое изделие не белого цвета, лучше нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать белую краску. Если изделие не прогрунтовать, есть риск, что его изначальный цвет, или рисунок будет проступать через краску. Никогда не начинайте расписывать предмет без предварительного эскиза. Отработайте все мазки, и рисунок в целом, на бумаге, с обычными красками.

Когда рисунок определен, можно приступать к росписи изделия. Старайтесь переходить от светлых цветов к темным, от крупных, широких мазков, к мелким.

Когда рисунок нанесен, можно поэкспериментировать с контурами, для большего эффекта.

Это не так уж сложно. Стоит только захотеть и не пугаться трудностей, а также следовать полезным советам и поэтапно пополнять свои знания и умения.

Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом - получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (Эгейская культура); вазы «камарес» (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд


.



Строже по композиции были росписи ваз «дворцового стиля» (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.

Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

В Киевской Руси глиняные изделия покрывали керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.

В древней Греции Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой




Геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); «ковровый стиль» (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи


(чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. «строгого стиля (См. Строгий стиль)» (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. «свободного стиля» изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность («роскошный стиль» — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда


Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков (См. Этруски). В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты
Что легло в основу стиля керамики Изника

Керамика Изника наполнена образами византийского, сельджукского искусства, искусства Сирии, Средней Азии и Ирана, вылившегося в яркий и сочный растительный орнамент тонких и прекрасных изделий. Сельджуки — богатая во всех смыслах династия западных тюрков, захватывавшая большие пространства в Азии, испытавшая расцвет искусства и оставившая после себя большое количество уникальных керамических изразцов. Художественный стиль того периода называется руми .


Рим и руми — не простое созвучие. Художественный стиль руми зародился в Риме, где мастера расписывали керамику в визайтийской технике, а сельджуки переняли его и стали называть себя Руми (то есть — римские сельджуки).

Антикварные тарелки с росписью Руми. Фото: people.sabanciuniv.edu


Изразцами руми украшены многие мусульманские мечети. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Очень красиво.

Как выглядит мечеть с отделкой изразцами руми внутри. Обратите внимание, что плитка украшена не только орнаментом, но и каллиграфическим письмом. Фото: turkishtiles.wordpress.com


В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель "Вперед, керамика". В 1936 году артель переименована в артель "Художественная керамика" и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод "Художественная керамика"

В заключении этого поста - интересное видео, показывающее как делать точечную роспись с обжигом

Продолжение в следующей статье

В наше время художественная роспись керамики доступна каждому. В свободном доступе, по демократичным ценам, можно приобрести акриловые краски по стеклу и керамике. Керамические изделия- это в основном посуда и плитка. Если керамическую посуду без рисунков найти довольно трудно, то однотонная керамическая плитка — самый дешевый материал. Если вы делаете ремонт, то самостоятельно декорированная плитка, будет смотреться потрясающе. Конечно трудно и дорого покрывать рисунками каждую плитку, поэтому рисунок лучше делать на 1 из 9 или даже 1 из 24 плиток. В зависимости от общего дизайнерского решения.

Безусловно у каждого художника однажды возникает вопрос: «Что рисовать?». А когда дело касается ремонта или подарка близкому человеку — этот вопрос вдвойне актуален. Нужно учитывать множество вариантов. Эти варианты предоставлены в нашей статье.

Для тех, кто совсем не умеет рисовать, но очень хочет — трафареты для росписи керамики. Просто выберите нужный трафарет — кликните на него и распечатайте. Положите его на копирку, а копирку на плитку. Карандашом повторите рисунок на трафарете — он отобразится на плитке. Останется обвести контуром и разрисовать.

Все трафареты разделены на несколько групп:

  • Бордюры — повторяющийся рисунок, который используют на всю длину или высоту стены.
  • Заполняемый рисунок — рисунок ложится на весь кафель, у него есть четкие границы. Если вы рисуете на на кафеле, то границы обозначаются самостоятельно.
  • Простой рисунок — разные рисунки, ничем особенным не отличающиеся.

ТРАФАРЕТЫ ПРОСТЫХ РИСУНКОВ:

Голубь — очень простой трафарет. Его также можно использовать как бордюр.

Бабочки хороши тем, что 2 человека используя 1 трафарет не нарисуют их одинаково.

Симпатяга ананас, так и просится украсить вашу кухню.

Миниатюра — «Дерево на фоне заката».

Легкая композиция с весенними цветами. Вы можете перенести на керамику всю композицию или выбрать 1 ее элемент.

ТРАФАРЕТЫ ЗАПОЛНЯЕМЫХ РИСУНКОВ:

Такие рисунки в основном выполнены в технике витраж.

Придайте этим эскизам цвета и они заиграют.

Обычную скучную посуду, продающуюся в сетевых магазинах, легко превратить в дизайнерские сервизы. Для этого необходимо лишь немного акриловых красок, кисточки и, конечно же, вдохновение. Попробуем и мы освоить роспись по керамике, а поможет быстро освоить это занятие наш мастер-класс.

Керамика – один из самых простых материалов для росписи красками. Для нанесения узоров обычно используются специальные акриловые краски, но также могут применятся контуры, различные трехмерные клеи для создания объемных изображений или специальные маркеры. Если посуда не будет использоваться по своему прямому назначению, а будет просто стоять на полочке, то рисунок можно нанести даже обыкновенной гуашью или даже лаком для ногтей.

Учимся красивой росписи по керамике в мастер-классе

Для «Росписи с разводами» потребуется:
  • белая или светлая керамическая кружка
  • жидкость для снятия лака или ацетон
  • ватные диски и палочки (для обезжиривания поверхности и коррекции рисунка)
  • 2-3 пузырька лака для ногтей (можно использовать даже старые и загустевшие)
  • любая емкость с теплой водой (например, обыкновенный пластиковый контейнер)
  • зубочистки
  • салфетки
Мастер класс «Роспись с разводами»:

1)Поверхность кружки необходимо тщательно вымыть и протереть жидкостью для снятия лака или ацетоном.

2)В емкость с теплой водой добавляем лак для ногтей. От его количества будет зависеть цвет нашего изделия: чем больше лака, тем насыщеннее будет рисунок. Если вы используйте лак нескольких цветов, добавьте после первого сразу второй, потом третий.

3)Зубочисткой аккуратно перемешайте получившуюся смесь.

4)Опускаем чашку в контейнер со смесью – поверхность изделия моментально начнет покрываться рисунками с акварельными разводами. Обратите внимание на то, что верхний край кружки должен остаться неокрашенным.

5)Рисунок можно подправить при помощи жидкости для снятия лака и ватных палочек. Оставьте заготовку для высыхания на три часа.

6)Высохший рисунок можно по желанию дополнить узорами, выполненными контурными красками, блестками и т.д. Стильная чашка готова занять свое почетное место на обеденном столе! Чтобы рисунок не пострадал, мыть такие изделия нужно только вручную, а также не ставить такую посуду в СВЧ-печь.

Самостоятельно украсить можно не только кружки, но и другую посуду, например, тарелки. Искусство точечной техники требует больше времени и усилий, чем «роспись с разводами», но результат того стоит.

Для точечной росписи тарелки потребуется:
  • однотонная керамическая тарелка
  • тетрадный листок в клетку или миллиметровая бумага
  • скотч
  • ножницы
  • акриловые краски – лучше всего пользоваться специальным контуром, т.к. он имеет более плотную текстуру и его удобно выдавливать из тюбика по капле
  • кисти

После покрытия лаком у нас получится декоративная тарелка, есть из нее уже будет нельзя. Если же вы хотите пользоваться ей на кухне, то нужно выбирать специальные акриловые краски для запекания, лак для них не понадобится.

Мастер-класс «Точечная роспись тарелки»:

1)Тарелку необходимо тщательно вымыть, затем тщательно высушите поверхность и обезжирьте ее – протрите ацетоном или жидкостью для снятия лака.

2)Теперь нужно выбрать узор, который мы будем наносить на стекло. Начинающие могут вдохновиться примерами во всемирной паутине или использовать рисунки из этого мастер-класса.

3)Делаем из бумаги трафареты и приклеиваем их с помощью скотча на тарелку. Опытные мастера могут не пользоваться никакими шаблонами, а рисовать сразу «из головы», но чтобы узор был аккуратным и симметричным, лучше подстраховаться.

4)Сначала нужно немного потренировать техники нанесения точек на черновике, и можно начинать роспись.

5)Продолжаем расписывать тарелочку акриловыми красками, добавляя новые цвета и изготавливая дополнительные виды трафаретов при необходимости.

6)Если вы видите, что какая-то точка смотрится «криво», ее можно сразу подправить сухой ватной палочкой. Если же краска уже успела застыть, что придется использовать палочку, намоченную в растворителе. В случае особо тонких точек можно использовать зубочистки.

7)Наша тарелочка, расписанная своими руками, готова!

И, конечно же, нельзя обойти стороной посуду, оформленную в традиционном стиле: хохлома, гжель, жостово… Такие изображения больше похожи на настоящие картины, чем на обыкновенные узоры, поэтому приступать к ним лучше уже имея опыт росписи по керамике.

Для росписи тарелки в технике гжель понадобится:
  • белая керамическая тарелка
  • простой карандаш
  • ацетон (можно заменить жидкостью для снятия лака)
  • акриловая синяя и белая краски
  • кисти
Мастер-класс «Роспись тарелки в технике гжель»:

1)Тщательно моем и обезжириваем поверхность керамической тарелки.

2)Простым карандашом эскиз рисунка – цветы, листья, сказочные птицы.

3)Потренировавшись на бумаге, начинаем роспись в стиле гжель, сочетая темно-синие и светло голубые мазки.

4)Даем краске высохнуть. Готово! Раскрашенную тарелочку для закрепления рисунка можно покрыть специальной глазурью.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи по керамике демонстрируется поэтапно.

Любителям рисовать стоит освоить роспись по керамике. Мастер-класс подскажет начинающим мастерам, какие материалы и инструменты понадобятся для работы, а также расскажет об общих этапах выполнения росписи. Существуют различные виды и способы росписи по керамике, многие из которых знали еще в средние века. Посуда, украшенная яркой и интересной росписью, всегда смотрится живо и ново, а рисунок, сделанный в авторском стиле, сможет многое рассказать о мастере и его художественном виденье.

Росписью могут заниматься даже дети и те взрослые, которые не умеют рисовать или думают, что не умеют. Сегодняшние магазины для хобби и творчества предлагают множество материалов, инструментов, шаблонов и приспособлений, которые сделают творческий процесс не только приятным, но и удобным.

Что необходимо

Прежде чем приступать к росписи, нужно подготовить все необходимые материалы и инструменты.

В первую очередь, это краски и кисти . Чаще всего роспись по керамике делается акриловыми красками на водной основе. При желании готовую поделку можно покрыть акриловым лаком для лучшей защиты и большего закрепления краски. Кроме того, можно использовать контурные краски, которые хорошо подходят для точечной росписи и отделки готовой работы.

Для изделий, предназначенных под пищевые продукты, рекомендуется использовать специальные запекаемые краски . Роспись, сделанную такими красками, необходимо обжечь в специальных печах при 800 градусах. После этого из расписанной посуды можно спокойно и безопасно есть, не волнуясь за сохранность росписи и свое здоровье.

Кисти для росписи подойдут натуральные, например, беличьи или синтетические с мягкой щетиной.

Лучше запастись кистями разных размеров, чтобы можно было раскрашивать как крупные детали и фон, так и прорисовывать мелкие элементы рисунка.

Также понадобится рисунок или шаблон . Если автор хорошо рисует и не обделен фантазией, то можно обойтись и без готового изображения. Новички же могут купить или сделать трафареты.

Начинать стоит с простых рисунков и узоров, используя только краску и кисти. В дальнейшем можно подобрать более «ветвистые» схемы орнаментов или сложные сюжетные картинки. Сочетание нескольких техник росписи с использованием различных дополнительных материалов и экспериментирование с цветами и красками могут превратить хобби в целое искусство.

Кроме красок и кисточек, также понадобятся:

  • жидкость для обезжиривания поверхности – спирт, средство для снятия лака, уксус;
  • ватные диски;
  • копирка для перенесения рисунков;
  • мягкий карандаш;
  • скотч;
  • акриловый лак.

Ход работы

Существуют различные техники выполнения росписи по керамике. Это может быть простая точечная роспись с использованием шаблонов или сложные художественные рисунки, сделанные от руки. Все зависит от пожеланий и фантазии автора. Расписывать можно керамическую или глиняную посуду, покрытую глянцевой или матовой глазурью – блюда, кружки, чайники, горшочки и т.д. Рассмотрим, как можно сделать роспись на примере чашки и тарелочки.

Роспись начинается с подбора подходящего рисунка в качестве шаблона. Чтобы определиться с трафаретом, необходимо выбрать стиль будущей поделки. Это может быть строгий геометрический узор, абстракция, этнический орнамент, сюжет. Для вдохновения стоит посмотреть несколько фотографий расписной посуды.

Кружка, как правило, небольшого размера и имеет округлые формы, что надо учитывать при выборе рисунка. На чашечке можно изображать фрукты, животных, сюжеты, а также округлые узоры и орнаменты в виде каймы.

Трафареты и шаблоны рисунков для кружки могут быть такие:


Тарелка дает больше полета для творчества, так как она довольно большого размера и плоской формы. На тарелке, как и на листе бумаги, можно изобразить все, что угодно. Это могут быть как орнаменты, так и целые сюжеты, выполненные мастером от руки. Особенность росписи в том, что изображение и узоры необходимо вписать в круг.

Вот несколько примеров шаблонов для тарелки:

Не стоит забывать и про народное мастерство – гжель, которая очень хорошо смотрится на керамических тарелочках. Чтобы сделать такую роспись, достаточно перевести через копирку понравившийся узор (наметить линии) или перерисовать его от руки.

Прежде чем приступать к росписи керамической поверхности, рекомендуется потренироваться делать гжельские узоры на бумаге гуашью. Синей и белой краской с помощью кисти делаются широкие мазки, чтобы получились лепестки цветов.

Гжельские узоры на тарелке могут быть такими:



Итак, художественная роспись по керамике выполняется следующим образом:

  1. Обезжирить поверхность с помощью ватного диска, смоченного в спирте или средстве для снятия лака;
  1. Закрепить на керамическом изделии трафарет при помощи скотча или перенести контурный рисунок на поверхность через копирку (также можно нарисовать от руки);

  1. Начать раскрашивать кистью и красками фон и крупные детали перенесенного рисунка, придерживаясь намеченных контуров;


  1. Прорисовать мелкие детали с помощью тонкой кисти, контура или маркера;


  1. Оставить поделку высыхать (примерно на 24 часа);
  1. Покрыть при желании защитным акриловым лаком.

В зависимости от способа росписи и задумки мастера этапы могут корректироваться. Например, если планируется сделать точечную роспись, то начинать можно сразу по контурам после перенесения рисунка на поверхность и не раскрашивать изображение акрилом. Также перед покраской можно обвести все элементы контуром.


Сделать своими руками красивую и при этом полезную, функциональную вещь всегда приятно. Освоив роспись по керамике можно создавать уникальные и оригинальные столовые наборы, чайные сервизы, удивлять и радовать близких и родных людей.