Торгуя честью не. Произведения о чести и бесчестии

№ 3, 2008 г.

Классный час

С. К. Разиева,

преподаватель ПЛ-6 г. Алматы

Цели

1.исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения учащихся;

2.определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения.

3.развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Форма проведения. Групповая дискуссия

Оборудование. Иллюстрации, высказывания, кодоскоп, таблица «Сила цвета», карточки с заданиями, плакат для ассоциации.

Высказывания

Все человеческое в человеке должно быть воспитано. А. С. Макаренко.

Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему- нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа. Шекспир.

Жизнь истинная, в движении вперед, в улучшении себя и в улучшении жизни мира. Все что не ведет к этому, не жизнь, тем более, что препятствует этому. Л. Н. Толстой.

Личность – это звание, не дающее льгот. Борис Лесняк.

Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Паскаль.

Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели.

Р. Эмирсон.

В каждом человеке заложено неискоренимое стремление развиваться в полную меру сил, данных ему природой… Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «Я», делая то, к чему человек чувствует себя пригодным. Т. Карлейль.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «Я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа.

Группа делится на подгруппы. Комментарий принципа деления.

На кодоскопе надпись слова «Друг», каждая буква названия которого имеет определенный смысл:

Д – думаем

Р – решаем

У – учимся

Г – готовимся быть полезными людям.

1.Нравственный закон внутри каждого

О законах нравственности. Что же включает себя в понятие «нравственность»? (Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, выполнение правил, поведение.)

Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Для каждого из нас всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

1 группа.

ü Честь нельзя отнять, ее можно только потерять. А.Чехов.

ü Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

А.Шопенгауэр.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

В народе есть такое наставление: не променять честь на чечевичную похлебку. Что здесь имеется в виду? Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Торгуя честью, не разбогатеешь. Так ли это?

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем ? Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни.

От чего зависит наличие этого стремления ? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

По каким поступкам определяют честь человека? Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям

Вспомним Сократа, который, предпочитая смерть тюрьме и изгнанию, выпил яд. Он сделал свой выбор. Вот как описывает этот момент В. И. Толстых в своей книге «Сократ и мы»:

– «Не питая никаких иллюзий насчет уготованной ему участи, Сократ с чувством величайшего достоинства встречает приговор: «есть защита против людей, но против молвы нет защиты. У нее тысячи уст, и у нее громоподобный голос. Ее нет, и она везде. И поэтому я знал давно, что осужден. И всегда ждал сегодняшнего дня и готовился к нему…» Он просит учеников: «Мне хотелось бы, чтобы вы, беседовавшие со мной, рассказали впоследствии, что я был осужден не потому, что мне не хватало доводов на суде. Доводы не слушали. Вместо них сограждане ждали только покаяния. Ждали, чтобы я отрекся от себя. Словом, сказал все, что привыкли здесь слышать от других. Но все вы помните: в дни молодости, когда я сражался с оружием за великий город Афины, мне не раз угрожали смертью. Но никогда не прибегал к бесстыдству и трусости. А ведь на войне, как на суде, так легко убежать от смерти. Надо только бросить свое оружие и обратиться с мольбой к преследователям, надо только забыть себя и согласиться делать что угодно».

– «Забыть себя» и «Потерять себя» – есть разница в этих выражениях?

– Что же надо сегодняшнему жителю планеты, чтобы не потерять себя?

Задумаемся об этом. Постараемся вычленить главное, на чем зиждутся честь и достоинство человека. Что же вы сочтете главным?

– Уважение к личности, к любому человеку. И здесь важна способность слушать и слышать другого человека. Как говорил Сократ, понять, что другой – это ты, умение взять на себя ответственность, верность слову, дружбе, надежность, служение истине, готовность помочь слабому…

Подытоживая свои раздумья, подумайте о нравственном выборе в своей жизни, о месте чести в ней.

Честь – это моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, а также не позволяющее унижать достоинство личности, как свое, так и другого человека. Принимаете такое определение?

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

2 группа

ü О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому как он ими пользуется. Ларошфуко.

ü Достоинство – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Иммануил Кант.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Что такое достоинство личности? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надежность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество. Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство. Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Вовенарг Люк де Клапье де (1715- 1747 гг.), французский писатель моралист.

Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей фортуны он окажется не на своем месте.

Благосостояние создает немного друзей и много врагов.

Будьте осторожны с человеком, который внимательно входит во все ваши дела, но о своих делах помалкивает.

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них еще и недостатков.

В дружбе, браке, любви, словом, в любых человеческих отношениях мы хотим всегда быть в выигрыше, а поскольку отношения между друзьями, любовниками, братьями, родственниками и т. д. особенно тесны и многообразны, не следует удивляться, что в них ждет нас больше всего неблагодарности и несправедливости.

В здоровых совесть самонадеянна, в слабых и несчастных – робка, в нерешительных – беспокойна и т. д. Это голос, повинующийся чувству, которое господствует над нами, и мнениям, управляющим нами.

В любом деле так называемые порядочные люди выигрывают не меньше всех прочих.

В мысли, с самого начала рассчитанной на обнародование, всегда есть оттенок фальши.

В наши дни под дурным слогом многие люди разумеют простое, без шуточек, острот и прикрас изложение истины.

В старости не увеличивается число друзей: все потери тогда безвозвратны.

В теории нет ничего проще равенства; на деле же нет ничего невыполнимее его и химеричнее.

Великие люди бывают великими иной раз даже в мелочах.

Велики людские притязания, а цели – ничтожны.

Великие философы – гении в области разума.

Великим государственным человеком бывает тот, после которого остаются великие и полезные для человечества памятники.

Во все времена бывали недоумки, вынужденные искать славы единственным доступным им путем – оспаривая чужую славу, но когда люди такого сорта начинают задавать тон, это означает, что век вырождается, ибо подобные вещи могут происходить лишь там, где вывелись великие люди.

Все люди родятся искренними и умирают лжецами.

Все, что несправедливо, оскорбляет нас, если не приносит нам прямой выгоды.

Всего больше ошибок делают люди, которые действуют по зрелому размышлению.

Высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарования.

Гениальность не подделаешь.

Главные обязанности людей основаны на их беззащитности друг перед другом.

Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов и заключений – а в этом вся суть.

Глупо ласкать себя надеждой, будто мы способны убедить других в том, чему и сами не верим.

Гордость – утешительница слабых.

Даже у молодой женщины меньше поклонников, чем у богача, который славится хорошим столом.

Двоедушные люди легко меняют свои правила.

Для высокопоставленного человека нет ничего легче, нежели присваивать себе знания окружающих.

Для того чтобы стать ловким, нужно меньше усилий, чем для того чтобы им казаться.

Достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.

Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности.

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.

Если даже предусмотрительность не может сделать нашу жизнь счастливой, то что уж говорить о беспечности!

Если советы страсти более смелы, чем советы рассудка, то и сил для исполнения их страсть дает больше, чем рассудок.

Если хотите высказывать серьезные мысли, отучитесь сперва болтать вздор.

Если человек уже не нравится женщинам и знает это, он быстро излечивается от желания нравиться.

Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство.

Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки.

Женщине не следует притязать на ум, королю – на красноречие или поэтический дар, воину – на тонкость чувств или обходительность – таков общий суд; неумение видеть дальше собственного носа умножает эти правила и законы, ибо чем ограниченней ум, тем больше он стремится всему поставить пределы. Но натура смеется над нашими ребяческими требованиями, она вырывается из теснин предрассуждений и творит ученых женщин и королей поэтов, невзирая на все возведенные нами преграды.

Женщины и молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают склонность.

Женщины неспособны постичь, что существуют мужчины, к ним равнодушные.

Жестче всего тот, кто мягок из корысти.

Живость ума зависит от быстроты его операций. Она не обязательно связана с изобретательностью. Тяжелый ум бывает изобретательным, а живой ум – бесплодным.

Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное .

Зависть не умеет таиться: она обвиняет и осуждает без доказательств, раздувает недостатки, возводит в преступление незначительную ошибку. Она с тупой яростью накидывается на самые неоспоримые достоинства.

Из двух этих чувств, то есть сознания своей силы и сознания своего ничтожества, родятся самые великие страсти; сознание своего ничтожества побуждает нас вырваться за рамки собственной личности, а чувство своей силы поощряет в этом и ободряет надеждой.

Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь.

Иные живут счастливо, сами того не зная.

Иные оскорбления лучше проглотить молча, дабы не покрыть себя бесчестием.

Искусство нравиться, искусство мыслить, искусство любить, искусство говорить! Сколько прекрасных правил и как мало от них проку, если они не преподаны самой природой!

Искусство нравиться – это умение обманывать.

Истина – солнце разума.

Истинные политики лучше знают людей, чем присяжные философы; я хочу сказать, что они – большие философы.

Как знать, может быть, именно страстям обязан разум самыми блистательными своими завоеваниями.

Как мало полезны наилучшие советы, если даже собственный опыт так редко учит нас.

Какое это изумительное зрелище – наблюдать, как люди, втайне порываясь вредить друг другу, тем не менее помогают один другому наперекор своим склонностям и намерениям!

Какую бы нежность мы ни питали к своим друзьям или близким, никогда не бывает, чтобы счастья другого оказалось достаточно для того, чтобы сделать и нас счастливыми.

Когда я вижу человека, превозносящего разум, я готов держать пари, что он неразумен.

Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего.

Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов.

Кто ищет славы на пути добродетели, тот лишь требует награды по заслугам.

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

Кто неспособен выдумывать небылицы, у того один выход – рассказывать были.

Кто неспособен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.

Кто презирает людей, тот обычно считает себя великим человеком.

Кто способен все претерпеть, тому дано на все дерзнуть.

Кто уважает себя, внушает почтение другим.

Легкомысленные люди склонны к двоедушию.

Легкомыслие – отсутствие порядка и глубины в мыслях.

Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.

Легче навести на себя лоск всезнайства, чем приобрести немногие, но прочные знания.

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими.

Ленивые всегда собираются что то сделать.

Лжец – человек, не умеющий обманывать, льстец – тот, кто обманывает обычно лишь глупцов.

Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое выражает лишь физические свойства – например крепкое здоровье и т. д. И все таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, – например оспины, болезненная худоба и пр.

Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что – любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения.

Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.

Любая страсть, владеющая человеком, как бы открывает прямой доступ к нему.

Любовный порыв – первый творец рода человеческого.

Любовь сильнее самолюбия: женщину можно любить, даже когда она презирает вас.

Любящая женщина или раба, или деспот.

Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.

Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

Люди не в силах устоять перед лестью, и даже понимая, что им льстят, все равно попадаются на эту удочку.

Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.

Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, – им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков.

Люди презирают литературу потому, что судят о ней, как о ремесле, – с точки зрения полезности ее для успеха в жизни.

Люди редко примиряются с постигшим их унижением: они попросту забывают о нем.

Люди с пылкими характерами редко бывают постоянны в дружбе.

Мало бывает несчастий безысходных; отчаяние более обманчиво, чем надежда.

Мало кому удавалось совершить великое деяние по чужой подсказке.

Меланхолики пылки, робки, неспокойны, и в большинстве случаев лишь честолюбие да гордость спасают их от тщеславия.

Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас.

Молодые люди меньше страдают из за своих оплошностей, чем от благоразумия стариков.

Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.

Мужество помогает в несчастьях больше, чем разум.

Мужество – светоч в превратной судьбе.

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья мои?

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых.

Мы куда усердней подмечаем у писателя противоречия, часто мнимые, и другие промахи, чем извлекаем пользу из его суждений, как верных, так и ошибочных.

Мы не доверяем даже умнейшим людям, когда они советуют, как вести себя, но не сомневаемся в непогрешимости собственных советов.

Мы считаем себя вправе осчастливливать человека за его собственный счет и не желаем, чтобы он был счастлив сам по себе.

Мы так хотим заслужить уважение, что порою и впрямь становимся достойны его.

Надежда – единственное благо, которым нельзя пресытиться.

Надежда – самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ.

Наиболее ненавистный род неблагодарности, но вместе с тем самый обычный и наиболее исконный – это неблагодарность детей по отношению к родителям.

Наивность лучше дает себя понять, чем точность: это язык чувства, он предпочтительнее языка воображения и разума, поэтому он прекрасен и общепонятен.

Наслаждение есть плод труда и награда за него.

Насмешка – детище удовлетворенного презрения.

Насмешка – хорошее испытание для самолюбия.

Наш разум скорее проницателен, нежели последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.

Наши заблуждения и разногласия в области морали происходят потому, что мы смотрим на людей, как если бы они могли быть совершенно дурными или совершенно хорошими.

Не будем принимать на веру ходячее мнение, будто все заложенные в природе вещей удовольствия порочны. Что ни век, что ни народ, то новый набор воображаемых пороков и добродетелей.

Не иметь ни одного достоинства так же невозможно, как не иметь ни одного недостатка.

Не следует высмеивать – это лишь раздражает, но вовсе не обескураживает их защитников.

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая исконная – это неблагодарность детей к родителям.

Небольшое преимущество – иметь живой ум, если не имеешь верности суждения: совершенство часов не в быстром, а в верном ходе.

Неизменная скупость в похвалах – вечный признак посредственного ума.

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.

Немного великих дел можно свершить по совету.

Ненависть слабых менее опасна, нежели их дружба.

Необходимость избавляет нас от трудностей выбора.

Непринужденная беседа – лучшая школа для ума.

Несовершенство наших познаний отнюдь не более очевидно, чем их подлинность, и если их недостаточно для доказательства с помощью рассудка, этот недостаток с лихвой восполняется чутьем.

Несправедливость всегда оскорбляет наши чувства – разве что она приносит нам прямую выгоду.

Нет ничего полезнее доброго имени и ничто не создает его так прочно, как достоинство.

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.

Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.

Нет утраты болезненней и кратковременней, чем утрата любимой женщины.

Нет человека настолько остроумного, чтобы никогда не быть скучным.

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.

Низок душою тот, кто стыдится своей дружбы с людьми, чьи недостатки стали всем известны.

Ничто не может успокоить завистника.

Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие; оно – ярчайшая примета посредственности.

Новизна – единственная неоспоримая примета гения.

О людях надо судить не по тому, чего они не знают, а по тому, что знают, и насколько глубоко.

Об иных людях лучше промолчать, чем похвалить их по заслугам.

Обойти высокопоставленного человека с помощью лести нетрудно, но еще легче обольстить себя упованиями на него: надежда обманывает чаще, нежели хитрость.

Обычная глупость удачников – мнить себя ловкими умниками.

Одиночество для ума – то же, что голодная диета для тела: порой оно необходимо, но не должно быть слишком продолжительным.

Одна мода исключает другую: человеческий ум слишком узок, чтобы одновременно ценить многое.

Опасайтесь робких.

Опыт, показывающий, насколько ограничен наш разум, учит нас покоряться предрассудкам.

Отсутствие сердца восполняется самодовольством.

Отчаяние довершает не только наши неудачи, но и нашу слабость.

Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.

Перемены, необходимые государству, обычно происходят независимо от чьей либо воли.

По ложному пути идут женщины, избравшие своим оружием кокетство. Они мало в ком способны зажечь великую страсть, и не потому, что они, как принято считать, легкомысленны, а потому, что никто не хочет оставаться в дураках.

По утверждению одного писателя, женщина, уверенная в изысканности своей манеры одеваться, даже не подозревает, что когда нибудь над ее нарядом будут подсмеиваться, как над прической Екатерины Медичи: все наши излюбленные моды устареют еще раньше, быть может, чем мы сами и даже чем так называемый хороший тон.

Польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды.

Польза, приносимая пороками, всегда смешана с великим вредом.

Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем наши добродетели.

Постоянство – это всегдашняя мечта любви.

Поучения стариков подобны зимнему солнцу: они светят, но не греют.

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком.

Праздность более утомляет, чем труд.

Предел хитрости – управлять без силы.

Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие.

Привычка – всё, даже в любви.

Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.

Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.

Разум вводит нас в обман чаще, нежели наше естество.

Разум и чувство друг другу советуют и взаимно себя дополняют. Кто обращается лишь к одному из них и отказывается от другого, тот необдуманно лишает себя помощи, данной нам для руководства.

Робость можно определить как боязнь порицания, стыд – как уверенность, что оно неминуемо.

Самая новая и самая самобытная книга – та, которая заставляет любить старые истины.

Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.

Самые полезные советы – те, которым легко следовать.

Самыми лучшими министрами были те люди, которые волею судеб дальше всего стояли от министерств.

Сила или слабость нашей веры зависит скорее от мужества, нежели от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит им.

Случается также, что власть имущие пренебрегают весьма даровитыми людьми, поскольку те не пригодны для мелких должностей, а большие им давать не желают. При заурядных способностях выдвинуться куда легче: их обладателям везде найдется местечко.

Соблюдение целомудрия вменяется в закон женщинам, меж тем в мужчинах они превыше всего ценят развращенность. Ну, не забавно ли?

Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий.

Способность проникать, как и изобретательность, и всякий другой человеческий талант, не бывает при нас постоянно: мы не всегда расположены вникать в мысль другого.

Страстям мы обязаны, быть может, наибольшими победами ума.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.

Страх перед людьми – вот источник любви к законам.

Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека – о его узости и жестокосердии.

Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума.

Те, чьи занятия гнусны, – воры, например, или падшие женщины – кичатся своими низменными делами и каждого порядочного человека держат за дурака.

Терпение – это искусство надеяться.

То, что мы именуем блестящей мыслью, обычно представляет собой лишь ловкую, но лживую фразу; будучи сдобрена малой долей истины, она утверждает нас в заблуждении, которому мы сами дивимся.

Только женщинам простительны слабости, свойственные любви, ибо ей одной обязаны они своей властью.

Только тот способен на великие деяния, кто живет так, словно он бессмертен.

Торговля – это школа обмана.

Торгуя честью, не разбогатеешь.

Тот, кто способен всё вынести, может решиться на всё.

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

Тратить красноречие на соболезнования, когда заведомо известно, что горе притворно, значит бесстыдно ломать комедию.

Трусу приходится глотать меньше оскорблений, нежели тому, кто честолюбив.

Тщеславие есть самое естественное свойство людей, и вместе с тем оно то и лишает людей естественности.

Тщеславные люди – плохие дипломаты: они не умеют молчать.

Тяжелые унижения редко находят себе утешение: они просто забываются.

У женщин обычно больше тщеславия, чем темперамента, и больше темперамента, чем добродетели.

У завзятых остряков есть постоянное место в хорошем обществе – и всегда последнее.

У посредственных писак больше поклонников, чем завистников.

Уважению, как и любви, тоже приходит конец.

Удача, почитаемая всюду столь всемогущей, почти бессильна там, где нет природных дарований.

Узнать, насколько ловок человек, – вот иногда и вся польза, которую можно извлечь из назначения его на высокую должность.

Ум большинства ученых правильнее всего, пожалуй, уподобить человеку прожорливому, но с дурным пищеварением.

Ум достигает великого только порывами.

Ум не спасает нас от глупостей, совершаемых под влиянием настроения.

Ум нужней дипломату, чем министру: высокая должность избавляет иногда от необходимости иметь еще и дарование.

Ум – око души, но не сила ее, сила души – в сердце, то есть в страстях. Разум – самый просвещенный – не дает силы действовать и желать. Разве достаточно иметь хорошее зрение, чтобы ходить? Не нужно ли, кроме того, иметь и ноги, также желание и способность передвигать их?

Ум человеческий более проницателен, чем последователен, и охватывает более того, что он может связать.

Умеренность в великих людях ограничивает лишь их пороки.

Умеренность в слабых – это посредственность.

Умные люди были бы совсем одиноки, если бы глупцы не причисляли к ним и себя.

Уму только порывами дано взлетать к вершинам великого.

Умы нынче в такой низкой цене лишь по одной причине – развелось слишком много умников.

Управлять одним человеком иной раз куда труднее, чем целым народом.

Успех приносит мало друзей.

Хладнокровный человек походит на того, кто слишком много пообедал и после этого смотрит уже с отвращением на самое тонкое блюдо; кто тут виноват – кушанья или его желудок?

Хотите подчинить себе других – начинайте с себя.

Человек не настолько ценит себе подобных, чтобы признавать за другими способность отправлять высокую должность. Признать посмертно заслуги того, кто с нею успешно справлялся, – вот и все, на что мы способны.

Человек, от которого никому нет проку, поневоле честен.

Человек словно рожден для того, чтобы дурачить других и самому оставаться в дураках.

Человека называют бесхарактерным, если его слаба, легкомысленна, непостоянна, но даже эти недостатки все равно образуют характер.

Человеколюбие – вот первейшая из добродетелей.

Чем больше в человеке сильных, но разноречивых страстей, тем меньше он способен первенствовать в чем бы то ни было.

Чем умнее человек, тем более он склонен к непонятному безрассудству.

Честолюбие – примета дарования, мужество – мудрости, страсть – ума, а ум – знаний, или наоборот, потому что от случая или обстоятельств любое явление то хорошо, то дурно, то полезно, то вредно.

Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.

Что одним кажется широтой ума, то для других всего лишь хорошая память и верхоглядство.

Чужое остроумие быстро прискучивает.

Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения.

Я всегда находил смешными попытки философов выдумать добродетель, несовместную с природой человека, а выдумав ее, холодно объявить, что добродетели вовсе не существует.

Я провожу весьма серьезное различие между глупостями и безумствами: посредственность может не творить безумств, но непременно делает много глупостей.

Язык и мысль ограниченны, истина же беспредельна.

Ясность – вот лучшее упражнение глубокой мысли.

Лейтмотивом всей повести «Капитанская дочка» стала тема чести и достоинства человека в любых жизненных обстоятельствах. Она прослеживается на примере положительных и отрицательных героев повести.

Пётр Гринев является представителем офицерского дворянства, который, по совету отца, выбрал серьёзную службу, а не бессмысленное прозябание в столице. С самого детства он получал достойное воспитание и знал, что по совести и чести надо жить всегда. Гринев был чужд всему злому и несправедливому. Относился трепетно и заботливо даже к своему слуге Савелию и незнакомому проводнику, который оказался бунтарём и беглецом. За помощь он отблагодарил чужака своим заячьим тулупчиком, тем, что было самого ценного на тот момент.

Конечно, любой благородный поступок судьба всегда вознаградит. Хотя никакой корысти Гринев в тот момент не имел. Только сама жизнь расставила все по местам.

Очень ярким эпизодом в повести является вторая и третья встреча Петра с Пугачевым.

Попав в плен, офицер Гринев не теряет своего достоинства и не предаёт императрицу, которой присягал в верности. Не боясь смерти, он отстаивает свою позицию перед бунтарём. Но Пугачев, несмотря на его бунтарство и народный дух, как и Гринев, знает законы чести и достоинства. Он восхищён его героизмом и преданностью идеалам. Поэтому решает помиловать Гринева, несмотря на то, что Пётр не перешёл на его сторону.

В этом эпизоде Пушкин показал, что порядочным и честным может быть не только человек из высшего сословия, но и обычный простолюдин обладает чувством собственного достоинства и долга перед другим человеком. Ещё раз такое сопоставление мы видим в эпизоде, когда Пугачев помогает Гриневу с освобождением Маши и отпускает их.

Тему чести и достоинства Пушкин подаёт нам и с позиции Маши. Простая девушка из благородной семьи проживает свои дни в деревне. Она уже и не надеется выйти замуж, но судьба благосклонна к ней и дарит любовь к Гриневу, который тоже испытывает такое чувство. Конечно, у Маши была возможность удачно выйти замуж за Швабрина, но девушка тонко чувствует его фальшь и подлость. Она не может выйти по расчёту, совесть ей этого не позволит сделать. Находясь в плену у Швабрина, она готова умереть, но не быть подвластной его воле. Робкая и трусливая в начале, Маша становится храброй и решительной в борьбе за своего любимого. Любовь, а не богатство является смыслом её жизни. Девичья честь спасена людьми, являющимися врагами на поле боя.

Пушкин в своей повести на примере положительных героев доказал, что в любой ситуации можно оставаться человеком и не идти против своей совести и чести.

Сегодня такая позиция является актуальной для многих людей, а повесть до сих пор интересна современному читателю.

Сочинение » Капитанская дочка - Пушкин » Сочинение на тему чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

торгуя честью не разбогатеешь сочинение

Два случайных аргумента по теме "Честь и бесчестие" к ЕГЭ:

1) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: "А разве ты не боишься покойников?" "С вами мне ничего не страшно!" - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

2) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывается, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой природе многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

Пример использования

Например, на ЕГЭ вам достался текст Д. Гранина на тему чести. Воспользовавшись нашей услугой "Готовые аргументы к сочинению на ЕГЭ", вы получаете следующие два аргумента * :

1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль.

Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.

В результате бо́льшая часть сочинения у вас уже написана: 150 слов (аргументы) из 200 (полный объем ответа, требуемого на ЕГЭ).

* Выбор аргументов по заданной теме производится автоматически, с каждым новым разом вы получаете новую пару аргументов.

Школьный ассистент - готовые сочинения по русскому языку и литературе

Что такое честь? Что она значит в жизни человека? Следует ли жертвовать ею ради своих корыстных целей? Честь - это достоинство человека, который вызывает общее уважение и почет, а также собственное чувство гордости. Без чести человек не сможет ничего достичь в жизни, ведь люди не будут воспринимать ее серьезно. А торговать честью и достоинством ради высокого титула - это бессмыслица. Я считаю, что человек без чести будет лишь «снижать планку» своего статуса в обществе. Я хочу рассмотреть эту проблему, анализируя поведение господина Журдена - главного героя комедии Мольера « Мещанин во дворянстве». Во-первых, я считаю, что человека без чести не будут уважать окружающие, и такой человек будет выглядеть очень плачевно. Вспомним, например, посвящение господина Журдена в несуществующий сан «маа-муж» - он настолько хотел стать высшим за залогом, который потерял собственное «лицо», достоинство. Его никто не воспринимал, как он того хотел. Господин Журден сам из себя сделал посмешище.

Во-вторых, такого человека будут использовать ради своих корыстных целей другие. Так граф Дорант, знавая, что господин Журден имеет много денег, часто набирал взаймы у него «кругленькую» сумму и не собирался отдавать долг. Граф, как и его жена мадам Доримена, пренебрегал Журденом, как только может дворянин пренебрегать буржуазией, в то время, как последний считал этих аристократов своими друзьями, и более того - даже боялся их, благоговейно смотря на них снизу вверх.

Журден некогда не противоречил графу Доранту, ведь хотел быть ближе к такому желательному и такому далекому аристократическому миру. Пренебрегают Журденом и обманывают и учителя, а он верит им и платит деньги лишь за красивые слова. И вдобавок Журден, совсем потеряв голову, старается выдать дочь за первого лучшего аристократа, не подозревая, как непривлекательно это выглядит в глазах окружающих. Он не слушает никого, стойко, как осел, отстаивает свою точку зрения, и делает это всегда, даже если совсем неправ.

Итак, ослепленный внешней привлекательностью аристократического мира, Журден теряет свою честь и достоинство. Это бессмысленное стремление стать аристократом лишило его способности размышлять трезво и сделало посмешищем. Мольер высмеивает самоунижение и отсутствие достоинства в Журдена, ведь считает, что здравый смысл и искренность всегда побеждают.

Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru

Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.

Внимание, только СЕГОДНЯ! «Торгуя честью, не разбогатеешь», - сказал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в XIX веке. А сейчас XXI век, но актуальность этого высказывания очевидна: и в нашем столетии встречаются люди, для которых слово «честь» - пустой звук. К счастью, есть и те, кто «бережёт честь смолоду», выбирая путь правды и справедливости, понимая, что путь бесчестия – это дорога в никуда. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (68 слов) Уверена, государственные служащие, наделённые властью, как никто другой, должны соблюдать кодекс чести. Ведь это они – слуги народа. Увы, порой этого не происходит. Давайте вспомним комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Многие современные чиновники своими поступками и поведением похожи на гоголевских героев. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Он умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя. Для него неважно, как на самом деле идут дела в городе. На первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий - «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки». Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив. Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Для этого человека слово «честь» - ничего не значит. Согласитесь, в Антоне Антоновиче легко узнаются черты некоторых наших градоначальников... К счастью, не желают торговать честью те, кто искренне любит свою Родину, окружающую их природу, кто готов жизнь отдать за то, чтобы в мире воцарилась гармония. Я думаю, что все знают Егора Полушкина, героя повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!» Такие люди, как Егор, никогда не будут торговать честью! (342 слова) И в заключение мне бы хотелось сказать, что в понятие «честь» заложено стремление к нравственному идеалу. К сожалению, многие люди разучились видеть разницу между словами «честь» и «бесчестие». Надо понимать: потеря чести ведет к негативным последствиям: либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе и вредит людям. Но, пока жив человек, жива и честь. Об этом очень точно сказал известный американский философ Бенджамин Франклин: «Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».(494 слова) Ангелина Ященко, 11 класс