Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Омонимы и их употребление

Учитель русского языка

И литературы

МАОУ СОШ № 7

Тема: Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление (по учебнику).

Цель урока: закрепить с учащимися понятие «омонимы » и «паронимы », разобрать разновидности омонимов, их употребление в тексте.

Ход урока.

1. Проверка д. з.

Беседа с классом:

Назовите изобразительно-выразительные средства русского языка.

Для чего они служат?

Орфографическая и пунктуационная пятиминутка. Расставить знаки препинания. Синтаксический разбор предложения.

Солнце стояло уже после полудня, когда из-за дальнего холма снова высунулась по дороге длинная тёмная стрелка и сразу густо взвилась пыль на горизонте.

Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко.

Садясь в коляску и глядя на тёмный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспомнил всё сразу: и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы - и подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны , то каков же должен быть город.

2. Новый материал. Беседа с использованием учебника.

Что называется омонимами?

Как отличить омонимы от многозначных слов?

Какие бывают виды омонимов? (омоформы, омофоны, омографы).

Омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём)
Омонимы - слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.
Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению.
Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса).
Ключ - музыкальный знак; ключ - от двери; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ; ключ - информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ - подсказка, шпаргалка, ответ на задание.
Бабочка - насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка.
Лук - растение; лук - оружие.
3: Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т. д.); ручка - человеческая рука; ручка - дверная ручка.
4: Кисть - связка верёвок; кисть - руки; кисть - ягод (кисть рябины); кисть - кисточка (для рисования).
Рысь - бег (напр. лошади); рысь - животное.
Тройка - лошадей; тройка - отметка; тройка - судебный орган НКВД; тройка - костюм.
Мир - вселенная; мир - отсутствие войны, вражды.
Вестовой - подающий весть, сигнал о чём-нибудь; вестовой - в армии: рядовой для посылок по делам службы.
Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои); балка - длинный овраг; балка и балка - лексические омонимы.
Киви - фрукт; киви - птица.
Омофоны:
порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, туш - тушь, падёж - падёшь, бал - балл, косный - костный, предать - придать, эмитировать - имитировать.
ОМОГРАФЫ:
бе́рег - берёг (точки над ё)
бе́регу - берегу́
бо́льшая - больша́я
бо́ры - боры́
бо́чка - бочка́
бро́ня - броня́ (близки по смыслу)
бу́ри - бури́

Омоформы:

Что называется паронимами?

Что называется синонимами (антонимами)?

Для чего они служат в речи?

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения:

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами:

Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.
(М. Исаковский.)

Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.

Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значение.

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.

Смешение паронимов – грубейшее нарушение литературных форм словоупотребления.

3. Закрепление.

А) Что лежит в основе загадок: омонимия или многозначность слова?

Какой птицей можно из колодца воду достать? Какую строчку не прочитает ни один грамотей? Какая мушка не летает?

Б) Прочитайте стихотворения Я. Козловского. Какое явление языка вы здесь наблюдаете?

Упражнение №13 письменно, самостоятельно.

Упражнение № 18 (у доски).

Упражнение № 22.

Красивый - очаровательный; дружба - товарищество; смеяться – радоваться; множество - тьма; дефект – неисправность; воспоминания - мемуары; осторожность - бдительность; защитник - заступник; торжественность - праздничность; преимущество - приоритет; победить - одолеть; близкий – родной.

Он (Сережа) от души смеялся своим звонким, отчётливым и чрезвычайно увлекательным смехом.

Упражнение № 28 самостоятельно.

Словарный диктант.

Взгромоздившись на верх ели, благословив сына, пребывая в состоянии умиротворения, изобразив слева на картине, ничуть не жалея о потраченном времени, явно преувеличивая, претерпев лишения, претворив в жизнь мечту, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, неизвестное учёным созвездие, не преодолев препятствия, не участвуя в соревнованиях.

4. Домашнее задание:§ 4-7, упр. 19. Выставление оценок.

Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый - отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Роль синонимов в тексте Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют: - уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными , вычурными ,невероятными . (И. Е. Репин); - выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это - моя родина , моя родная земля , мое отечество , - и в жизни нет горячее , глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой); - обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно былоочаровывать , пленять , сводить с ума . (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет . (Ф. М. Достоевский); - более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцемсмущения , стыдливости , застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)

Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Роль антонимов в тексте Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность , старость и молодость ,красота и безобрази е - это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева); Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой); - дать более полную характеристику какого-либо явления; - выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры , с другой - ручеек литературы подлинно художественной . (Из газет); - усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар , то в холод , то в свет , то в темень , в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить , Которое усталоненавидеть . (Н. А. Некрасов)

На использовании антонимов основан специальный стилистический прием - антитеза .

Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак - изъян и брак - женитьба, брань - ругань и брань - война, лавка - скамья и лавка - магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм - снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания - кампания, обижать - обежать, придел - предел, седеть - сидеть ), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá - мýка , сéло - селó , домá - дóма ) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом - мой руки, три товарища - пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.

Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте ...» И его уволили . (Э. Кроткий)

Паронимы , т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения(индивидуальность - индивидуализм, дымный - дымовой, шумный - шумливый, плата - выплата), обладают большой выразительной силой.

Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:

Для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром , какой же это мэтр , это сантиметр! (К. Чуковский)

Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр - метр .

Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.

Теперь (ныне, нынче, сегодня, сейчас, в настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных (родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай...вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю - стою над могилой, думаю (мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума (мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем - простая (бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый (добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.

Упр. 43. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.

У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни - это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, - и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 - плохая, 2 - записывать, 3 - как правило, 4 - теряются, 5 - исчезают, 6 - показаться, 7 - любой, 8 - свой, 9 - встречи, 10 - события, 11 - убедитесь, 12 - восстановить.

Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.

1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом - вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)

2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)

Упр. 45. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)

3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)

4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)

Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.

1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, -
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать - все мы человеки.

2) Таит молодое чело
По воле - и радость и горе,
В глазах - как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.

3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись - и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила - там и слабость, где слабость - сила, радость - горе, легкость - трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна - смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность - трудом, скуку - радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.

1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)

2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)

3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)

4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)

5) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса? (Я. Козловский)

Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.

1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать. 2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной. Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология, может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков) 4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм). (И. Северянин)

Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.

Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели.


Похожая информация.


Тема: Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Ключевые понятия: синонимы, абсолютные синонимы, стилистические синонимы, смысловые синонимы, однокоренные синонимы,
антонимы, омонимы, лексические омонимы, омоформы, омофоны, паронимы, парономазия

Лекционный материал

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)
Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).
Типы синонимов:
а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лингвистика – языкознание);
б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);
в) смысловые: гнев – ярость (сильный гнев);
г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (алый – красный).
Функции синонимов в речи:
а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);
б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);
в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Стилистическая функция синонимов выражается:
а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);
б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);
в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).
Антонимы чаще всего называют:
– качественные признаки (добрый – злой);
– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);
– количественные признаки (много – мало);
– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).
В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).
По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).
Антонимы используют :
– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». А.С. Пушкин);
– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;
– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);
– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).
Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.
Существуют различные разновидности омонимов:
– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
– омоформы (мой руки – мой пиджак);
– омофоны (леса – лиса);
– омографы (мУка – мукА).
Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).
Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).
Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).
Стилистические функции омонимов:
а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);


Правды не скроешь,
Знает весь свет:
Знания – сила!
Знания – свет!
(С. Маршак)

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С.Я. Маршак);
в) используются в детских стихотворениях:

Ежик выбежал из норки
И спросил у серой норки:
«Где вы были?» – «У лисички!»
«Что вы ели там?» – «Лисички!»

Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).
Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).
Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.
Типы паронимов:
а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);
б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг. – встать, стать – нейтр.).
Стилистические функции паронимов :
а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);
б) большая экспрессивность, выразительность речи:

Меня тревожит встреч случайность,
Что и не сердцу, не уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
(Е. Евтушенко)

в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)
Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную).

Слово является основной единицей речи и изучается в различных отделах языкознания. Так, звуковая сторона слова изучается в разделе Фонетика. Тут рассматривается наличие в слове гласных, согласных, количество ударных и безударных слогов и т.д. Его принадлежность к той или иной части речи изучается в разделе Морфология. Роль слова в предложении рассматривает раздел языка Синтаксис. Значение же слова, его смысл, сферу его употребления, стилистическую окраску, его историческое происхождение изучает раздел Лексикология.

  • Сходство предметов и явлений, обозначение их новым словом. Например: весть, молва, слух, сообщение, известие.
  • Из перехода слов другого языка в русский: зародыш - эмбрион, проводник - гид.
  • Из поэтической речи: палец - перст, чело - лоб, глаз - око, берег - брег.
  • Из просторечной, разговорно-бытовой, диалектной речи и из устойчивых словосочетаний: глаза - гляделки, свирепый - лютый.
  • Из разных корневых слов: метель, вьюга, буран.
  • Из терминологических сочетаний слов: воздушный флот - авиация, зубной врач - дантист.

Несколько близких по значению слов синонимов образуют синонимический ряд.

Синонимы русского языка играют большую роль в речи. Они помогают четче передать мысль, избегают ненужных повторений, показывают различные оттенки слов, явлений, качеств. Широко применяются в художественной, научной и разговорной речи: "Я загнул такую крюку, я прошел такую даль, я видал такую муку, и такую знал печаль". (А. Твардовский).

Теперь у вас есть представление о том, что такое антоним и синоним. Перейдём к паронимам.

Паронимы (греч. para - возле, ohyma - имя) - слова одного корня, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Так же, как и синонимы, антонимы, паронимы обогащают речь, помогают точно и правильно выражать мысль. С ними создают много каламбуров. Например: "Однажды медник, таз куя, сказал жене, тоскуя: задам же детям таску я, и разгоню тоску я!". Похожее созвучие, но совершенно разное значение слов дает яркую словесную игру.

Паронимы могут отличаться суффиксами: пойка - поение, отварной - отваренный. Имеют созвучные приставки: поехал - подъехал.

Поупражняйтесь!

Перед вами картина. Назовем ее "Чудеса природы". Действительно, удивительное сочетание льда, снега с пламенем закатного солнца. Попробуйте с помощью антонимов и синонимов составить красивый текст. Сделайте посмотрите, какими членами предложения они могут быть.

Знать, что такое антоним и синоним, пароним, умение употреблять их, украшать ими эмоциональную художественную, научную, разговорную речь дает вам широкие возможности. Они являются очень интересной особенностью любого языка.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Литературные нормы словоупотребления связаны с правильным (т.е. семантически точным, стилистически уместным) выбором слова, а также с грамматически и стилистически правильной сочетаемостью слов. Нарушение норм словоупотребления приводит: 1) к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению и синтаксическим связям слов (синонимов); 2) к неточному образованию и употреблению антонимов, 3) к смешению в употреблении однокоренных слов, близких по значению и сфере употребления, но разных по образованию (паронимов); к смешению одинаковых по фонетическому оформлению, произношению и написанию, но разных по значению слов (омонимов); 4) к многословию (плеоназмам), повторам (тавтологии); 5) к нарушению логической и лексической сочетаемости слов; 6) к неоправданной замене компонентов устойчивых фразеологических оборотов; 7) к смешению стилистически разнородной лексики. Отступление от норм словоупотребления приводит к нарушению таких важнейших требований к речи, как общепонятность и точность. Именно точность как признак культуры речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Поэтому при отборе лексических средств важно учитывать такие факторы, как многозначность слова, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления слова и др.

Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или близкие по смыслу. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения (их называют понятийными, или лексическими синонимами), стилистической окраской (сферой употребления) или тем и другим признаком одновременно. Понятийными синонимами являются пары слов: беззвучно - неслышно, смотреть - глядеть, думать - размышлять, внезапно -неожиданно.

В роли синонимов (особенно в языке художественной литературы) могут выступать такие слова, которые в обычном употреблении синонимами не являются (контекстуальные синонимы). Подобное употребление называется контекстуальным, оно обусловлено индивидуальным отбором слов только для данного контекста.



Антонимы - это слова с противоположным значением. Они обозначают семантически противоположные понятия, которые с точки зрения логико-предметных отношений соотносятся друг с другом. Антонимы могут выражать противоположные понятия времени (давно - недавно), места (верх - низ), пространства (север - юг), объема (большой - маленький), чувства, состояния (веселый - грустный), явлений природы (жара -холод) и т.д. Антонимами в определенной речевой ситуации становятся и такие слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений (контекстуальные антонимы). В художественной литературе антонимы встречаются в составе антитез (фигур, построенных на резком противопоставлении слов с противоположным значением), которые часто используются в пословицах и поговорках («Меньше говори, а больше делай»), а также в оксюморонах (сочетаниях слов, выражающих логически несовместимые понятия), например: убогая роскошь, живой труп, богатый нищий и др.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, имеющие, как правило, один корень и принадлежащие к одной части речи, например: дипломат - дипломант, адресат - адресант и др.

Омонимы - слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанные по значению.

Плеоназмом называют словосочетание, где одно из слов является лишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом, например: главная суть, январь месяц, возвратиться обратно и др.

Частным случаем плеоназма является тавтология - повторение одного и того же, например: моя автобиография, смелый риск, сегодняшний день, главная суть, первое боевое крещение и др.

Сочетаемость слов, определяемая связью предметов и явлений действительности, - это логическая (семантическая) сочетаемость. Нарушение логической сочетаемости приводит к алогизмам. Например: Современные ракеты приближаются к скорости света (сопоставление ракет и скорости алогично). Стилистические ошибки (то есть нарушение норм стилистической сочетаемости) возникает из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов, хотя с логической стороны такая связь не вызывает возражений. Например: В деревне возвели свинарник.

Фразеологические обороты - это обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся лексических единиц. Они состоят из двух или нескольких слов, целостны по своему значению и устойчивы по своей структуре. К фразеологии нередко относят крылатые выражения, общеизвестные афоризмы, цитаты из произведений, ставшие общеупотребительными, а также пословицы и поговорки. Ярко выраженной экспрессивностью обладают прежде всего разговорные фразеологизмы, пословицы и поговорки и фразеологические выражения каламбурного характера (как собаке пятая нога, семь пятниц на неделе, переливать из пустого в порожнеё).

Домашнее задание

Многозначность слов. Употребление слов в переносном значении

Задание 1. Определите значение слова «высокий» в следующих словосочетаниях, пользуясь материалами словаря: высокий - 1) большой по протяженности в направлении снизу вверх; 2) превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный; 3) выдающийся по своему значению, очень важный, почетный (книжн.); 4) очень значительный, возвышенный по содержанию (книжн.); 5) очень хороший; 6) тонкий, звонкий, производимый колебаниями большой частоты.

Высокая награда, высокие потолки, высокое давление, высокий урожай, высокие цены, высокие темпы, высокий гость, высокий стиль, высокий звук, высокая поэзия, высокое мнение, высокий голос, высокая ответственность, высокий лоб, высокие облака, высокое напряжение, высокая культура, высокое положение, высокое качество, высокая нота.

Задание 2. Установите, какое значение (прямое или переносное) приобретают прилагательные в сочетании с существительными, стоящими в скобках.

Легкий (груз, задача, дорога, материя). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). Громкий (выстрел, дело, крик). Холодный (ветер, чай, взгляд, комната).

Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Задание 3 . Укажите «лишнее» слово в синонимическом ряду .
1) чахнуть, угасать, таять, устать;
2) воображение, вымысел, фантазия, грёза;

3) хвастаться, лукавить, лицемерить, хитрить;

4) робеть, бранить, опасаться, трусить;

5) освоить, усмирить, овладеть, усвоить.

Задание 4. В данных словосочетаниях подберите к выделенным словам антонимы..

Вершина горы, пологий берег, тихий город, глубокие знания, полезные навыки, время прилета, разнообразные примеры, появляться неожиданно, корыстный человек.

Задание 5. Используя словарь паронимов,напишите различия между словами.

Безответный - безответственный, двойной - двойственный, осудить - обсудить, подпись - роспись, усвоить - освоить, боязливо - боязно, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, контакт - контракт, гордыня - гордость, преемник - приемник, лесной – лесистый, одеть – надеть, шутливый – шуточный, человеческий – человечный, эффектный – эффективный, динамичный – динамический, длинный – длительный, нестерпимый – нетерпимый, обидный – обидчивый, царский – царственный, дружеский – дружественный.

Задание 6. Какой из приведенных в скобках паронимов вы предпочтете?

1 По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве (проведенной - произведенной) работы и (предоставленный - представленный) отчета. 2. Впечатлений от поездки осталось много, но главное - это исключительно (дружеский - дружественный) отношение к нам народа, проживающего в этой стране. 3. Эти модели после (апробирование - апробация) переданы в массовое производство. 4. Люди часто не понимают (существо - сущность) происходящих событий. 5. Испытание нового механизма (проводится - производится) в течение месяца. 6. При переиздании произведения писатель внес немало (стилевых, стилистических) исправлений. 7. В развитии русского языка немало-важную роль играют внеязыковые (факты, факторы). 8. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 9. Ученые успешно (провели, произвели) раскопки города древних инков.

Плеоназмы, тавтология

Задание 7. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой. 5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 7. При такой обработке много древесины пропадает зря.

Задание 8. Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3, В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

Задание 9. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 2. Я увидел молодого юношу, который с удовольствием взялся за дело. 3. Иногда в нашей студии происходят забавные курьезы. 4. Экологическая ситуация осложняется антропогенной деятельностью человека. 5. Если вы любите темный чай - не кладите лимон: он обесцвечивает цвет чая. 6. Такой масштаб
памятника лучше соизмерим в размером площади и характером архитектуры
этой части города. 7. Депутату приходится встречаться со всеми социальными
слоями общества. 8. Чувства эмоций не возобладали над разумом.

Сочетаемость слов

Задание 10. Устраните ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.

1. Говорите ваш вопрос: я жду. 2. Среди представителей передовой общественной мысли возникли пути преобразований, которые могли спасти Россию от неминуемой катастрофы. 3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 4. Почти каждая глава занимает какое-то событие от начала до конца. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 7. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова. 8. У нас установились человеческие и деловые отношения. 9 Наблюдается чудовщное улучшение условий жизни москвичей. 10.Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством панадол.

Задание 11. Укажите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

Упал вниз, букинистическая книга, странный парадокс, будущая перспектива, преобладающее большинство, очевидное-невероятное, ночная серенада, первая премьера, временный цейтнот, демобилизация из армии, мизерные мелочи, частная собственность, ведущий лидер, прогрессировать вперёд, три единственные дочери, пернатые птицы, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, страшная красавица

6. Употребление заимствованных слов

Задание 12. Определите, правильно ли употреблены в предложениях иностранные слова. При выполнении задания обратитесь к словарю иностранных слов.

1. В вузах города постоянно совершенствуется учебный процесс, растет
контингент студентов. 2. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила
науке. 3. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия. 4. Древние города явились цитаделью русского национального зодчества. 5. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки
остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулирова л в себе русскую культуру. 7. Основное внимание в этой книге уделено ранним проявлениям, дебюту астмы. 8. Для нашего города характерна выставочная экспансия. 9. Современные условия способствуют появлению когорты мелкоплавающих музыкантов.

Задание 13. Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 14. Объясните (письменно) разницу между близкими по значению иноязычны-
ми и русскими словами.

Антракт - перерыв, апатия - безразличие, дискуссия - спор, водоем - бассейн, инцидент - случай, оппонировать - возражать, миниатюрный - маленький, диплом - свидетельство, митинг - собрание, афиша - объявление, оранжерея - теплица.