Юрий долгорукий успенский собор спасская башня город. Московский Кремль — державный венец России

Материалы рубрики готовятся редакцией «Вокруг света» совместно с Центром Всемирного наследия, Париж.
Актом высокого международного признания исторической и художественной ценности архитектурных шедевров Московского Кремля и Красной площади явилось их включение в 1990 году в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Московский Кремль — символ Москвы, символ России... Сама история распорядилась так, что некогда рядовое славянское поселение, расположенное в лесной глуши Владимирского княжества, превратилось со временем в столицу крупнейшего государства...

Первое документальное свидетельство о Москве относится к 1147 году, времени княжения сына Владимира Мономаха — Юрия Долгорукого.
При князе Дмитрии Донском были возведены белокаменные стены и башни Кремля. В 1485 — 1495 годах Кремль основательно перестраивается. Именно в эти годы он стал красно-кирпичным, приобрел нынешний свой облик и достиг современных размеров.

Кремль занимает площадь почти 28 гектаров. По всему периметру Кремля — 18 встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская. Самая известная среди других — Спасская башня, она издавна была главными воротами Кремля, имеет 10 этажей и высоту 71 метр. Кремлевские куранты помещаются в шатровом завершении Спасской башни.

На территории Кремля находятся также такие уникальные культурные объекты, как Большой Кремлевский дворец. Сенат, колокольня «Иван Великий», Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы...

Оружейная палата, расположенная у Боровицких ворот, — старейший российский музей-сокровищница. Здесь представлено более 4000 экспонатов, в том числе царские троны. А неподалеку стоит Царь-пушка — шедевр русского оружейного мастерства, ее вес 40 тонн, длина более 5 метров. Царь-колокол — самый большой в мире. Его высота — 6 метров, и весит он 200 тонн.

В Кремле всегда многолюдно. Посетители восхищаются непреходящей красотой архитектурных шедевров, олицетворяющих историю и культуру России.

1 Кутафья башня (вход в Кремль)
2 Троицкая башня (вход в Кремль)
3 Комендантская башня
4 Оружейная башня (вход I Кремль)
5 Боровицкая башня (вход Кремль)
6 Водовзводная башня
7 Благовещенская башня
8 Тайницкая башня
9 1-я Безымянная башня
10 2-я Безымянная башня
11 Петровская башня
12 Беклемишевская башня
13 Константино-Еленинская башня
14 Набатная башня
15 Царская башня
16 Спасская башня
17 Сенатская башня
18 Никольская башня
19 Угловая Арсенальная башня
20 Средняя Арсенальная башня
21 Успенский собор
22 Благовещенский собор
23 Архангельский собор
24 Церковь Ризположения
25 Патриаршие палаты

26 Церковь Двенадцати апостолов
27 Колокольня Ивана Великого
28 Звонница
29 Соборная площадь
30 Царь-пушка
31 Царь-колокол
32 Оружейная палата
33 Большой Кремлевский дворец
34 Грановитая палата
35 Теремной дворец
36 Домовые церкви
37 Сенат
38 Арсенал
39 Артиллерийская коллекция
40 Ивановская площадь
41 Государственный Кремлевский дворец
42 Покровский собор
43 Мавзолей Ленина
44 Государственный исторический музей
45 Красная площадь
46 Александровсий сад
47 Москва-река
48 Троицкий мост
49 Васильевский спуск

Много веков стоит Кремль на высоком Боровицком холме, у самой Москвы-реки. Казалось бы, все тайны его должны быть давно известны людям, которые заняты изучением этого уникального памятника, получившего в наши дни статус Государственного историко-культурного музея-заповедника. И тем не менее чуть ли не каждый день приносит археологам, искусствоведам, архитекторам, реставраторам новые открытия. Вот некоторые из них.

Недавно в Кремле нашли уникальные вещи из княжеской казны, датированные XII веком. Они лежали под пятиметровым слоем земли в деревянном сундуке с медными ручками. Вероятно, их спрятали в страшные дни зимы 1237 года, когда небольшую еще Москву в течение трех дней осаждали орды хана Батыя. В то время княжил Владимир Юрьевич, внук Всеволода Большое Гнездо, глава одного из самых крупных государств Европы XII — XIII веков — обширного Владимиро-Суздальского княжества. Судя по всему, Владимиру выделили долю семейных сокровищ, когда он отправился на княжение в Москву.

Вещи, входящие в клад, великолепны и разнообразны. Это колты — крупные подвески в виде шестилучных звезд, покрытые мельчайшей зернью, височные кольца с ажурными бусинами, медальоны с изображением архангелов и процветших крестов, позолоченные нашивные бляшки для украшения одежды... А также золотой перстень восточной работы с арабской надписью: «Слава и успех, и власть, и счастье, и украшение владельцу сего». Это второе золотое изделие, найденное за всю историю археологических раскопок в Кремле. Среди шейных украшений оказались и полые подвески в виде жуков, орнаментированные полусферами, зернью и сканой проволокой. Похожие были найдены на территории Швеции, относятся они к эпохе викингов и датируются XI веком. На Руси такие подвески обнаружены впервые. Как они оказались в Московском Кремле?! Загадок немало.

Историков давно занимал вопрос: почему среди кремлевских церквей нахолился храм Козьмы и Демьяна — покровителей кузнецов. В ходе раскопок неподалеку от него, в самом Кремле, нашли многочисленные свидетельства работы с металлом, остатки сгоревшей при пожаре кузницы XV века, куски криц, обломки тиглей.

Кремлевская цитадель, как и лучшие средневековые крепости Европы, была богата наземными и подземными тайниками. Существовали ходы для вылазок и тайного забора воды, для сообщений между зданиями Кремля; имелись подземные палаты — пыточные, для хранения казны и оружия, палаты-тюрьмы. От подкопов оберегались слухами, то есть камерами с вмурованными в стены и своды слуховыми трубками, предназначенными для прослушивания. Слухами назывались и подземные галереи, проложенные перед крепостной стеной, их использовали при осадах, чтобы не допустить подкопов противника.

Подземные проходы вели и к приемной зале русских государынь. Очевидец XVI века, греческий епископ Арсений Елассонский писал о царицыной палате: «Чистейшим золотом сияла вся сферообразная храмина, и по хитрому устроению художника звонко отзывались в ней тихие слова. (При исследовании палаты на своде были обнаружены хорошо сохранившиеся, поставленные тесно друг к другу горшки, скрепленные кирпичной крошкой на извести.) Древние мастера часто использовали полые керамические горшки в кладке стен храмов для усиления звука в помещении.

Свод был облит золотом и украшен драгоценными изображениями. На стенах — удивительная стенопись с изображением деяний святых».
Сегодня тронная зала русских цариц соответствует живописному рассказу о ней епископа: реставрация уникального памятника, начатая в 80-х годах, завершена.

Интересна судьба некрополя Вознесенского собора. В нем обычно захоранивали царственных особ женского пола и великих княгинь. Несмотря на неоднократные попытки засыпать или уничтожить некрополь, его удалось спасти и перенести все в Подвальную палату Архангельского собора. В последние годы началось активное изучение захоронений, и открытия не заставили себя ждать.

По останкам Софьи Палеолог эксперты-криминалисты сумели восстановить ее скульптурный портрет. Теперь мы можем видеть: Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, византийская принцесса, приехавшая в Россию в 1472 году, была женщиной необычной красоты, с точеными чертами лица, волнистыми волосами, на которую поразительно похож Иван Грозный. И это неудивительно, ведь она являлась его родной бабушкой. Сейчас кропотливо воссоздается портрет матери Ивана Грозного. Одновременно работники музеев Кремля начали поистине «криминалистическое расследование» — кто из знаменитых женщин был отравлен? Путем сложных исследований сохранившихся останков определили: Анастасия Романова, первая жена Ивана Грозного, — одна из жертв подобного деяния.

В Кремле не прекращается работа по возрождению старинных символов и эмблем, бережно хранимых в исторической памяти народа.
Образ Святого Георгия Победоносца... Именно его считали владимирские, а затем и московские князья своим покровителем и заступником. Святой Георгий-воин почитался небесным покровителем основателя Москвы Юрия Долгорукого. Скульптурное изображение Георгия Победоносца работы скульптора Василия Ермолина украшало фасад Спасской башни Кремля. В 30-х годах нашего века оно было варварски разбито. И только в наши дни восстановлено.

Вновь в Кремлевских соборах совершаются торжественные богослужения. Наконец-то мы услышали разноголосье кремлевских колоколов...

Прежде в Москве многие узнавали их по голосам, а запевалой при всех звонах — праздничных и заупокойных — неизменно выступал Успенский колокол в Кремле. Сегодня вновь зазвучали все 22 кремлевских колокола. Некоторые из них в прошлом были подарены частными лицами, о чем свидетельствуют надписи. Это относительно небольшие колокола, ведь отливка была делом дорогостоящим из-за высокой цены на медь, да и за работу мастера брали «с пуда».

Многое еще предстоит открыть работникам Кремлевского музея-заповедника. Открыть, исследовать и восстановить.
Чтобы каждый пришедший сюда мог вслед за Лермонтовым воскликнуть: «...Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, видеть... надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!»

Татьяна Панова, заведующая археологическим отделом Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» / фото Юрия Масляева

Адрес: Россия, Москва
Начало строительства: 1482 год
Окончание строительства: 1495 год
Количество башен: 20
Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
Координаты: 55°45"03.0"N 37°36"59.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В самом сердце Москвы, на Боровицком холме возвышается величавый ансамбль Кремля. Он давно уже стал не только символом столицы, но и всей России . Сама история распорядилась так, что рядовой посёлок кривичей, раскинувшийся посреди лесной глуши, со временем превратился в столицу могучей российской державы.

Кремль с высоты птичьего полёта

Кремлём или детинцем в древней Руси называли центральную, укреплённую часть города с крепостной стеной, бойницами и башнями. Первый Московский Кремль, построенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, представлял собой деревянную крепость, окружённую рвом и валом. В княжение Ивана I по прозвищу Калита (денежный мешок) в Москве воздвигли дубовые стены и башни и заложили первое каменное здание — собор Успения Богоматери.

Вид на стены Кремля с Кремлёвской набережной

В 1367 году Великий князь Дмитрий Донской обнёс Кремль мощной крепостной стеной из белого известняка. С тех пор столица получила прозвище «Москва белокаменная» . Масштабное строительство развернулось при Иване III, который объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы и построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле.

Для строительства фортификационных сооружений Иван III пригласил архитекторов из Милана . Именно в 1485 — 1495 годах были построены существующие и поныне стены и башни Кремля . Верх стен венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» — они имеют тот же вид, что и зубцы итальянских замков. На рубеже XV — XVI веков Московский Кремль превратился в неприступную массивную крепость, облицованную красным кирпичом.

Вид на Кремль с Большого Каменного моста

В 1516 году вдоль укреплений, выходящих на Красную площадь , вырыли ров. После Смутного времени башни украсили шатрами, придав Кремлю современный облик.

Чудесное возвращение святыни Московского Кремля

Главной из 20 башен Московского Кремля по праву считается Спасская , созданная итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Спасские ворота издавна являлись парадным входом в Кремль, а куранты, помещённые в шатре башни, известны как главные часы страны. Вершину башни венчает светящаяся рубиновая звезда, но после распада СССР всё чаще появляются призывы убрать звезду и водрузить на её месте двуглавого орла. Своё название башня получила от надвратной иконы «Спаса Смоленского».

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Икона почиталась святыми, поэтому мужчины, проходя через ворота, перед образом Спасителя должны были снимать головной убор. Легенда гласит, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, то порыв ветра сорвал с его головы треуголку. Но на этом дурные предзнаменования не закончились: французы попытались похитить золочёную ризу, украшавшую образ Спаса Смоленского, но лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

В годы советской власти икону убрали с башни. Более 70 лет святыня считалась утраченной, пока в 2010 году реставраторы не обнаружили под слоем штукатурки металлическую сетку, скрывающую образ Христа. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы патриарх Кирилл торжественно освятил вновь обретённую икону над воротами Спасской башни.

Беклемишевская башня

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца , они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

Соборы Московского Кремля — «алтари России»

Сегодня Московский Кремль — это и место работы Президента РФ, и историко-культурный музей. Исторический центр Кремля представлен Соборной площадью с тремя соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским. Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём — только небо». Именно поэтому весь народ чтил указы царя, которые он провозглашал в Успенском соборе .

Этот храм с полным правом можно назвать «алтарём России». В Успенском соборе Кремля царей венчали на царство, избирали очередного главу русской церкви, а в гробницах храма обрели вечный покой мощи московских святителей. Архангельский собор, начиная с 1340 года и вплоть до XVIII столетия, служил усыпальницей московских князей и царей.

Архангельский собор Московского Кремля

Под его сводами на белокаменных плитах в строгом порядке установлены надгробия. Благовещенский собор был личным молитвенным домом московских князей: здесь они принимали крещение, исповедовались, венчались. По преданию, в подклетах этого храма хранилась великокняжеская казна. Соборную площадь окружают колокольня Ивана Великого , Грановитая и Патриаршие палаты. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земских соборов, а в Патриаршем дворце размещалась контора Священного синода.

Достопримечательности Московского Кремля

К более молодым постройкам Кремля относится Большой Кремлёвский дворец , построенный в середине XIX века по приказу императора Николая I. Сегодня в его стенах разместилась парадная резиденция Президента России.

Ильинская Полина.

Мы ездили на экскурсию в Кремль. Кремль расположен на Боровицком холме. В давние времена на холме был сосновый бор, поэтому его и назвали Боровицким. Его жители огородились частоколом, чтобы прятаться от разбойников. В 1156 году князь Юрий Долгорукий образовал настоящую крепость. Раньше Кремль был деревянным и поэтому часто горел. Сверху территория Кремля была похожа на большой треугольник. На месте Александрийского сада протекала речка Неглинная и впадала в Москву реку. Сейчас река Неглинная заключена в трубы. Москва расширялась в 1326 году. В течении четырнадцати лет Иван Калита строил, расширял Кремль. Возвели каменные соборы - Успенский и Архангельский. Соорудили высокую башню. Построили княжеские хоромы. В 1367 году внук Калиты князь Дмитрий приказал соорудить стены Кремля из камня. Стены и башни Кремля горожанам очень понравились. С тех пор Москву называют «белокаменной». При Иване III были построены стены Кремля, которые мы видим сейчас. Им больше пятисот лет, их строили итальянские мастера.

Маруся Козлова

Мы с классом ездили в Московский Кремль. Основал Кремль русский князь Юрий Долгорукий. Много лет назад Кремль был сделан из дерева, и поэтому часто горел. Одна искорка могла привести к большему пожару. Но в 1367 году началось строительство Кремля из камня, чтобы обеспечить жителей безопасностью.

До сегодняшнего дня в Кремле сохранилось много древних соборов и башен, и статуй. Например, царь-пушка, которая отлита из чистой бронзы и весит сорок тонн, а ядра - 1 тонну. Чтобы её сдвинуть с места, понадобится 200 лошадей. Но она никогда не приводилась в действие, также как и Царь-колокол. Царь- колокол весит 200 тонн, и на нем изображена русская императрица. Он весь в царапинах, от колокола даже отвалился кусок,который больше человека.

Нефёдов Даня

Жители Кремля

В давние времена в Кремле жили только москвичи-ремесленники. А потом остались жить только бояре и цари. У бояр были большие дворы. Дворы это целая усадьба со складами, церквями, банями, пекарнями, и так далее. Постепенно все владения бояр СТАЛИ переходить к царю. Он либо покупал, либо отбирал эти владения. Неугодных бояр царь казнил или выгонял из Кремля. В 15 веке В Кремле было очень много домов и узкие улочки. На улицах было грязно, и только у царского дворца были проложены деревянные настилы. Самые богатые хоромы были у царя, они состояли из трёх этажей. На каждом этаже жили люди. На первом этаже жили слуги и солдаты, первый этаж назывался подклетом. А на втором - горницы, а уже на третьем этаже жил царь. Каждому члену царской семьи строили отдельную избу, потом все эти избы соединяли переходами, церквями. Так можно было заблудиться в этих переходах. Царица и царевны жили на своей половине. Если царь хотел что-нибудь передать царице, то его слуга вызывал придворную боярыню и передавал весточку от царя.

Лопатин Алёша

Стены и башни Кремля.

Нынешним башням и стенам Кремля больше пятисот лет. Их построили при Иване III. Белокаменные стены Кремля сильно пострадали и были в деревянных заплатках. Соборы пришлось подпирать брёвнами. В Кремле 20 башен, из них 6 проездные. Перед ними ставились маленькие башни-стрельницы. Одна из таких башен Кута фья. Ещё если посмотреть на Кремль сверху, то он выглядит как многоугольник. Одна из главных башен Кремля- -Спасская башня. На ней висят часы. В Троицкой башне есть пульт,который управляет звёздами Кремля. На некоторых «углах» Кремля ставились круглые башни с нависающими бойницами,чтобы стрелять во все стороны. Стены Кремля настолько широкие, что по ним может проехать карета. У каждой башни есть своё название: Троицкая, Спасская, Никольская…

Маша Бусурина

Царь-колокол.

В Кремле на Ивановской площади есть Царь-колокол. Этот колокол назвали так потому, что это самый большой колокол в мире. Он весит 200 тонн. Отливали его в 1733 г. Cделать Царь- колокол было непросто. На площади вырыли большую яму и слепили сначала колокол из глины, а потом уже заливали его сверху бронзой. Однажды, в очередной пожар горящие брёвна попали в яму с Царь-колоколом. Боясь, что колокол расплавится, люди стали охлаждать его водой. Колокол дал десять трещин и от него откололся кусок весом в 11, 5 тонн. Только через сто лет колокол подняли из ямы. Этот колокол ни разу не звонил. Колокола могли «казнить» за то, что в них звонили, когда были бунты. Им отрывали язык.

Егерев Ярослав

Архангельский собор.

На Cоборной площади Кремля находится Архангельский собор, он посвящен Михаилу Архангелу- покровителю русских князей. Архангельский собор построил Алевиз Новый в 1505-1508 на месте старого храма времён Ивана Калиты. В Архангельском соборе хоронили русских князей и царей. Первым туда занесли прах Ивана Калиты. Еще там захоронен Иван Грозный со своими сыновьями, но только он не захотел покоиться как все. Он приказал похоронить себя и своих сыновей за иконостасом в алтаре.

Успенский собор.

Когда старый собор Ивана Калиты начал разваливаться Иван III приказал построить новый собор. Он поручил строительство нового архитектору Аристотелю Фиованти. Новый собор был достроен в 1476 году, он был предназначен для коронации. В Успенском соборе было двое ворот. Первые ворота вели на Соборную площадь, через них входил царь. Вторые ворота вели к Патриаршему дворцу, через них входил патриарх.

Уманский Миша

Охрана Кремля.

Раньше в Кремле было много ворон, которые сильно досаждали людям. Вороны громко каркали, садились на купола, загрязняли Кремль. Сначала их хотели отпугивать, ставя на площадях собак, которые громко лаяли и отпугивали ворон. Но вороны не боялись собачьего лая и ничего не получилось. Тогда в Кремле решили завести хищных птиц: орлов, соколов, кречетов и других хищных птиц. Хищные птицы отпугивали ворон, и вскоре ворон стало меньше, а когда они все-таки прилетали в Кремль, то улетали почти сразу. Хищных птиц дрессировали на специальном огороженном участке земли, куда заходить запрещено. Уже выдрессированных птиц держали на свободе, и когда ворон не было, птицы спокойно сидели на горизонтальных железных палках, торчащих из-под земли. Там было немного деревьев и кустов, но птицам было достаточно, потому что птиц тоже было немного, и на каждую птицу был дрессировщик.

Игорь Круглов

Самое главное здание в Кремле это-колокольня Ивана Великого. Это центр Кремля. Она объединяет все храмы, соборы и церкви. Эта колокольня когда-то считалась самым высоким зданием Москвы. Если городу грозила какая ни будь опасность, люди залезали на колокольню и начинали звонить в колокола. Колокольня состояла из нескольких восьмигранных ярусов. Её высота составляла восемьдесят один метр, толщина её стен в первом ярусе была 4 метра, во втором - два с половиной метра. Из-за этого Наполеон смог взорвать только звонницу, стоявшую рядом с колокольней, сама колокольня устояла. Её купала было видно за тридцать вёрст от неё. Во время больших праздников эта колокольня начинала звонить первой, потом звон подхватывали колокола других церквей. Во всей колокольне и звоннице. Всего на колокольне Ивана Великого 21 колокол. Самый большой из них весит 70 тонн.

Лиза Жумаева

Царь -пушка.

В Кремле на Ивановской площади есть Царь - пушка. Царь - пушку сделал Андрей Чохов в 1586 г. Он решил сделать самую большую пушку в мире. Её отливали в Пушечном дворе. Царь - пушка весит около 40 тонн, её длина 5,34м, а калибр 890мм. Рядом с Царь -пушкой лежат огромные круглые ядра. Ядра были декоративные, внутри пустые. Одно ядро весит 1 тонну. Царь - пушка никогда не стреляла. Царь¬- пушка на самом деле должна была стрелять картечью из мелких камней и кусков железа. В 1835 г для Царь -пушки отлили декоративный лафет, украшенный рельефами на военную тему. Спереди на лафете изображена львиная голова.














Кремлевские стены и башни в основном возведены за десять лет: с 1485 по 1495 год, а надстроенные в XVII веке изящные каменные шатры придали суровым башням стройность и красоту. Стены Кремля, протяженностью в 2 километра 316 метров, образуют в плане неправильный треугольник, площадью примерно 28 гектаров. Стены возводились с учетом рельефа местности. В некоторых местах они достигают высоты 5 метров, а в иных - 17 метров. Их толщина - от 3 до 5 метров. В Московском Кремле 20 башен. Самая красивая и высокая - Спасская - построена в 1491 году.





МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ Начинается земля, как известно, от Кремля. Московский Кремль - древнейший архитектурный ансамбль столицы России, величайший памятник русской национальной культуры. В нем сосредоточены ценнейшие образцы древней русской архитектуры, живописи и декоративного искусства.




Двадцать грозных башен простояли пять веков. Никакой им враг не страшен, Никакой им враг не страшен, Сколько б ни было врагов! Сколько б ни было врагов! Сохранились эти стены, Сохранились эти стены, До сих пор они стоят - До сих пор они стоят - Неприступны, неизменны, Неприступны, неизменны, Как и пять веков назад! Как и пять веков назад!


На древней Соборной площади в Кремле сосредоточены колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. К Грановитой палате примыкают Золотая Царицына палата и Теремной дворец. При входе в Кремль, у Боровицких ворот, находится здание Государственной Оружейной палаты. В архитектурный ансамбль Большого Кремлевского дворца вошли все древние гражданские сооружения. Вызывают восхищение замечательные образцы русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол.


КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО В центре Кремля возвышается величественная, многоярусная, златоглавая башня, известная под названием Иван Великий. Башня является блестящим произведением древнерусского зодчества, чудом строительной техники своего времени. Колокольня Ивана Великого построена в годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году, о чем свидетельствует надпись под куполом, выведенная золочеными буквами. В свое время Московский Кремль был первоклассной крепостью, и колокольня эта играла роль сторожевой, сигнальной башни, с которой прекрасно обозревались окрестности в радиусе километров. Если замечали приближение противника к Москве, звонили во всполошные кремлевские колокола, и народ собирался на защиту родной земли. В годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с северной стороны была построена так называемая Филаретовская пристройка. На звоннице находятся колокола, представляющие большой интерес как памятники русского литейного искусства. В центральном проеме висит Успенский колокол весом около 70 тонн. В 1812 году, при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Столп Ивана Великого дал трещину, но устоял, что свидетельствует об исключительной прочности столпа и высоком мастерстве его строителей.











АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Собор построен в годах архитектором Алевизом Новым на месте древнего белокаменного собора 1333 года. Архангельский собор является усыпальницей великих русских князей и царей, начиная с XIV века до Петра I. Здесь похоронен собиратель русских земель Иван Калита, находится гробница великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, гробницы московского князя Ивана III, Ивана Грозного, его сыновей.











ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА При входе в Кремль, у Боровицких ворот, находится здание Государственной Оружейной палаты, построенное специально для музея в 1851 году архитектором К.А. Тоном. Здесь экспонируется единственная в мире коллекция тканей и одежд XIV - XIX веков с великолепным шитьем золотом, серебром и жемчугом, выполненные искусными русскими мастерицами. Интересное собрание парадного конского убранства и карет XV - XIX веков работы русских и иностранных мастеров. Среди богатейшей коллекции царских регалий экспонируются древние троны, облицованные золотом и слоновой костью и украшенные драгоценными камнями, скипетры, державы, венцы и знаменитая шапка Мономаха.

По легенде, эта земля принадлежала языческим жрецам . Здесь приносились человеческие жертвоприношения, устраивались праздники, хоронили магов и колдунов. В центре холма стоял черный дубовый ритуальный столб. Язычники обносили вокруг него новорожденных и усопших. Первых — на восход солнца, вторых — на закат. Воины перед сражением водили хороводы и оставляли в полнолуние оружие. Считалось, что после этого оно надолго оставалось острым, а в бою приносило удачу.

Так жили наши прадеды на Боровицком холме даже после крещения Руси. Конец языческому капищу положил Юрий Долгорукий. Была жестокая борьба — славяне-язычники против славян-христиан. Победил Долгорукий. По легенде, умирая, жрец наложил проклятия на свои владения. Гордый и надменный князь, наверное, только усмехнулся, но вот его потомкам пришлось туго: много раз Кремль горел, захватывался, здесь строили, чтобы разрушать, а сколько пережито смут, заговоров, смутно, мутно...

Быть может, Петр I бежал из Москвы и ненавистного Кремля не только из страха перед стрельцами? Тревожный, нервный — ему мерещились убийства, замученные бояре, отравленные царицы, призраки прошлых смут беспокоили его. Новая Россия, которую Петр строил спустя годы, по его личному мнению, нуждалась в новой столице — так и случилось. И на какое-то время призраки кремлевских смут отступили. Но прошло всего-то два века, и вновь Москва — столица.

Кремль уникален не только тайнами, которые множатся с каждым годом, но и высоким историческим градусом плотности. Каждый кирпичик — сгусток истории, многоликой и опасной. Восемь веков строили, перестраивали и разрушали. Десятки талантливых архитекторов и художников вписали свое имя в градостроительную летопись Кремля. Все наши цари и императоры прошли через кремлевские палаты и терема. Здесь замаливали преступные грехи и всходили на царство.

А могло ли быть по-другому? После победы Юрия Долгорукого Ведьмину гору переименовали в Боровицкий холм. По официальной версии, на месте Кремля когда-то шумел лесной бор. По неофициальной — в названии прочитывается еще один смысл — «боров»... Последний привет от языческого жреца?

В России сохранилось немало древних кремлей — Новгородский, Псковский, Нижегородский, Тульский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, но образцом служил именно Московский Кремль. Выдающийся архитектурный ансамбль, в котором редкое сочетание единства, законченности и живописности.

До сих пор ученые не установили точное происхождение слова «кремль». Впервые оно встречается в тверской летописи под 1315 годом. К тому моменту деревянная крепость уже двести лет как существовала. История знает немало примеров, когда могущественные города, столицы империй, стирались с лица земли и из человеческой памяти, а маленькие, провинциальные городишки возвышались и превращались в мировые центры. Такая удивительная судьба ждала Москву.

Впервые город упоминается в летописи за 1147 год, а сколько к тому времени он уже существовал — неизвестно. В 1156 году Андрей Боголюбский на Боровицком холме в устье реки Неглинной построил деревянную крепость общей протяженностью 850 метров и площадью три гектара, она объединила существовавшие постройки маленького городка Москвы. Спустя годы он начал объединение и русских княжеств.

С самого начала Кремль и Москва стали неотделимы друг от друга. Именно тогда Кремль и получил форму треугольника, расположенного между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения защищались валом и рвом. Для того времени отличалась редким приемом укрепления подошва вала внутренней и внешней сторон.

На долгие годы Кремль пропадает с поля зрения летописей, пока в XIII веке князь Даниил младший, сын Александра Невского, не переезжает в Москву и не основывает династию. Провинциальный, затерянный в лесах городишко дал название княжеству, а вскоре началась битва и за первенство. История знает много случаев, когда города, подвергшиеся нашествию, превращались в руины и не восстанавливались. Такая беда могла случиться и с Москвой.

В 1238 году хан Батый дотла сжег Кремль и разорил город. Но Москва не потеряла своего значения. Более того, Иван Калита принял решение перестроить Кремль. Понимая, что деревянные постройки и есть главная беда, он первый строит каменные церкви — Успенский собор (главный храм княжества) и Архангельский.

Белокаменные храмы XIV века и определили композицию центра Кремля, сохранившуюся до наших дней. Кремль становится официальной резиденцией великих князей и московских митрополитов. В 1367 году внук Ивана Калиты Дмитрий Донской приступил к сооружению белокаменных стен и башен Кремля. Отсюда и начинается знаменитое поэтическое название Москвы — белокаменная. Каменное градостроительство полностью себя оправдало.

Кремль выдержал литовскую рать князя Ольгерда в 1368 году, в 1408 году — хана Едигея, в 1438-м — хана Улу-Мухамеда. При Иване III Москва возвысилась среди других городов и стала столицей объединенных русских княжеств. К Кремлю теперь были особые требования, отныне он не только исполнял оборонительную, духовную, государственную функции, но и сакральную. Именно с Ивана III начались загадки Кремля. Точнее, они и раньше были, но многочисленные пожары (неужто действовало проклятие языческого жреца?) уничтожали следы и улики.

Очередное грандиозное строительство Кремля начали псковские мастера. Но выведенные на двухметровую отметку стены Успенского собора неожиданно рухнули. Что стало с мастерами, неизвестно, но проклятое древнее языческое капище требовало человеческой крови. Именно после этого случая Иван III отдал приказ послам о поисках умелых мастеров в Европе. И таковые были найдены.

До сих пор непонятно, что им обещали за их согласие. Ведь ни Аристотель Фиораванти, ни Пьетро Антонио Солари не только не знали русского языка, но и представления не имели о том, куда едут.

Затем к ним присоединились Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрезин. Такая вот когорта итальянцев трудилась над многовековым символом России.

Аристотель Фьораванти. Воображаемый портрет кисти Лотто

Судьба этих людей сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, несмотря на окружавшие их почет и уважение, не смогли выбраться из России живыми. Именно выбраться. Известно, что Аристотель пытался бежать (именно бежать) из Москвы. Что его так напугало? Только ли казнь немецкого лекаря, свидетелем которой он стал? Что заставляло его опасаться за свою жизнь? Какие тайны Кремля он носил в себе?

И почему царь не выпускал его из России? Аристотель побывал на Соловках, участвовал в походе на Тверь в чине начальника артиллерии, а затем пропал. И больше никто ничего о нем не знает. Аристотель и Солари — главные зодчие Московского Кремля. Их вклад в русскую жемчужину уникален и пока никем не был превзойден.

Какие задачи ставил перед архитекторами Иван III? Судя по всему, они были настолько сложными, что с ними могли справиться только иностранные мастера.

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо. Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг.)

Но чем наши-то хуже? Что такого умели делать итальянцы? Известно, что Аристотеля пригласили не как зодчего, а как инженера, способного на технические чудеса.

В родной Болонье он передвинул колокольню Святого Марка, а в городе Ченто выпрямил покосившуюся башню. Какое инженерное чудо он должен был совершить с Кремлем? И судя по таинственной, неясной смерти — совершил.

На внутренней стороне Спасской башни высечено имя проектировщика всех башен и стен Кремля Пьетро Антонио Солари, кстати, бывшего замечательным учеником Леонардо да Винчи.

Многое из того, чему научился у итальянского гения, он воплотил в Кремле. Например, в верхней части кремлевской стены, тянущейся вдоль Москвы-реки, обнаружили, казалось бы, бессмысленные отверстия, расположенные чуть ниже зубцов. Точно такие же имеются в рисунках Леонардо.

В них просунуты шесты, снаружи связанные между собой окованными бревнами, а изнутри упирающиеся в систему рычагов. При штурме стен защитники нажимали на рычаги — и горизонтальные бревна опрокидывали лестницы нападавших.

Другой признак «руки» да Винчи в конструкции Кремля (не только, кстати, Московского, но и Нижегородского, Коломенского и крепости Орешек) отыскал архитектор-реставратор Святослав Агафонов. Утопленные в толщу угловых башен казематы встречаются и в этих фортификациях, и в альбомах знаменитого архитектора.

И воплощены они с такой точностью, что рисунки впору считать проектами. Не правда ли, поразительно? Пусть и косвенным образом, но Леонардо да Винчи вполне может иметь отношение к Кремлю.

Однако это предположение еще требует дополнительных исследований.

Рисунок Леонардо да Винчи. Эта идея Леонардо воплощена в нескольких кремлях нашей страны

И тем не менее, историки склоняются к мысли, что автор всего ансамбля Московского Кремля — Аристотель Фиораванти. В Кремле капитально ремонтировались и перестраивались обветшалые здания, на месте старых дворцов возводились каменные дворцовые постройки — терема.

Сооружались Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, княжеская усыпальница — Архангельский собор. Появилась самая красивая и стройная башня Кремля высотой 71 метр — Спасская.

Ее ворота, главные в Кремле, были особо нарядно украшены, на башне установили часы-куранты. Новые стены и башни, выше и толще прежних, облицовывались красным кирпичом. После очередного пожара в 1493 году Иван III повелел расчистить перед Кремлем защитную полосу шириной двести сорок метров.

Место прозвали «Пожаром», ныне это Красная площадь. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Комендантская, Граненая (Средняя Арсенальная), Тайницкая (получила свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки), Свиблова, Собакина (Угловая Арсенальная) башни.

При Иване III Московский Кремль стал краснокирпичным, приобрел нынешний облик и достиг современных размеров. Площадь почти двадцать восемь гектаров, по всему периметру Кремля — восемнадцать встроенных в крепостные стены башен, одна выносная — Кутафья и одна небольшая настенная — Царская.

Общая протяженность стен 2235 метров, высота от пяти до девятнадцати метров, толщина от трех с половиной до шести с половиной до метров. Троицкий мост представляет собой гениальное, с технической точки зрения, сооружение. В его основе — принцип древнеримских двухъярусных акведуков.

Фундамент уходит в землю на глубину 11 метров и вот уже пять столетий стоит на болотистой почве, но кирпич остается сухим и прочным. Почему? При реставрации Кремля перед Московской Олимпиадой (1980 год) в нижнем ярусе моста обнаружили полые ячейки, пронизывающие все сооружение.

Теперь, когда они прочищены, на боковых сторонах моста, если приглядеться, можно увидеть небольшие круглые отверстия. Это часть системы вентиляционной тяги, гарантирующей кладке сухость и сохранность. Она изобретена в России и применялась во многих северных монастырях. Но использование вентиляции в инженерных сооружениях началось именно с Московского Кремля.

Удивительным образом Кремль воплотил в себе идею «Москва — третий Рим». В 1508 году князь Василий Иванович, сын Ивана III, повелел вырыть ров со стороны Красной площади от Неглинной до Москвы-реки шириной тридцать два метра и глубиной десять метров. Гаким образом, Кремль превратился в труднодоступный остров.

Невольно вспоминается средневековая гравюра — три слона, окруженные мировым океаном и держащие на себе земную твердь. Аналогия с Кремлем напрашивается сама собой. Центр миропорядка и духовной власти. Интересное совпадение... А может, намеренное?

Еще несколько раз Кремль горел, перестраивался, приходил в упадок, вновь отстраивался. Как бы это ни выглядело странным, но большая часть дворцов и теремов уничтожили русские цари династии Романовых, которые, как им казалось, надолго обосновались в этом загадочном, сакральном и мистическом месте — в Кремле, созданном династией Рюриковичей. Расцвет строительства Кремля совпал с последними Рюриковичами. Быть может, это что-то значит, пока нами не разгаданное, как и многое в истории, будь то случайное совпадение или незначительная мелочь.

До наших дней так и не раскрыта тайна Ивана III, воплощенная итальянскими зодчими в Кремле. Только отголоски доходят до нас — странные, удивительные. В 1894 году археолог князь Н.С. Щербатов во время поисков в Кремле библиотеки Ивана Грозного обследовал первый этаж Набатной башни и нашел в ней вход в замурованную галерею, идущую по кремлевской стене. Сводчатый тоннель шириной примерно в метр скоро уперся в препятствие, и князь Щербатов решил обследовать соседнюю Константино-Еленинскую башню.

Набатная башня

Там тоже обнаружился вход в тоннель, правда располагавшийся ниже первого. Как выяснилось, первое из найденных подземелий в древности использовалось как галерея ближнего боя, то есть служило для обстрела противника при ближней осаде, а второе — для тайного сообщения между соседними башнями (в древности, как уверяют историки, внутристенные ходы соединяли все кремлевские башни).

Кроме того, исследователю удалось обнаружить тайный ход, связывающий Никольскую башню с Угловой Арсенальной. И попасть в тоннель, идущий под Боровицкими воротами (там же обнаружились и засыпанные землей до самых шестиметровых сводов подземные палаты), а также обследовать расположенные у Троицкой башни на девятиметровой глубине палаты-тайники. Щербатовские фотографии обнаруженных им подземелий Кремля вместе с их описаниями в 1920-е бесследно исчезли. По слухам, были реквизированы ЧК.

Обследовавший Кремль в 1918 году архитектор И.Е. Бондаренко сообщал, что в Беклемишевской башне имеется «тайник»: подземелья-слухи (слухами назывались ходы, которыми можно было пользоваться для наблюдения за врагом и неожиданных боевых десантов) и подземные галереи. (Подземелье Беклемишевской башни вместе со слухом уже в 1525 году использовалось как место пыток и заключения узников.) За дерзкие речи и жалобы на великого князя Василия III здесь отрезали язык боярину Ивану Никитичу Берсеню-Беклемишеву.

Беклемишевская (Москворецкая) башня Московского Кремля

А царь Иван Грозный, обвинив в измене князя Андрея Федоровича Хованского, приказал его «пытати и казнити торговою казнью и в наугольную (Беклемишевскую) стрельницу посажати».

В 1929 году во время очистки от мусора подземной части Сенатской башни под ней было обнаружено подземелье глубиной более шести метров. Была выдвинута версия: Сенатская башня являет собой люк в подземный Кремль. Однако более вероятно другое — первоначально башенное подземелье имело два или три яруса с деревянными помостами, от времени они сгнили и обрушились вниз, образовав тем самым «загадочный» колодец.

В 1930 году при прокладке водостоков из Кремля на Красной площади был обнаружен (и очень скоро засыпан землей) подземный ход в рост человека — он располагался чуть правее Спасской башни на глубине четырех метров и шел в сторону Лобного места.

В 1933—1934 годах Игнатий Стеллецкий при обследовании Угловой и Средней Арсенальных башен обнаружил здесь не один подземный тайник. Тут были и тайные внутристенные проходы, и подземные ходы (один удалось расчистить полностью). Кроме того, Стеллецкий сообщил в НКВД о существовании тайного хода от Спасской башни до храма Василия Блаженного, «близ которого спуск в большой тоннель под Красную площадь весьма загадочного назначения». Во время земляных работ, которые велись неподалеку от Набатной башни в 1972 году, на четырехметровой глубине показался кусочек подземного хода.

В 1973-м при закладке шурфа в Кремле у Набатной башни на глубине четырех метров был обнаружен свод подземной галереи. Она примыкала к фундаменту Набатной башни, то есть шла параллельно стене Кремля по направлению к Спасской башне. Однако расчистить галерею полностью и узнать, откуда начинался и где заканчивался тоннель, не удалось.

Недалеко от Средней Арсенальной башни во время реставрационных работ 1970-х годов открылся проход в стену, поворачивающий в сторону Угловой Арсенальной башни. Проникнуть по нему далеко кремлевским археологам не удалось — он был заложен кирпичом. Ни одно из подземелий, обнаруженных в Кремле как до, так и после революции, не было исследовано полностью. Большинство из них — после осмотра представителями спецслужб — навсегда опечатывалось либо засыпалось землей или даже заливалось бетоном.

А вот отрывок из «Правительственного вестника» от 24 февраля 1912 года: «Древние подземные ходы в Москве образуют целую сеть, мало еще исследованную. Пока обнаружены подземные ходы между Новодевичьим монастырем и мануфактурной фабрикой Альберта Гюнтера, под Донским монастырем, Голицынской больницей и Нескучным садом.

Хорошо исследован подземный ход под Боровицкой башней, в которой найдены две ниши, открывающие тоннели к центру Кремля и под Ильинку. Подземные ходы имеют также башни Тайницкая, Арсенальная и Сухарева. Обнаружены еще другие подземные ходы, по-видимому, стоящие отдельно от общей сети».

Писали также следующее: «Московский Кремль...представляет собой выдающийся памятник военного зодчества конца XV в. и тем не менее остается до наших дней почти не изученным. Это указание касается особенно подземной части Кремля, представляющей громадный интерес... Исследования князя Щербатова показывают чрезвычайную сложность подземных сооружений Кремля, большую трудность не только точного исследования, но и простого проникания в них. Большинство ходов оказываются замурованными, некоторые перерезаны фундаментами более поздних построек...»

«Уже много столетий держится поверье, что под Кремлем сокрыт подземный город. Сокровища в виде золота и серебра со времен Новгорода, не поддающиеся оценке, библиотека Грозного, ценные картины и исторические реликвии, жемчуг и драгоценные камни в громадном количестве... Только Петру I удалось запустить свою руку в этот тайный сейф».

Подземный город... галереи, камеры, колодцы, тайники... Петр I... Но как, каким образом все это было воплощено? Сейчас для таких целей необходимо специальное оборудование, проходочные машины, но у Аристотеля и Солари ничего из вышеперечисленного не было! Они и русским языком-то толком не владели. Как же ничтожно мало знаем мы о собственных предках, их представлениях и мироощущении, способности воплощать самые дерзкие замыслы!

С неповторимой русской медлительностью Кремль раскрывает многовековые тайны. До сих пор историки совершают уникальные находки и открытия. Пушечные ядра и стрелы столь обыденны здесь, что порою археологи скучают. Но вот недавно была найдена серебряная кружка, в которую вчеканены две монеты с распятием, а на ручке выгравирован дракон, пышущий не пламенем, а цветами!

Или такие редкие для Москвы берестяные грамоты. И уж совсем поразительные находки — икона Иисуса Христа над Спасскими воротами и Николая Угодника — над Никольскими, считавшиеся безнадежно утраченными с 1917 года. А ведь сколько раз каждый из нас рассматривал ворота, над которыми были заштукатурены квадраты в три метра высотой!