Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми. Правила поведения в своём доме

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Правила поведения с незнакомыми людьми

Незнакомец – это любой человек, который приходит или подходит в отсутствие родителей, воспитателей и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

ЗАПОМНИ!
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Не садись в чужую машину.
С наступлением темноты иди домой.
Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
Всегда сообщай воспитателям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

– Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек? (Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)
– А если от тебя не отходят? (Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет».
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.

Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

· Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице

· Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.

· Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

· Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

· О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

· Ни в коем случае не открывай дверь

· Позвони соседям и сообщи им об этом.

· Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

· Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

· Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

· Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде

· При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

· Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

· Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

· Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

· При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

«Правила поведения при общении с незнакомыми людьми»

Цели: обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

    Как вы понимаете выражение «быть ответственным за свое дело»?

    Предполагает ли ответственное поведение умение отвечать за себя самого, свою безопасность и за безопасность других?

    Можно ли согласиться с мнением, что ответственность – это добровольно взятое на себя обязательство за последствия действий и поступков?

    Существует ли опасность для вашего здоровья при общении с незнакомыми людьми?

Помимо нормальных людей, в обществе есть выходцы из преступного мира, которые живут за счет других, добывая себе средства преступлениями.

    Что такое преступить закон? (Нарушить его.)

    Какие бывают виды преступлений? (Покушение на имущество, ограбление, разбойные нападения, хулиганство, преступления, связанные с наркоманией.)

    По отношению к детям могут совершаться насилие, избиение, ограбление, хулиганские действия. Нормальные люди рассматривают такого рода преступления как в высшей степени аморальные и недопустимые.

2. Правила поведения с незнакомыми людьми

Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

ЗАПОМНИ!

    Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

    Не садись в чужую машину.

    С наступлением темноты иди домой.

    Не меняй маршрут возвращения из школы домой.

    Всегда сообщай родителям о своих планах на день.

    Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых.

3. Азбука безопасности

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИ ОБЩЕНИИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

    Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице

    Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал.

    Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

    Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

    О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВОНИТ В ДВЕРЬ

    Ни в коем случае не открывай дверь

    Позвони соседям и сообщи им об этом.

    Не вступай в разговоры с незнакомцем. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

    Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь.

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА

    Не заходи в подъезд, во двор,если за тобой идет незнакомый человек.

    Не подходи к квартире, к дому и не открывай ее (его), если кто-то незнакомый находится возле дома, подъезда

    При угрозе нападения, подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери).

НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК В ЛИФТЕ

    Если в вызванном тобой лифте находится неизвестный человек, не входи в кабину.

    Если ты вошел в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. Завяжи разговор с диспетчером, он вызовет милицию.

    Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.

    При попытке нападения подними шум, кричи, стучи по стенкам лифта, защищайся, постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера».

4. Итог занятия

Что же делать, если с тобой заговорил незнакомый человек? (Извиниться и пройти мимо. Не вступать в разговор, что бы тебе ни сказали, – потому что никто не сможет заранее тебе объяснить все хитрости злодея.)

А если от тебя не отходят? (Надо вырываться и кричать: «Я его не знаю!». Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.)

Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других!

Ознакомлен (а):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наверняка, в своей жизни вам хотя бы раз приходилось бывать в незнакомом обществе. Именно для таких ситуаций придуманы правила поведения с незнакомыми людьми. Попав на празднование дня рождения далекого родственника или к сокурснику на вечеринку, вы можете оказаться в окружении незнакомых или малознакомых людей. Как поступить в такой ситуации? Многие выбирают для себя - не выделяться, забиться в уединенном уголке и терпеливо ждать окончания мероприятия. Другие - предпочитают побродить с часок и сославшись на головную боль удалиться с праздника. Но можно ведь попробовать стать «своим» и завести новые знакомства. Несложные правила поведения с незнакомыми людьми помогут влиться в компанию и расширить круг общения.

  1. Первый принцип: чтобы не выделяться, попробуйте смеяться над шутками вместе с другими. Конечно, очень часто в узких компаниях рассказывают смешные курьезы, которые приключились с кем-то из знакомых. Вам стоит посмеяться вместе со всеми и может рассказать подобный смешной случай из вашей жизни. Люди любят веселых, жизнерадостных собеседников. Они не только в удовольствием рассказывают, но и смеются над чужими шутками, главное, чтобы они были уместны.
  2. Не стоит задавать личные, неприятные вопросы. В этой ситуации нужно судить по себе, не спрашивайте о том, на что сами не ответили бы. Всегда лучше задать общий вопрос для поддержания разговора. Пусть беседа будет ненавязчивой. Задав собеседнику вопрос, дайте ему высказать свою точку зрения до конца, не стоит его перебивать. Люди любят, когда их слушают, когда ими интересуются. Однако на вопрос «Как дела?», стоит ответить раскрыто, чтобы дать возможность собеседнику продолжить разговор.
  3. Постарайтесь найти общий язык с компанией. При этом не стоит уподобляться им, опускаясь до брани и Выберите пару при общении. Постарайтесь найти человека, которого интересуют такие же вопросы, как и вас, с ним беседовать легче. Возможно, он познакомит вас со своими друзьями.
  4. Воздержитесь от негативной оценки кого-либо из окружающих. Пока вы незнакомы хорошо с компанией, не стоит высказывать преждевременные суждения. Если кто-то отзывается нелестно о присутствующем человеке, это не значит, что так же может выражаться посторонний человек. Пока вы не в курсе ситуации, стоит промолчать.
  5. Будьте внимательны и обходительны. Постарайтесь быть вежливыми. Обращайтесь к собеседнику по имени, если вы забыли, как его зовут, переспросите еще раз, сославшись на на имена. Можно, правда, подождать, пока его окликнут. Но вы рискуете прождать очень долго.

Правила поведения с незнакомыми людьми довольно просты и не требуют особых навыков. В принципе они так же элементарны, как правила поведения на уроке. О которых речь пойдет далее.

  • Ученики после сигнала о начале урока должны стоять за партами, предварительно приготовив все нужное к уроку.
  • При опоздании в класс пустить может только учитель.
  • Встав, ученики приветствуют каждого вошедшего взрослого или учителя
  • На уроке можно отвечать только после разрешения учителя.
  • Не разрешено переговариваться или мешать проведению урока.
  • На парте должны быть только нужные предметы, все лишнее стоит убрать в сумку.
  • Вставать и выходить из класса разрешается после согласия учителя.
  • Все свои дела необходимо сделать на перемене, что бы в течение урока не отвлекать учителя.
  • В коридоре не разрешено бегать, толкаться, кричать и драться. Можно играть, не нарушая дисциплину.
  • Сидя на уроке, ученик должен обращать внимание на осанку, положение ног и наклон головы.
  • Не разрешается пользоваться на уроке шпаргалками и другими подсказками.
  • Сигнал об окончании урока звучит для учителя, поэтому вставать и выходить из класса разрешается после его согласия.
  • Если ученик пропускает занятия, он должен предоставить справку из медицинского учреждения или записку от родителей.
  • Пропуск занятий запрещен.

Как видим, это довольно важные, и отнюдь не смешные правила поведения. Особенно, если вы хотите с хорошей стороны. Несмотря на то, что правила поведения с незнакомыми людьми придуманы очень давно, они актуальны и сегодня.

Валерий Фадеев

Мы начнем не так, как обычно начинаются итоговые программы. Не с политики, не с официальных мероприятий. 1 июня отметили международный день защиты детей. А что для нас самое главное? Наши дети, наши внуки, их безопасность - это то, что мы считаем принципиально важным. Начались летние каникулы и дети, чаще, чем во время учебного года, предоставлены сами себе. Родители, я в этом не сомневаюсь, учат: никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми и тем более никуда с ними не уходите. А если что - громко зовите на помощь. Только плохо мы учим. Посмотрите наш эксперимент. Сразу скажу: мы проводили его под контролем специалистов по безопасности, детских психологов и с согласия родителей.

На детской площадке родители не обращают на него внимание - молодой парень, прилично одет - разве он тот самый “подозрительный тип”? Ну что может случится за одну минуту? Вернуться в машину, сходить в магазин - знакомо? Вот девушка оставляет младших братьев, чтобы поздороваться с подругой.

На самом деле сестра мальчиков из укрытия следит за экспериментом в прямом эфире: поддадутся ли дети на уговоры незнакомца и покинут вместе с ним игровую площадку. В роли преступника - эксперт по детской безопасности.

Пугающий результат: 12 секунд - и мальчишки сами бегут в капкан. Понятно, что это было условно все. Это была игра. Нет, страшно на самом деле. В семье сколько раз это проговаривается. На деле получилось - раз и все!

А это уже не эксперимент. Записи с камер видеонаблюдения в городе Отрадном Ленинградской области. На вокзале мужчина кому-то показывает на 10-летнего Руслана Королева, а вот уже ведет его к себе домой с большими пакетами продуктов. На допросе 35-летний задержанный невозмутимо расскажет, как убил мальчика и спрятал части тела.

Мама Руслана и сейчас порой верит, что он вот-вот вернется из школы, просто где-то заигрался. Тот день не выходит из головы.

«В магазин мы пошли. Очень хотела взять его с собой, но решила: пускай гуляет. Если бы вернула это время назад, я бы взяла его с собой, позвала бы», - говорит мать погибшего Руслана Королева Евгения Аликулова.

Почти все дети в этой группе доверились бы доброму на вид Андрею Чикатило - педофилу и серийному убийце. Или Александру Пичушкину, известному как Битцевский маньяк, зверски убившему 50 человек. Мужчина, который представлялся сотрудником полиции, был арестован в Камышине в начале этого года.

Чудо - 11-летнюю Аню спасли после четырех дней поисков, заметили полицейские во время обхода квартир. По счастью, девочка не стала жертвой сексуального насилия, но пережила кошмар.

У родителей подкашиваются ноги: обнять, погладить по голове, убедиться - жива! Каждые шесть часов в России пропадает ребенок, которого никогда не найдут. А ведь, казалось, все дети знают железное правило - не разговаривать с незнакомцами.

Тот же результат снова и снова - девять из десяти детей во время эксперимента уходят к машине чужого человека. Ребенок чувствует, что все это неправильно, но разве вежливо отказывать?

“С тобой не имеют право разговаривать незнакомые люди - это главное, что нужно запомнить!” - объясняет мама.

Мир делится не на добрых и злых, а на своих и чужих, учат детей на тренингах по безопасности. И если чужой начинает говорить, и уж тем более брать за руку, реакция должна быть отработана до автоматизма. Родители переживают, а если после таких уроков дети вообще перестанут доверять людям?

“Мы же учим детей, например, не переходить дорогу на красный свет, это не значит, что наш ребенок будет бояться машин. Посторонний человек не должен к тебе подходить. Если он подошел, значит, он либо невоспитанный человек, либо он преступник, но ты имеешь право быть с ним невежливым», - объясняет эксперт по детской безопасности Лия Шарова.

На этой недели открылись летние лагеря. Воспитатели объясняют родителям: популярный прием, когда ребенок может доверять незнакомцу, если тот знает “семейный пароль”, не гарантируют защиту. Ведь даже спецагенты проваливают миссии.

Во время нашего эксперимента, только 8-летний Руслан вспомнил, что говорила мама. Единственная максимальная безопасность - только если вы все время видите своего ребенка! И тогда остальные приемы никогда никому не понадобятся, в это так хочется верить.