Технологии организации дистанционного и смешанного обучения с применением LMS "MOODLE". Платформа Moodle как образовательная среда: рабочие правила и инструкции

В настоящее время существует большое количество систем для реализации электронного обучения в образовательных учреждениях как отечественных, так и зарубежных. Перед преподавателями как разработчиками, так и активными пользователями часто встаёт вопрос: какой программной платформе отдать предпочтение для более эффективной организации учебного процесса? Чтобы внедрение электронного обучения было успешным, необходимо выбрать платформу, отвечающую конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемыми к ней образовательным учреждением. К ключевым параметрам выбора системы управления обучениям относят: функциональные характеристики, безопасность, надежность, цена и многое другое. Центром ДОТ был проведен анализ, популярных на сегодняшний день систем дистанционного обучения (СДО). Целью анализа явилась необходимость выделить систему, наиболее подходящую для организации электронного обучения в вузе. Для составления объективной оценки, мы принимали во внимание собственный опыт, а также сведения от разработчиков и активных пользователей систем. Мы создавали курсы, изучали возможности администрирования, работу с элементами курса в рассматриваемых системах и исследовали их на соответствие современным принципам электронного обучения.

Наиболее важные критерии отбора системы дистанционного обучения:

  • Установка на любую аппаратно-программную платформу;
  • Безопасность системы;
  • Простой, интуитивно-понятный web-интерфейс;
  • Наличие в системе функций, применяемых для организации
    электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий –
    разработка и редактирование курсов, набор элементов курса для различных
    специальностей;
  • Поддержка русского языка;
  • Модульность курса;
  • Интегрирование внешних модулей для расширения функционала;
  • Поддержка международных стандартов (IMS, SCORM), используемых в
    электронном обучении;
  • Наличие форм коммуникаций;
  • Возможность организации балльно-рейтинговой системы;
  • Использование системы в смешанном обучении.

Анализ систем дистанционного обучения:

  • Moodle

LMS Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда –СДО разработанная в Австралии. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Moodle постоянно развивается, так как совместный опыт разработчиков и сообществ пользователей по всему миру, обеспечивает постоянное дополнение ее новыми инструментами.

Система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный опытным преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle используются — глоссарий, вики, блоги, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения. Стоит отметить хорошо развитую систему коммуникаций Moodle. На форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. И даже если этого количества ресурсов недостаточно, то Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Система Moodle предоставляет удобные средства контроля успеваемости студентов. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: просмотренные материалы лекций, выполненные домашние здания, успеваемость по тестам и т.д. Таким образом легко понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Одним из главных плюсов СДО Moodle является её широкая известность в мире. Система имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах и переведена на несколько десятков языков. В сообществе пользователей Moodle можно поделится своим опытом использования системы и узнать полезную информацию о ней от других пользователей. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций по данным Moodle.net. Отличительной особенностью платформы Moodle является и тот факт, что на ее основе можно организовывать проведение массовых онлайн-курсов (МООС), одно из новых направлений в электронном обучении.

Центром ДОТ проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей СамГУ, на которых преподаватели получают необходимые знания для самостоятельной разработки курсов в Moodle.

Использование преподавателями филологического факультета СамГУ платформы Moodle для организации учебного процесса

Большинство российских вузов используют, в качестве электронной образовательной среды — LMS Moodle. Асадуллина Л.И. в работе «Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении» пишет:

«В Национальном исследовательском Томском политехническом университете активно осуществляется подход смешанного обучения, а именно, применение популярной системы управления обучением LMS Moodle, с помощью которой преподаватели разрабатывают авторские электронные курсы по своей дисциплине, а студенты имеют возможность самостоятельно их изучить и пройти тестирование, определив свой уровень владения изученным материалом. » 1

  • Google for education

Сервисы Google в обучении отвечают принципам современной системы образования. Но при более глубоком рассмотрении, в части использования в электронном обучении, эти сервисы имеют ряд недостатков:

  • все файлы хранятся на «чужом» сервере;
  • сравнительно малое количество элементов, которые можно использовать в образовательном процессе.

Дистанционное обучение, основанное на сервисах Google, будет простым в организации и эксплуатации, но качественно такая система будет сильно отличаться от Moodle и Efront. Сервисы Google – это пакет MS Office, интегрированный в веб-сайт. В качестве контроля предлагается использовать календарь или таблицы (аналог MS Excel). В сравнении с функционалом Moodle и его элементами (тест, лекция, задание и т.д.), сервисы Google выглядят ограниченно, поскольку предлагают вести обучение на основе презентаций, текстовых документов и календарей.

Сервисы Google хороший вариант для организаций, например школ, у которых нет в распоряжении своего сервера или для которых в качестве образовательной нагрузки достаточно лекций и простых заданий. Конечно, для университета с развитым электронным обучением они не подходят. Также стоит отметить, что сервисы Google были запрещены в ряде регионов для использования госслужащими и неоднократно появлялись сообщения о внесении сервисов в «черный список» рунета.

  • eFront

eFront – LMS, разработанная в Греции. В отличие от сервисов Google eFront требует инсталляции на сервер. Разработчики eFront указывают на следующие основные плюсы своей системы:

  • интуитивная понятность системы и удобство в работе;
  • сертифицированная поддержка формата SCORM.

Эти плюсы выглядят немного надуманными, если разобраться. Например, удобство работы в системе, безусловно, зависит от самой системы, но большей частью зависит от пользователя. Для пользователей других систем работать в eFront будет непривычно и неудобно, так как eFront сильно отличается в администрировании и разработке курсов. Получается, что eFront удобен и понятен для новичков, которые только начинают работать в подобных системах. Тогда возникает вопрос – на чем основываются новые пользователи, говоря о комфортной работе в системе? Любого пользователя нужно обучать для эффективной работы, вне зависимости от интуитивности системы.

К минусам рассматриваемой системы можно отнести:

  • Небольшой набор инструментов для создания учебных материалов
  • Недостаточно дополнительных модулей
  • Небольшое сообщество пользователей

Дополнительный функционал и возможности системы предоставляются в платной ее версии.

Также стоит отметить, что найти более одного живого примера образовательных русскоязычных хороших систем на данной платформе оказалось невозможным. В основном, система eFront используется для бизнеса и организаций. На официальном сайте системы можно найти список организаций, использующих eFront:

      • Fujitsu Australia Limited Kalsec Inc.
      • University of South Carolina
      • Karachaganak Petroleum Operating B.V. Engel Austria GmbH
      • Mobile Money Limited

Среди этих организаций лишь University of South Carolina выбрал eFront для образования.

Анализ выборочных платформ для организации электронного обучения показал, что наиболее функциональной по своим возможностям является LMS Moodle. Благодаря поддержке разработчиков она постоянно развивается и считается универсальной, поскольку может использоваться как в небольших учебных центрах, так и в крупных ВУЗах для решения специфичных задач.

Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

статья Алексея Дьяченко

Когда заказчик просит развернуть ПО для eLearning или дистанционного обучения, каждый вкладывает в эти слова свой смысл:

  • Репетиторы и преподаватели, привыкшие к классно-урочной системе, чаще всего имеют в виду вебинары - им хочется просто делать то же самое, что они привыкли, только через интернет.
  • Издатели учебников и преподаватели, не планирующие покидать offline, обычно грезят об электронных учебниках для самостоятельного обучения учеников или для демонстрации на очных уроках.
  • Руководители небольших ВУЗов иногда воображают «магический черный ящик», куда можно загрузить учеников первого курса и вспомнить о них на выдаче диплома. Желательно, чтобы в «ящике» уже «лежали» все учебные материалы и алгоритмы по их применению.
  • В более крупных ВУЗах чаще нуждаются в централизованной системе тестирования, сбора и рецензирования письменных работ с автоматической проверкой их на плагиат.
  • Иногда eLearning представляют «серебряной пулей» решающей все проблемы ВУЗа. Стоит внедрить «eLearning» и всё сразу станет как надо: появятся учебные программы и сами-собой сертифицируются по образовательным стандартам третьего поколения, внедрится болонская система и модульное обучение, откуда-ни-возьмись вырастет ветвистое дерево компетенций, на котором зацветут привязанные к ним учебные материалы и творческие задания, преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, ученики перестанут «сдавать» и начнут «изучать». Достаточно выбрать правильный «eLearning» в красивой коробочке, купить и нажать кнопочку «Установить», а лучше попросить студента «за зачет» бесплатно скачать в интернете и поставить на старенькой машине с Windows 98 в лаборатории.
  • К сожалению, довольно распространена категория заказчиков, которым выделили деньги на eLearning и им нужно их потратить как-нибудь. Как ни странно, для IT-шника это одна из самых проблемных категорий, так как они часто исходят не из целесообразности, а из своих представлений о солидности и престижности тех или иных технологий и терминов.
  • Владельцы языковых школ хотят систему биллинга, учета и контроля видеоконференций, интегрированную с системами оплаты. Нечто, похожее на агентства-таксопарки, только с учителями в видеоконференции вместо таксистов.
  • Кадровые службы нуждаются в инструменте хранения истории повышения квалификации и организации дистанционного обучения и аттестации без отрыва от производства.
  • Новое веяние - электронные журналы и дневники, добровольно-принудительно внедряемые во всех школах, в лице нескольких продуктов-фаворитов, продвигаемых коммерческими компаниями или региональными госучреждениями, обычно - центрами при департаментах образовани. Объединены одной общей чертой: организованы на подобии сервисов сдачи налоговой отчетности online - заполняются вручную, без связи с обучением, в параллель к бумажным журналам. То есть бумажный журнал online, иногда erp/crm (распределение ресурсов, коммуникация с «клиентом»), но образовательной функции либо совсем нет, либо она не пригодна к применению.
  • Существуют и гораздо более экзотические варианты, включающие обучение в виртуальных вселенных, работу с виртуальными моделями и лабораториями и др.

В действительности, понятие eLearning шире всего перечисленного - это прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
С точки зрения IT, eLearning это прежде всего инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы:

  • аутентификация и авторизация пользователей;
    • ведение реестра пользователей;
  • распределение полномочий;
    • контроль доступа;
    • гибкая настройка ролей;
    • назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы;
    • интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
  • площадка для выкладки материалов, поддерживающая специфические виды контента:
    • тексты, веб-страницы, аудио- видио- и произвольные файлы;
    • тесты с автоматической проверкой;
    • интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API;
    • глоссарии с автоподсветкой;
    • подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия;
  • коммуникация между пользователями
    • рассылки;
    • прямые текстовые сообщения;
    • форумы;
    • сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ учащихся;
    • опросы и анкетирование;
    • вебинары и видеоконференции;
    • взаимодействие в виртуальных вселенных;
  • анализ и хранение результатов обучения;
    • журналирование действий пользователей в системе;
    • сохранение оценок и вычисление итогов;
    • ведение портфолио учащихся;
    • обмен данными из портфолио с внешними системами;
    • учет компетенций;
    • передача результатов обучения во внешние системы управления обучением;
    • формирование отчетов, предоставление API для подключения собственных отчетов;
  • взаимодействие с мобильными клиентами.

Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.

Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.

Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle - Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.

Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.

Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение - лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.

После этих нехитрых манипуляций мы получаем чистую систему, и дальше на первый план выходит организация бизнес-процессов, от которой и зависит успех проекта:

  • Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем - какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
  • Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
  • Наполнение учебными материалами - важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары - засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
  • Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
  • Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
  • Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
  • Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию - ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
  • На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые - мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.

Если планируются собственные доработки, важно с самого начала поставить строгое условие - никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков, только модули, работающие через API, предусмотренное разработчиками. Этим вы избавите себя от массы проблем, самая страшная из которых - потеря простоты обновления и совместимости с базовой версией, а как следствие, вынужденное принятие на поддержку собственными силами всего кода Moodle, а не только нескольких небольших плагинов.

В современной системе образования несколько лет назад появился термин «Moodle». Итак, что такое Moodle? Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это open source software (открытые программные средства) — система, разработанная в Австралии бывшим сотрудником компании WebCT, первая версия которой вышла 20 августа 2002 года. Официальный сайт — http://www.moodle.org

Что такое Moodle? Аббревиатураозначает

M odular
O bject
O riented
D ynamic
L earning
E nvironment

Курсы Moodle — это информационные ресурсы, которые преподаватели размещают в Moodle, после чего студенты, имея соответствующие права доступа, могут записаться на курс и работать с ним: изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д. Обучающая платформа Moodle поддерживает разные методы записи студентов на курс: автоматический, вручную преподавателем, по кодовому слову, из внешней базы, гостевой доступ.

10 полезных фактов о Moodle:

1. Поддерживается большим количеством людей со всего мира и обладает высокой производительностью.

2. Поддерживает более 40-ка языков мира и может работать с кодировкой UTF-8.

3. Поддерживает множество баз данных (MySQL, PostgreSQL, MSSQL, Oracle, текстовый файл).

4. Использует протокол HTTPS для аутентификации (исключение перехвата пароля пользователя третьими лицами).

5. Moodle проста в обращении, имеет понятный интерфейс

6. Поддерживает различные внешние виды целого сайта либо отдельных курсов (темы).

7. Различает несколько типов пользователей: главный администратор, администратор, создатель курсов, преподаватель, студент, гость.

8. Имеет большой набор блоков, фильтров и модулей (полный список), позволяя изменять внешний вид и расположение блоков на титульной странице всего сайта или отдельно взятого курса.

9. Позволяет выполнять резервное копирование по расписанию либо вручную, а также имеет гибкую настройку системы безопасности.

10. Moodle проводит оценку знаний студентов на основе тестирования, предлагая такие типы вопросов, как описание, случайный, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы (короткие ответы, числовые, множественный выбор.) Для преподавателей иностранных языков незаменимым способом тестирования есть Hot Potatoes Quizez:

Medicine Hot Potatoes Test

Hot Potatoes Quiz

Будучи в Москве на , я познакомилась с Остином Вуд, преподавателем английского языка, который знаком с Moodle не понаслышке.

— Hi everyone! Welcome to ! Today I’m staying in Moscow. I’ve been here for the third day and happy to introduce you to Austin who is going to tell us about Moodle platform. Hello Austin! Please share your experience in using Moodle platform.

— Hello! To my experience with Moodle, it’s actually from the side of the student. We used Moodle at both my high school and in my university for, probably, six or seven different courses.

— What specific features should students keep in mind when learning English with Moodle?

— It’s great to offer teachers because they can use it to distribute materials. So reading assignments or worksheets and handouts — they can put these on Moodle instead of printing them out for the students. Today many students prefer to use electronic format so this way they can choose what they want to print out themselves at home, or simply read it on their phone or their tablet. It’s also very great for having discussions so students can post their thoughts, their reactions to some reading assignment or video and students can interact with a teacher. This allows them to have more interaction time than they might have in the classroom which is sometimes more dominated by teacher’s talking time.

— What about the assessment process? How is students’ knowledge assessed?

— Yes, today there’s a grading process built into Moodle. If teachers use Moodle for all their assignments, they can actually keep track of all the marks, all the grades in Moodle. So the day after assignment is admitted students can log in again and they can see their grade in the class. They don’t have to ask the teacher what marks they currently have — all the assessment is built into Moodle modules. This makes it very easy for teachers and very convenient for students.

— Do you consider Moodle to be an effective way of learning languages?

— Yes, I used it personally in my Spanish class at the high school. It was an excellent work for language learning, that’s why I am sure that it would be as effective with English.

— Thank you, Austin! I wish you successful teaching career in Russia and bright and enthusiastic students in your class.

Весной 2014 года я подала заявку в Український інститут інформаційних технологій в освіті Національний Технічний Університет України «КПІ» в Киеве и закончила курс повышения квалификации научно-педагогических сотрудников, получив сертификат об окончании и защитив выпускную работу на «отлично»

«Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle» (специальность «Програмная инженерия»).
Мой авторский курс в Moodle «Навчання аудіювання студентів мовних вузів» разработан для студентов 2 курса факультета переводчиков Киевского национального лингвистического университета и охватывает следующие темы: «Mass Media»,

Когда заказчик просит развернуть ПО для eLearning или дистанционного обучения, каждый вкладывает в эти слова свой смысл:

  • Репетиторы и преподаватели, привыкшие к классно-урочной системе, чаще всего имеют в виду вебинары - им хочется просто делать то же самое, что они привыкли, только через интернет.
  • Издатели учебников и преподаватели, не планирующие покидать offline, обычно грезят об электронных учебниках для самостоятельного обучения учеников или для демонстрации на очных уроках.
  • Руководители небольших ВУЗов иногда воображают «магический черный ящик», куда можно загрузить учеников первого курса и вспомнить о них на выдаче диплома. Желательно, чтобы в «ящике» уже «лежали» все учебные материалы и алгоритмы по их применению.
  • В более крупных ВУЗах чаще нуждаются в централизованной системе тестирования, сбора и рецензирования письменных работ с автоматической проверкой их на плагиат.
  • Иногда eLearning представляют «серебряной пулей» решающей все проблемы ВУЗа. Стоит внедрить «eLearning» и всё сразу станет как надо: появятся учебные программы и сами-собой сертифицируются по образовательным стандартам третьего поколения, внедрится болонская система и модульное обучение, откуда-ни-возьмись вырастет ветвистое дерево компетенций, на котором зацветут привязанные к ним учебные материалы и творческие задания, преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, ученики перестанут «сдавать» и начнут «изучать». Достаточно выбрать правильный «eLearning» в красивой коробочке, купить и нажать кнопочку «Установить», а лучше попросить студента «за зачет» бесплатно скачать в интернете и поставить на старенькой машине с Windows 98 в лаборатории.
  • К сожалению, довольно распространена категория заказчиков, которым выделили деньги на eLearning и им нужно их потратить как-нибудь. Как ни странно, для IT-шника это одна из самых проблемных категорий, так как они часто исходят не из целесообразности, а из своих представлений о солидности и престижности тех или иных технологий и терминов.
  • Владельцы языковых школ хотят систему биллинга, учета и контроля видеоконференций, интегрированную с системами оплаты. Нечто, похожее на агентства-таксопарки, только с учителями в видеоконференции вместо таксистов.
  • Кадровые службы нуждаются в инструменте хранения истории повышения квалификации и организации дистанционного обучения и аттестации без отрыва от производства.
  • Новое веяние - электронные журналы и дневники, добровольно-принудительно внедряемые во всех школах, в лице нескольких продуктов-фаворитов, продвигаемых коммерческими компаниями или региональными госучреждениями, обычно - центрами при департаментах образовани. Объединены одной общей чертой: организованы на подобии сервисов сдачи налоговой отчетности online - заполняются вручную, без связи с обучением, в параллель к бумажным журналам. То есть бумажный журнал online, иногда erp/crm (распределение ресурсов, коммуникация с «клиентом»), но образовательной функции либо совсем нет, либо она не пригодна к применению.
  • Существуют и гораздо более экзотические варианты, включающие обучение в виртуальных вселенных, работу с виртуальными моделями и лабораториями и др.
В действительности, понятие eLearning шире всего перечисленного - это прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
С точки зрения IT, eLearning это прежде всего инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы:
  • аутентификация и авторизация пользователей;
    • ведение реестра пользователей;
  • распределение полномочий;
    • контроль доступа;
    • гибкая настройка ролей;
    • назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы;
    • интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
  • площадка для выкладки материалов, поддерживающая специфические виды контента:
    • тексты, веб-страницы, аудио- видио- и произвольные файлы;
    • тесты с автоматической проверкой;
    • интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API;
    • глоссарии с автоподсветкой;
    • подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия;
  • коммуникация между пользователями
    • рассылки;
    • прямые текстовые сообщения;
    • форумы;
    • сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ учащихся;
    • опросы и анкетирование;
    • вебинары и видеоконференции;
    • взаимодействие в виртуальных вселенных;
  • анализ и хранение результатов обучения;
    • журналирование действий пользователей в системе;
    • сохранение оценок и вычисление итогов;
    • ведение портфолио учащихся;
    • обмен данными из портфолио с внешними системами;
    • учет компетенций;
    • передача результатов обучения во внешние системы управления обучением;
    • формирование отчетов, предоставление API для подключения собственных отчетов;
  • взаимодействие с мобильными клиентами.

Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.

Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.

Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle - Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.

Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.

Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение - лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.

После этих нехитрых манипуляций мы получаем чистую систему, и дальше на первый план выходит организация бизнес-процессов, от которой и зависит успех проекта:

  • Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем - какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
  • Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
  • Наполнение учебными материалами - важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары - засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
  • Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
  • Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
  • Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
  • Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию - ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
  • На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые - мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.
Если планируются собственные доработки, важно с самого начала поставить строгое условие - никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков, только модули, работающие через API, предусмотренное разработчиками. Этим вы избавите себя от массы проблем, самая страшная из которых - потеря простоты обновления и совместимости с базовой версией, а как следствие, вынужденное принятие на поддержку собственными силами всего кода Moodle, а не только нескольких небольших плагинов.

P.S. В следующей статье, планирую написать обзор типов плагинов и открытых интерфейсов Moodle. Подробное описание процесса установки, на мой взгляд, не тема для аудитории Хабра, но если интересно - пишите.