Старец гавриил зырянов. Жизнеописание преподобного гавриила седмиезерного

П реподобный Гавриил, восприяв заветы Оптинских старцев, положил начало своему старческому служению в Казанском крае. Преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал схиархимандрит Гавриил многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь.

За духовным советом к старцу обращалась преподобномученица великая княгиня Елисавета и сестры Марфо-Мариинской обители.

В Седмиезерной пустыни исполнил старец еще одно церковное послушание – наставничество и духовное окормление иночествующих студентов и преподавателей Казанской Духовной Академии, многие из которых в годы гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали истину Христову мученической кончиной.

«Великое дело - молитва!»

Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерный. Из духовных бесед

В ы спрашиваете, как бороться против страстных помыслов? По свидетельству опытных подвижников, много облегчает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богородице, а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса, угашает раскаленные стрелы лукавого.

Л егион имя им... и ничем они не могут быть изгнаны, как «молитвой и постом» (см.: Мк.9:29). Авва Исаак Египетский так любомудрствует о сем цельбоносном врачевании (в связи со всем подвигом спасения): цель монаха – совершенство сердца, говорит он, состоит в непрерывном и неразвлекаемом пребывании в молитве и, сколько возможно, в непоколебимом спокойствии духа и всегдашней чистоте. Для достижения сего мы имеем нужду в телесных трудах, сокрушении духа и прочих добродетелях. Между тем и другим есть неразрывная связь: ибо как без добродетели нельзя приобрести постоянной, совершенной, чистой молитвы, так и добродетели без постоянства молитвы не могут достигнуть совершенства... А так как силы наши настолько слабы, что и тогда, когда хотим сделать добро, скорее делаем зло, то необходимо нам еще непрестанно обращаться с молитвой о помощи к Богу, подающему всем вся во благое.

Тщеславие заглаждает всякие добрые дела и ни во что обращает милостыню и молитву.

В еликое дело – умная молитва. Хочешь ли узнать, как она необходима? – Без нее никому нельзя спастись, потому что мы спасаемся не своей силой, а помощью Божией, как учит Христос, говоря: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5); и как свидетельствует апостол Его Павел, говоря о себе: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе» (Флп.4:13). Помощь же подается от Христа только по молитве, как свидетельствует тот же апостол, побуждая нас всякой молитвой, молением, прошением, благодарением молиться «во всякое время духом» (см.: Еф.6:18).

С ердце человеческое подобно лампаде; внимание, сосредоточенное в себе, подобно маслу, наполняющему ее. Когда в лампаде горит масло, от нее исходит свет и тепло; так и в душе, когда внимание занято молитвой Иисусовой, ощущается просветление, теплота, радость. И наоборот, подобно тому, как, если выгорит масло, остается одна только холодная, мрачная, смердящая лампада; так и сердце, когда внимание удалится из него и ум начнет блуждать по разным нечистым предметам, делается холодным, мрачным, наполненным смердящим дымом греховных помыслов; благодатный огонь угасает и молитва делается пред Богом мерзкой жертвой, подобной молитве братоубийцы Каина.

Н евозможно молиться, не очистив наперед сердца от греховных помыслов и пожеланий. Ибо сердце – источник всей жизни человека, и когда оно нечисто, и помышления от него исходят злые (см.: Мф.15:19), потому и Христос прямо заповедует: «очисти прежде внутренность... чтобы чиста была и внешность» (см.: Мф.23:26).

...Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение во всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или как они называют – языкоболия, – нет ничего зловреднее болтливого языка; ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как смех и многоглаголивые уста. Отсюда рождаются плотские скверные и суетливые помыслы, которые суть смерть для души, ибо покоряющиеся им не могут уже покоряться закону Божию (см.: Рим.8:6–7).

Поэтому благо душе того человека, который с пророком Давидом желает, чтобы не говорили уста его «дел человеческих» (см.: Пс.16:4), который возлюбил сладость безмолвия, безмятежной жизни, чтобы предаваться внутренней непрестанной молитве. Многие святые отцы приучали себя к молчанию и тем стяжали Духа Святого. Они всегда радовались, непрестанно в молитве благодаря за все Бога, сердца их были исполнены плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания (см.: Гал.5:22).

З атворись же, брат, в клети сердца твоего, смиряй себя, помня, что место, на нем же ты стоишь, свято, ибо ты предстоишь Самому Богу. Непрестанно взывай в мыслях: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Или когда начнут одолевать какие-либо страсти или помыслы: Сыне Божий, помози мне, Христе мой, помилуй мя! Твой есмь аз, сохрани мя, Господи! – и, я верую, последует тебе Его помощь, все страсти твои замрут и греховные помыслы отпадут, как зажившие болячки. Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнет пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведет его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдет Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рожденный, встретишь начало обновленной жизни в слезах радости и умиления.

К огда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотой духовной, тогда воссияет душе свет Христов, и радость и мир исполнят всего внутреннего человека...

Источники: "Иное житие", "Азбука веры"

Старчество на Руси Игнатия Монахиня

Приложение II. Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители

Приложение II. Из писем преподобного Гавриила (Зырянова) насельницам Марфо-Мариинской обители

Преподобный Гавриил (Гавриил Федорович Зырянов) родился 14 марта 1844 г. в семье пермских крестьян. 13 августа 1864 г. он поступает послушником в Оптину пустынь, окормляется у преподобного Амвросия. В 1874 г. послушник Гавриил, обойденный в Оптиной постригом, перебирается в Москву, в Высоко-Петровский монастырь и становится его экономом. 13 августа 1876 г. пострижен в монашество с именем Тихон. 20 февраля 1877 г. рукоположен во иеродиакона. В 1880 г., утомленный завистью и неприязненным отношением братии, переводится в московский Богоявленский монастырь, в 1881 г. – в Раифскую пустынь Казанской епархии. 24 января 1883 г. рукоположен во иеромонаха и назначен братским духовником, но уже осенью переведен в архиерейский дом г. Казани, а затем – в казанскую Седмиезерную Богородичную пустынь. В 1892–1898 гг. прикован болезнью к постели; время напряженного духовного подвига и многократных благодатных посещений. 5 октября 1892 г. пострижен в великую схиму с именем Гавриил. После выздоравления во время служения Литургии старец сподобился видения Небесной Евхаристии и стал созерцателем «тайны Христовой Жертвы за грехи людей». В 1901 г. назначен наместником Седмиезерной пустыни, 9 июня 1902 г. возведен в сан архимандрита. В 1908 г. из-за доносов братии подает в отставку и уезжает в псковскую Спасо-Елеазарову пустынь. Пребывание в ней ознаменовано расцветом его старческого делания. 24 августа 1915 г. в связи с наступлением германских войск уезжает в Казань, где умирает 24 сентября. 29 сентября похоронен в храме преподобного Евфимия Великого Седмиезерной пустыни. В 1997 г. прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии.

О преподобном Гаврииле см.: Поучения и слова Иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900;Архимандрит Симеон . Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Псков, 1915 (переиздания: Джорданвилль, 1964; СПб., 1996); Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пустынь. М., 1991;Архимандрит Симеон (Холмогоров) . Един от древних. Повесть о жизни и подвигах Схиархимандрита Гавриила (Зырянова). М., 1996 (дополненное переиздание вышеназванной книги архим. Симеона);Епископ Варнава (Беляев) . Тернистым путем к небу: (Per aspera ad astra). О многоплачевной и зело поучительной жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустынь схиархимандрита о. Гавриила / СоставительП. Г. Проценко . М., 1996; Житие преподобного Гавриила, старца Седмиозерной пустыни. М., 1997.

Знакомство преподобного Гавриила с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой началось еще во время пребывания старца в Седмиезерной пустыни, но особенно близким стало в период жизни старца в Спасо-Елеазаровом монастыре. Здесь преподобномученица Елисавета неоднократно посещала старца, по ее рисунку в устроенном для него домовом храме был сделан иконостас. В июне 1910 г. старец ездил в Марфо-Мариинскую обитель247. После этой поездки, вероятно, и завязалась та переписка, фрагменты которой дошли до нас248. В архиве монахини Игнатии хранятся две общих тетради по 145 листов в черном коленкоровом переплете. В них для отца Игнатия (Лебедева), окормлявшегося у преподобного Гавриила до поступления в Зосимову пустынь, переписаны (пером, фиолетовыми чернилами, одним почерком) письма и проповеди старца, часть из которых опубликована в названных изданиях. Судя по тому, что переписчик не всегда придерживался правил, принятых до реформы орфографии, копия сделана после революции, скорее всего в тот период, когда отец Игнатий уже жил в Москве (1923–1934). Письма насельницам обители публикуются выборочно по этой копии. Дореформенные написания не воспроизводятся (за исключением словмир–мiр ), пунктуация приближена к современным нормам, оформление адресов цитат из Священного Писания (данные преподобным Гавриилом – прямой шрифт, вставленные нами – курсив) унифицировано. В остальном сохранены все особенности оригинала.

Из книги Старчество на Руси автора Игнатия Монахиня

О письмах преподобного Гавриила (Зырянова) Одним из последних русских старцев, оставивших нам свое письменное достояние, является схиархимандрит Гавриил, скончавшийся в первой четверти XX века, в 1915 году231. Как книга его «Поучений и слов», так особенно его сохранившиеся

Из книги Том 6. Отечник автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу242) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход,

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из писем преподобного Леонида …Замечательно из письма твоего, что ты, испытывая Святое Писание и не могши постигнуть глубины оного - колеблешься в вере; в таком случае советую тебе: отринув всякое недоверие, веровать Святому Писанию и всему, что в Св. Евангелии и

Из книги Жития Святых. Месяц декабрь автора Ростовский Дмитрий

Из писем преподобного Макария Оптинского Жизнь наша есть духовная военная служба - брань. С кем же? С невидимыми духами злобы. Кто воздвигает оные смуты? Враги живота нашего - бесы, стараясь восхитить от нас венцы подвигов за терпение, которые бы мы могли получить,

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Из писем преподобного Антония Оптинского Конечно, легче бы было с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, - да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается! Вам, как и мне,

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Житие преподобного отца нашего Маркелла, игумена "обители неусыпающих" Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться там

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Попечение иконы Божией Матери Гликофилусы об обители преподобного Филофея Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав об этом,

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Память преподобного Гавриила Иверского Преподобный Гавриил был родом из Грузии (Иверии), отшельнически подвизался в пределах Иверской обители и за высоту своей жизни удостоился услышать Божественный глас, повелевавший ему сойти с неприступных высот, где он

Из книги Луч Вишну автора

Память преподобного отца нашего Григория, ктитора обители Григориатской Отечеством святого Григория, ктитора святогорской обители Григориата, была Сербия. Так говорит предание и так говорится в службе ему . На западной стороне монастыря, в четверти часа пути от

Из книги Молитвослов на русском языке автора

В обители преподобного Сергия Народ всегда – и день и ночьИдет к святыне чудотворной,Везет старик калеку-дочь,Идет монах в одежде черной,Ведет себя сквозь стыд студент,Грядет угрюмый диссидент,Бредет турист или юрод -Ведь верит все-таки парод!Преподобный отче Сергие,

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Александра, первоначальника обители неусыпающих Святой преподобный отец наш Александр родился в Азии. Будучи еще в юных летах, он приходил для образования в Константинополь, где, довольно поучившись, приобрел значительные познания в

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Маркелла, игумена «обители неусыпающих» Преподобный Маркелл был родом из Сирского города Апамеи и происходил из славного и богатого христианского семейства. В юных летах лишившись родителей, он пошел в великую Антиохию, чтобы обучиться

Из книги автора

Молитва болящего (преподобного Гавриила Седмиезерского) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!Сниди с Небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея,

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ V Выдержки из писем Шрилы Прабхупады «Когда ученик не понимает истинного духовного учителя, учитель сетует на свою неспособность защитить ученика и иногда плачет. У нас был такой опыт, когда мой Гуру Махараджа еще был жив. Одного из его учеников, который принял

Из книги автора

Из писем Преподобного Амвросия Оптинского Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти

«Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»

«Простота от Духа Божия подается.

Человечек сам ничего не приобретет,

если Бог не подаст...

А даст, так будешь как дитя…

Ребеночек все просто принимает

И живет одним чувством.

А мы много знаем,

много помним,

все это разбивает

и рассеивает нас».

Молитва болящего


Преподобный Гавриил (1844 — 1915) прославлен в 1997 г. в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он положил начало монашеским подвигам в Оптиной пустыни под руководством преподобного Амвросия. Затем он подвизался в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а также в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Преподобный Гавриил воплотил в себе дух древних восточных аскетов. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией.

Молитва болящего ярко характеризует живую веру Ведликого Старца. Молитва болящего была составлена им в болезни. Епископ Варнава (Беляев) записал эту молитву, но издать ее в 1900 году не дали...По-видимому, вокруг ее публикации в книге о. Гавриила, вышедшей при его жизни (Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900), происходила борьба…

В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее Молитву болящего к печати.

И вот, прошло 100 лет. Время все расставило на свои места. Цензора Мих. Богословского - на кладбище, а старца Гавриила - в Лик Святых... Поистине, жизнь наша подобна дуновению ветра... Поражаешься, как люди занимают в Церкви какие-то должности и не боятся Бога?!

Интересно заметить, что в Греции, в Элладской Церкви, цензуры вообще нет. У греков другой подход: вместо цензуры - православная Традиция. На нашем портале молитва больного помещается в своем полном виде.— Исихазм.ру

И вот, ровно через 100 лет, мы достаем эту молитву из записок еп. Варнавы и публикуем на портале!

(Публикуется впервые)

Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни

О! Гресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына твего, да присетит мя благодатию Своею, да в любви Его прикованный у ног Его пребуду во веки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя

радость паче мира радости,

весь состав жизни моея.

Ты еси свет паче всякого света.

Вижу недвижное от болезни тело мое,

чувствую расслабление всех членов моих,

боли в костях моих.

Но, о свете мой!

Да как услаждают меня лучи света Твоего, Падающие на раны мои!

Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, - не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе!

Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки.

Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи.

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.

Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.

Прибыв в Оптину 13 августа 1864 Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».

Гавриил нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне. Духовно окормлялся у преп. Амвросия и преп. Илариона Оптинских.

В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние... Эта жизнь была, как бы это помягче выразиться, ошибкой прп. Амвросия.

Ну, что же, и святые ошибаются...

Послушник решил убежать из Оптиной! Гавриил поселился в московском Высокопетровском монастыре, где через год, в 1875 году, принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и был рукоположен в иеродиакона.

От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.

Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.

В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.

Высочайший духовный авторитет, а также его активная хозяйственная деятельность вызвали недовольство у некоторых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод был и донос , в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии.

Доносили на старца его собственные послушники! Вот так бывает.... После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения».

Впоследствии он был оправдан, но уже остался инвалидом...

В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) архим. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. С 1912 года старец стал заметно слабеть. Когда в июле 1914 года началась война, старец был вынужден переселиться в Казань. В этом городе он и отошел ко Господу 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви Седмиезерной пустыни.

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован.

Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.

Сегодня исполняется 100 лет со дня кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил, духовник , оставил десятки учеников, будущих исповедников: никто из них не отрекся от Христа в застенках НКВД, не ушел в обновленчество. Сам преподобный принял схиму в возрасте 48 лет и прошел трудный путь - через тяжелую болезнь, клевету и изгнание из монастыря. В молодости Гавриила бил отец за стремление в монастырь, а в старости к схимнику каждый день стекались сотни людей.

«Если Ты есть....»

Ганя ничком, как бездыханный, лежал на земле. Когда он пришел в сознание, первой его мыслью было: «Есть Бог, есть Бог!»

Минутой раньше будущий схиархимандрит Гавриил, а пока Ганя, единственный мальчишка в большой крестьянской семье, лежал в поле и молился, и эта молитва была наполовину с отчаянием и сомнением. Лето кончается, а на глазах мальчика получасовой ураган с градом побил пшеницу. Честный и тяжелейший труд его отца и всей деревни пошел прахом, их ждет голодная зима, крестьяне в унынии и смятении. И в душу подростка закрадывается сомнение: если Бог благ, как Он допустил это?..

Подросток просил чуда, молился, лежа на земле, и последними словами этой молитвы были: «Да будет пшеница...»

«Он хотел иметь чудо доказательством истинности бытия Божия, - пишет епископ Варнава (Беляев), автор одного из жизнеописаний старца Гавриила. - И прошептал в страшном ужасе, добавив не трепещущими устами, а, скорее, одним умом, где-то там внутри, без слов: “...если Ты есть”».

Вдруг, - передавал отец Гавриил, - над моей головой среди ясного неба раздался гром или как бы громоподобный голос с небес сказал мне: «Будет пшеница...»

Вскоре установилась хорошая погода: дневная жара и ночные дожди. Крестьяне стали собирать остатки урожая. Ганя уговорил отца подождать еще недельку - пшеница будет лучше! Будет же пшеница... «Шкуру с тебя сдеру, если пропадет», - ответил отец, но поддался на уговоры и стал ждать. И с каждым днем его раздражение сменялось удивлением и благоговением: пшеница росла... А когда стали собирать, снопы уродились в рост человека, так что урожай едва смогли запереть в сарай!

«Божья...», - говорил Зырянов-отец, сняв шапку и проходя по полосе...

«Монах будешь... Схимник будешь»

Что такое молитва, Евангелие, храм, будущий схиархимандрит Гавриил, конечно, знал с раннего детства, но, видимо, через личное сомнение и утверждение в вере должен пройти каждый.

Он воспитывался в глубоко религиозной семье зажиточных государственных крестьян Федора и Евдокии Зыряновых. Грамотные родители читали Псалтирь, Евангелие, жития святых. И детей воспитывали в духе прочитанного: все мысли направлялись к Богу. Мать маленького Гани увещевала сына так: «Вот ты шалишь, своими шалостями грехи выращиваешь, а потом и сам с ними не сладишь».

Мать Гавриила стояла на коленях: “Господи, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит. Что же мне с ним делать?”

Гавриил вспоминал ее, стоящую на коленях перед образами, со слезами молящуюся вслух: «Господи, вот, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может и меня погубить...» Мальчику становилось жаль мать, и он уже и сам начинал вместе с ней молиться.

Несмотря на религиозность семьи, как гром среди ясного неба грянули слова подросшего Гавриила: «Благословите в монастырь!» - «Не пущу!» - кричал отец, а после продолжительных просьб просто взял и отлупил двадцатилетнего сына как маленького. Очень сильно отлупил, на глазах у сестер и матери. А тот как ни в чем не бывало снова: «Тятенька, отпустите в монастырь». Пришлось отпустить. Прощалась и плакала вся деревня: статного, красивого, работящего парня провожали на путь иночества, чтобы никогда в этой жизни больше не увидеть. Отец его упал в обморок от этих переживаний. Но Ганя назад не поворотил. Да и помнил, как один странник в паломничестве предрек ему: «Монах будешь... Схимник будешь».

В Оптиной

Стать и красоту Гавриил не потерял и в старости. В биографической книге «Тернистый путь к Богу» епископ Варнава (Беляев) пишет о старце Гаврииле так: «Увидев его, невольно поражались: огромный и ростом, и какой-то внутренней статью седовласый старец, в котором сразу угадывался нравственный богатырь; добряк, шутник, негодующий при столкновении с малодушием и цинизмом и плачущий в умилении пред очередным свидетельством сострадания Божьего».

Но пока перед нами - молодой послушник, приехавший в Оптину пустынь.

“В Оптиной мы чувствовали себя как в среде святых и ходили со страхом”

«Мы чувствовали себя там как в среде святых и ходили со страхом, как по святой земле, - вспоминал он потом об обители. - Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собой; никто не был ни больше ни меньше, а были все одно - одна душа и одна воля - в Боге». Но вскоре и здесь его постигает новое сомнение, новое испытание веры...

Однажды, простудившись на колокольне после послушания в жаркой пекарне, Гавриил тяжело заболел. Хворь не оставляла его пять лет: «Я болею, лежу, лихорадка замучила. Пользы обители не приношу - очевидно, Богу не угодно, чтобы я в монастырь поступал. Значит, пошел против Бога и отца с матерью», - с этими мыслями, еле передвигая ноги, опираясь на палочку, послушник отправляется к старцу Амвросию.

А умрем - тоже пользы никому не будет, - насмешливо ответил на эти помыслы старец и развеял его сомнения. А потом помолчал и сказал: «Думается мне, что ты при поступлении в обитель не во всем покаялся. Оставил грех - вставил и лазейку для бесов».

Брат Гавриил подумал-подумал, но ничего не припомнил. «Ну, вылезай!» - пошутил и ударил Гавриила ладонью по лбу.

И тут будущий схимник вдруг вспомнил, как в родной деревне «в Великий Четверг сделал наговор над пояском и хлебом и этим добился того, что их корова сама без пастуха и провожатого стала приходить домой. Дело обыкновенное в деревне, он его и за грех не считал...»

Отец Амвросий благословил послушника ехать на рыбные ловли, верст за 50 от монастыря, для охраны пруда. Ехал болезный инок под хохот нескольких сот мужиков, работавших в поле: стояла жара, а он - в шубе да в шапке из-за лихорадки. Но вскоре, за год послушания, болезнь оставила страдальца.

Великая схима в 48 лет

Шли годы, а послушник оставался послушником. Постригом его обходили. Однажды старший друг, келейник игумена, признался ему: «Я просил игумена постричь тебя в мантию, а он ответил: “Да-а, постриги его - а он уйдет от нас”». И тогда отец Гавриил действительно решил уйти вопреки уговорам.

«Уйдя из Оптиной, - пишет епископ Варнава, - он потом много раз убеждался, что такого доброго устроения, какое нашел там, нет нигде, но ни разу не пожалел о своем поступке. Ибо отправился за любовью Божией».

Старец Амвросий советовал молодому монаху: “Бежать куда угодно, только не жить в Москве”

В 1874 году инок поступил в Высоко-Петровский монастырь в Москве, где и принял постриг с именем Тихон. Но через 8 лет бежал и оттуда - таков был совет старца Амвросия: «Бежать куда угодно, только не жить в Москве». Монах удалился в тихое место, каковым оказалась Раифская пустынь под Казанью. Но уже в следующем году он переехал оттуда в Седмиезерскую Богородицкую пустынь, где и прожил 25 лет. Там же произошло его становление как старца.

И становление это было связано с тяжким недугом. Помогая вытаскивать телегу из ямы, он надорвался. 5 лет пролежал в постели, мучился с сердцем, то выскакивавшим из груди, то будто замиравшим...

В возрасте 48 лет отец Тихон принял великую схиму, попросив наречь его прежним именем в честь Архангела Гавриила.

О болезни, поиске ее смысла и жажде любить Бога он писал так:

«Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога, - нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих. Желание любить Бога крепко возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал... Все способы испытал, на которые указывают: т.е. делать все доброе, быть милосердным к ближним... Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов и любил их, как то повелено Господом. Но самой любви-то к Богу я в себе не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что я чужд этой Божественной любви... Я чувствовал, что сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная...

И вот, Господу моему было угодно, чтобы я заболел; и я заболел, а любви этой еще не испытал в себе; заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих - грехом, а любви-то еще не имею... Спешу каяться не раз и не два, очень много каюсь и получаю радость...

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться - и меня причащали. По Причащении Св. Таин мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце переполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий... Я осознавал себя глубоко грешным, но в то же время горячая надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей, а что переживало при этом сердце, я не могу и описать... Я не чувствовал потребности в пище; тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовию ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое Боголюбие и вот что оно делает с душой человека!»

Так родился в мир старец...

Открытый и всегда веселый

Через некоторое время отец Гавриил становится наместником монастыря. Не имея духовного образования, он был талантливым самоучкой, на память цитировал труднейшие места из святых отцов. Все силы старец вкладывал в благоустроение обители. Вокруг него появляются ученики и множество посетителей. Особые отношения складываются со студентами Казанской духовной семинарии - молодежь старец очень любил. Он был веселым и открытым. «Смотрите, - шутил отец Гавриил, - чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!»

“Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов”

«Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов, - описывает его один из посетителей, будущий архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский). - Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота». Однажды в период учебы в Казанской духовной академии будущий владыка вместе с двумя друзьями-студентами (один из которых - архимандрит Симеон (Холмогоров) - станет автором наиболее полного жизнеописания схиархимандрита Гавриила) приехал к старцу. Тот встретил их: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Во время этой встречи Холмогоров почти не говорил, не задавал вопросов. Прощаясь, он подошел под благословение последним и услышал от отца Гавриила неожиданное: «А ты постригайся». Он ответил: «Благословите». И друзья вышли. Сокурсники, ошеломленные словами старца, стали возмущаться: «Как ты мог ответить “Благословите”, если никогда и не говорил о монашестве, ты ведь любишь общество, светское пение, музыку, вечера!». На что будущий отец Симеон ответил: «Ведь вы же не знаете, что у меня на сердце». Вскоре он принял постриг...

Клевета и изгнание

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась великая княгиня Елизавета Федоровна

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась будущая преподобномученица . Очень скоро ее постигло сильнейшее горе - гибель ее мужа, генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, погибшего от рук террориста. И, быть может, старец был тем, кто подготовил ее духовно и помог пережить трагедию.

С ростом популярности подвижника растет и зависть к нему. На старца доносят некоторые из братии, обвиняя в плохом ведении хозяйства и присвоении монастырского имущества. Не разобравшись в деле, начальство увольняет его с должности наместника...

Отец Гавриил в итоге оказывается на вокзале, где ему едва хватает денег на билет. Поезд увозит страдальца в Псков, где его ждет в Свято-Елиазаровском монастыре его ученик, будущий священномученик Иувеналий (Масловский). Через некоторое время оказывается, что обвинения в адрес схиархимандрита были ложными - это доказала комиссия. Но поздно...

В Свято-Елиазаровской пустыни старец становится широко известен: поток посетителей к нему доходит до 150 человек в день, за советом идут люди самых разных сословий, приезжают целыми семьями, целыми паломническими группами. На средства великой княгини Елисаветы Федоровны в обители строят домовую церковь, чтобы слабый здоровьем отец Гавриил мог бывать на службах. Прозорливость подвижника становится очевидной.

И сгущающиеся над Россией тучи отец Гавриил не мог не видеть...

Почему мы боимся взять крест?

Уже и в семинариях было неспокойно. В 1907 году один из его ближайших учеников архимандрит Симеон, на тот момент ректор Тамбовской семинарии, становится жертвой покушения: в него выстрелил революционно настроенный студент семинарии. Пуля попала в позвонок, и нижняя часть тела осталась парализованной. Сильные боли сопровождали мужественного монаха всю жизнь... После покушения старец взял отца Симеона к себе в Спасо-Елиазаровскую пустынь, где тот прожил до самой смерти своего благодетеля в 1915 году, укрепляясь в вере и мужестве.

Ни один из учеников старца не предал Христа, не стал обновленцем

Среди учеников старца - много новомучеников и исповедников. Ни один из них не предал Христа, не стал обновленцем. Вот только некоторые имена: священномученик Иувеналий (Масловский), священномученик Анатолий (Грисюк), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Иннокентий (Ястребов), архиепископ Гурий (Степанов), архиепископ Стефан (Знамировский), епископ Иоасаф (Удалов)...

«Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? - писал старец Гавриил. - В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: “Сим побеждай”. В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости... Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную».

Седмиезерский преподобный

24 сентября 1915 года старец отошел ко Господу. На отпевании были сестры Марфо-Мариинской обители и, конечно, великая княгиня. Погребальная процессия отправилась в то место, откуда при жизни подвижника изгнали: братия Седмиезерской обители встретила своего бывшего наместника с раскаянием... И имя его осталось навсегда связано с монастырем, где он провел большую часть жизни и от которого потерпел самую большую несправедливость. В 1996 году схиархимандрит Гавриил Седмиезерский был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии, и мощи его с 2000 года покоятся в восстановленной обители.

Чудом уцелел в месиве революции храм, построенный преподобным. Это двухэтажная Свято-Евфимиевская церковь в Седмиезерской пустыни, на первом этаже которой он в свое время заповедал читать неусыпаемую Псалтирь. В 1928 году храм остался единственным монастырским зданием, которое не сравняли с землей по приходу советской власти. Сегодня немногочисленная братия вновь, сменяя друг друга, читает здесь Псалтирь...

Вся жизнь схиархимандрита Гавриила - свидетельство последних слов, произнесенных им на смертном одре: «Спастися подобает многими скорбями». А вместе с тем - и слов, сказанных когда-то маленьким Ганей своим родителям:

Я не ваш, я не ваш.

А чей же ты?

(Зырянов Гавриил Михайлович; 14.03.1844, дер. Фролово (приход с. Бобровского) Ирбитского у. Пермской губ.- 24.09.1915, Казань), прп. (пам. 24 сент.), Седмиезерский. Первоначально Житие Г. составил его ученик, архим. Симеон (Холмогоров).

Род. в семье зажиточных гос. крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впосл. приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Г. часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к мощам св. Симеона Верхотурского , к-рый неск. раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пуст. , 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва) . В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев.

Стремление Г. принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов) . Осенью 1874 г. Г. посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский мон-рь , 1 февр. 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского , 20 февр. 1877 г. рукоположен во диакона. Утверждение архим. Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается офиц. документами. Из-за доносов и интриг нек-рых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня мон-рь . Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву) , стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть др. иеродиаконов Богоявленской обители.

Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп. Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский мон-рь , где в дек. того же года был принят в число братии, 24 апр. 1883 г. рукоположен во иерея. Утверждения архим. Симеона, что в Раифском мон-ре Г. был офиц. братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым), 7 окт. 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пуст. , 3 марта 1889 г. указом архиеп. Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней мон-ря - Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от к-рой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 окт. 1892 г. по благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь арх. Гавриила.

5 лет Г. не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впосл. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, к-рые приходили к нему за советами (ок. 10 тыс. р.), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пуст. была построена ц. во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к Г. архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) 16 окт. 1900 г. освятил этот храм, а 8 авг. 1901 г. назначил преподобного и. о., а затем наместником Седмиезерной пуст., с 9 июня 1902 г.- в сане архимандрита.

Г. наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.

В кон. июля 1908 г. Г. приехал в псковский Елеазаров мон-рь , настоятелем к-рого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский) . Для Г. был построен домик с ц. во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Г. сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев) , схиигум. Фамарь (Марджанова) , студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский) , Амфилохий (Скворцов) , Виктор (Островидов) , Герман (Ряшенцев) , Евсевий (Рождественский) , Иоасаф (Удалов) , Мефодий (Краснопёров) , Петр (Зверев) , архиепископы Варлаам (Ряшенцев) , Гурий (Степанов) , Иннокентий (Летяев) , Иннокентий (Ястребов) , Пимен (Пегов) , Стефан (Знамировский) , епископы Варсонофий (Лузин) , Гавриил (Абалымов) , Леонтий (Вимпфен) , Николай (Ипатов) , Феодор (Поздеевский) . Вел. кн. Елисавета Феодоровна неск. раз посещала Г., присутствовала на его похоронах. Г. бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители . Он окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и псковского Иоанно-Предтеченского мон-рей.

С 1912 г. состояние здоровья Г. ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пуст. Наступление нем. войск летом 1915 г. и угроза оказаться на оккупированной территории заставили Г. в авг. 1915 г. уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА архим. Гурия (Степанова). Перед кончиной Г. причастил иером. Иона (Покровский). Похоронен в ц. прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. В 1928-1929 гг. обитель была закрыта и впосл. разорена, захоронение Г. осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхим. Серафим (Кашурин).

В 1981 г. по благословению Казанского еп. Пантелеимона (Митрюковского) изображение Г. было помещено на иконе «Собор Казанских святых», к-рая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 г. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 дек. 1996 г. канонизация Г. была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 г.- акафист преподобному. С 1997 г. мощи Г. находились в храме св. Иоанна Кронштадтского Казанской ДС, с 30 июля 2000 г.- в восстановленной Седмиезерной пуст. Частицы мощей и иконы Г. имеются в ц. Иоанна Кронштадтского и Елеазаровом мон-ре.

Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 114. Д. 5; Оп. 122. Д. 11; Ф. 4. Оп. 138. Д. 19; Оп. 1. Д. 122294; ОР НБ КазГУ. Ед. хр. 6213; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1153, 1192.

Соч.: Пьяницы Царствия Божия не наследуют. Каз., 1898; Поучения и слова. Каз., 1900, 19022; Построение и освящение храма в Седмиозерной пуст. для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. Каз., 1901; [Яблоков А . П .] Седмиозерная пуст., заботливость высокопреосв. Арсения, архиеп. Казанского о благолепии ее и совершенное им освящение новоустроенного в ней храма. Каз., 1901; О внутренней молитве Иисусовой, в сердце творимой. Каз., 1903; Завещание. Поучения и слова // Варнава (Беляев), еп . Тернистым путем к небу. М., 1996. С. 339-374; [Письма] // Игнатия (Петровская), мон . Старчество на Руси. М., 1999. С. 188-213.

Лит.: Симеон (Холмогоров), архим . Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р; То же, изм. загл.: Един от древних: Повесть о жизни и подвигах старца схиархим. Гавриила (Зырянова). М., 1996; То же, с доп., под ред. свящ. А. Лобашинского. М., 2003; Никандр (Анпилогов), архим . Старец схиархим. Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пуст. М., 1991; Варнава (Беляев), еп . Тернистым путем к небу. М., 1996; Вениамин (Веселов), иеродиак . Мат-лы к патерику Казанских святых и подвижников благочестия. Серг. П., 1996; Житие прп. Гавриила, старца Седмиозерной пуст. / Сост. А. В. Журавский. М., 1997.

Е. В. Липаков