Спокойной ночи на арабском языке. Мусульманский календарь

Однако на поверку он оказался вполне закономерным. Современный мир динамичен и характеризуется коммуникацией людей различных вероисповеданий. Нынче для контакта людей, находящихся в разных уголках Земли, требуются миллисекунды.

Но если технические стандарты универсальны для всех, то, скажем, летоисчисление христиан и мусульман определяется различными духовными традициями. Данная статья как раз имеет целью познакомить пользователей григорианского летосчисления (ГЛ) с летосчислением мусульманским (ЛМ).

Кстати, исходя из статистики, нынче около 33% населения Земли исповедуют христианство и 19,6 % - ислам. Поэтому коммуникативные ситуации, предполагающие знание актуальны и для христиан.

О летосчислении в мусульманских странах

Некоторые жители молодых мусульманских государств, бывших республик, также по необходимости уточняют, какой год идет сейчас по мусульманскому летоисчислению. Ведь живут они повседневно (работают, учатся, путешествуют) по называя его «новым летосчислением».

Правда, их религиозные праздники определяются сообразно ЛМ. Этого требует ислам.

Мусульманское летосчисление, и только оно является единым способом ориентации во времени в , расположенных вокруг Персидского залива.

Кратчайший ответ

Не желающим утруждать себя излишней теорией можно порекомендовать самим определить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, при помощи сайтов со стандартными интернет-конверторами.,

Для этого достаточно в интернет-поисковике указать, что мы ищем: конвертер с ГЛ в МЛ. Дальнейшие действия ищущих ответ на такой вопрос предсказуемы: в окно соответствующей формы вводится дата в григорианском формате, и нажимается кнопка «конвертировать».

Для примера, дата написания данной статьи, 3 января 2016 года, будет преобразована в дату, относящуюся к 22 числу месяца рабби-авваль 1437 года. Различия в представлении одной и той же хронологии в различных системах очевидны. Тем не менее если требуется ограничиться лишь формальным односложным ответом, то этого будет достаточно.

О начале текущей мусульманской эры - Хиджры

Однако люди эрудированные не остановятся на ответе формальном. Они попытаются разобраться в закономерностях летосчисления. Все чаще повседневно общаются верующие различных концессий. Людям образованным свойственно владеть знаниями о религиозных традициях соседей.

Не будем исключением в этом плане и мы. Начнем рассуждать, исходя из элементарной логики. Мусульманское летосчисление (как и христианское) должно иметь четкую дату начала Новой эры. Только не христианской (Рождество Христово), а мусульманской, привязанной к традиции ислама.


Действительно, исходя из такого посыла, мы со знанием дела определим, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Впрочем, на этот вопрос легко ответит любой мусульманин. Это летосчисление начинается с 16.07.0622 г (ГЛ), т. е с даты Хиджры (по-арабски "переселения"). В этот день пророк Мухаммад, опасаясь расправы язычников, переселился из опасного языческого города Мекки в благоприятный для дальнейшего развития ислама город Медину.

Подробней о мусульманском календаре

По своей природе мусульманский календарь (МК) является лунным. Его 12 месяцев сообразуются с движением луны, они насчитывают количество дней, определяемое по формуле: 12 Х 29,53 = 354,36 дней. Таким образом, обычный год МК насчитывает 354 дня, а високосный 355 дней.

МК по своей природе гораздо меньше, чем григорианский, тропический: на целых 11 дней.

Фактически получается, что МК более компактный, чем ГК, постепенно его догоняет. Исходя из этого, в далеком будущем наступит-таки время, когда ответ мусульманина, какой сейчас год по мусульманскому календарю, совпадет с ответом христианина.

Только наступит это в первый день пятого месяца 20874 года. Это будет для ГК 01 мая 29874 года и, соответственно, первое число месяца джумада-авваль 20874 г. Остается надеяться, что до этого времени цивилизация сохранится, и религиозные концессии, хранители традиций, будут процветать.

О месяцах лунного (мусульманского) календаря

Очевидно, что понимания, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, недостаточно для того, чтобы ориентироваться во времени. Поэтому приведем названия месяцев лунного арабского календаря.


Название первого месяца мухаррам (29 дней) переводится как «запретный», «священный». Для него актуален запрет веры на кровную месть и на войну.

Второй месяц называется «желтый», или по-арабски сафар (30 дней). Это - месяц начала осени.

Третий месяц, рабби-аваль, (29 дней) мусульмане именуют «великим». Это - месяц рождения Мухаммеда.

Четвертый месяц - «второй великий» рабби-сани.

Пятый месяц, джумада-авваль, (29 дней) ассоциируется с глаголом "замерзать" и знаменует начало зимы.

Шестой месяц, джумада-сани, (29 дней) по своему названию указывает, что земля в это время высыхает.

Название седьмого месяца - раджаб (29 дней), переводится как «ненасилие». Ислам требует на его протяжении воздержания от войн.

Восьмой месяц длится 30 дней и называется шаабан (разделяющий). Арабские племена обычно в это время начинали боевые походы.

Девятый (30 дней) - священен. Он ассоциируется с постом и духовным самосовершенствованием.

Десятый месяц, шавваль (30 дней), посвящен кочевьям. Он знаменуется окончанием поста и праздником разговения Ураза-байрам.

Одиннадцатый месяц, зуль-каада, (29 дней) считается месяцем стоянок. Арабы в это время воздерживаются от различных путешествий и передвижений.

Двенадцатый месяц - зуль-хиджа (29 дней - в обычный год, 30 - в високосный). Это - почитаемый месяц, воспрещающий войны, насилие, кровную месть.

Заключение

Полагаем, что прочитав данную статью, читатель сможет определить, какой год по мусульманскому календарю соответствует текущей либо любой другой указанной им дате, а также определится с текущей датой и месяцем в традиционном мусульманском формате.

Шура IX Корана (36-37) обязывает мусульман непреложно соблюдать свой календарь. Для мусульман названия в системе летосчисления являются такой же традицией, как для нас постулаты на церковно-славянском языке.

«Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю... Вставка - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах...»

Так Коран (Сура 9, 36-37) решает вопрос о числе месяцев в календарном году: их, мол, должно быть двенадцать, вставка же дополнительного 13-го месяца - «только увеличение неверия».

Вставка 13-го месяца была запрещена в 631 г. основателем ислама Мухаммедом (ок. 570-632 гг.). Через несколько лет после смерти Мухаммеда халиф Омар ибн аль-Хаттаб ввел лунный календарь в государственный обиход. Было решено также считать годы от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину - от 16 июля 622 г. н. э.

Правильность лунного календаря один из последователей Мухаммеда имам Джафар ас-Садик «обосновывал» так: «Аллах сотворил год продолжительностью в триста шестьдесят дней и исключил из него шесть дней, в которые он создал небо и землю, так что этих дней нет в счете».

Конечно, с нашей точки зрения лунный календарь вряд ли можно назвать практичным. Но, как высказался Бируни, «каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет...» И в наши дни лунный календарь применяется многими народами от Западной Африки до Дальнего Востока.

Смена календарей

Как рассказывает, в частности, Бируни, в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку - древнюю святыню арабов - происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары - шкуры, плоды и т. д., т. е. если бы «паломничество утвердилось в одном положении, в самое приятное и изобильное время». «И вот они, продолжает Бируни, - научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы,- а это было примерно за двести лет до хиджры,- и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т. е. добавлять к месяцам избыток времени между их месяцем и годом по солнцу, когда этот избыток составит полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» - «добавочные дни»).

Но только ли на протяжении 200 лет пользовались арабы лунно-солнечным календарем? Ведь, оказывается, у них дважды устанавливались названия месяцев. Вот старые названия, которые приводит Бируни в своей фундаментальной книге «Канон Масуда»: аль-Мутамир, Наджир, Хавван, Суван, Хантам, Забба, аль-Асамм, Адиль, Нафик, Вагиль, Хува и Бурак. Приведем переводы названий только первых двух: «аль-Мутамир» означает «подчиняющийся велениям рока»; название Наджир происходит от слова наджр - «сильная жара» и совершенно четко указывает на определенное время года.

А вот названия месяцев современного мусульманского календаря:

1. Мухаррам - «запретный», «священный». В этом месяце, а также в 7-м, 11-м и 12-м месяцах года, по религиозной традиции запрещались войны и военные походы.

2. Сафар - «желтый», в этом месяце будто бы на арабов часто обрушивалась моровая язва, от которой у больного желтело лицо.

3 и 4. Раби аль-авваль и Раби ас-сани - Раби первый и Раби второй. Эти месяцы напоминают о весенних цветах и растениях, о выпадении росы и дождя. По словам Бируни, «это относится к времени года, которое мы называем «хариф» (осень), а древние арабы называли его «раби» (весна)».

5 и 6. Джумада аль-уля и Джумада аль-ахира - Джумада I и Джумада II, от «джамада» - «застывать». Эти месяцы приходились на зимний период, когда начинались заморозки и замерзала вода.

7. Раджаб - «безопасный», от «ирджабу» - «воздерживаться от войн и набегов».

8. Шаабан - от «ташааба» - «разветвляться», «расходиться», в этом месяце доисламские арабы совершали набеги.

9. Рамадан - «жаркий месяц», от слова «рами-да» - «быть жгучим». По Бируни, «в этот месяц даже камни горят от сильной жары».

10. Шаввал - от «шаля» - «поднимать», «переносить». В этом месяце арабы снимались со стоянки.

11. Зу-л-Каада - от «каада» - «сидеть», «оставаться дома».

12. Зу-л-Хиджа - от «хаджж» - «паломничество». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничество в Мекку.

Уже сами названия некоторых месяцев свидетельствуют о том, что доисламские арабы действительно пользовались лунно-солнечным календарем. По имеющимся данным, вставка 13-го месяца производилась торжественно в Мекке во время большой ярмарки: необходимо было, чтобы об этом событии узнали все. 13-й месяц получал название предыдущего и, согласно Бируни, вставлялся поочередно (в соответствии с 19-летним циклом) после всех месяцев календаря. По-видимому, в народе жила память о том, каким было бы название месяца, если бы такие вставки вообще не производились. Бируни пишет далее так: «Пророк, обратившись к людям с проповедью..., сказал: «Эпоха и время совершили круг, и стало так, как было, когда сотворил Аллах небеса и землю». Он хотел сказать, что месяцы вернулись на свои места... После этого дополнение года было запрещено и совершенно оставлено».

Два календарных цикла

Чтобы приспособиться к смене фаз Луны, в мусульманском календаре, состоящем из 12 месяцев, принимается, что все нечетные месяцы имеют по 30 суток, все четные - по 29 суток (табл.).

Таблица. Месяцы мусульманского календаря

Таким образом, год мусульманского календаря содержит 354 дня. Но, как уже отмечалось, такой календарный год на 0,367 06 суток короче продолжительности 12 синодических месяцев. Поэтому чтобы удержать неомению у первого числа месяца, в последнем месяце года, Зу-л-Хиджа, время от времени производится вставка 30-го дня.

В «турецком цикле» такая вставка производится три раза на протяжении восьми лет. В самом деле,

354,367 06 * 8 = 2834,936 5 ≈ 2835 суток.

Восемь простых лунных лет составляют 354* 8 = 2832 суток, и чтобы отклонения дат от неомений на конец года не превышали 0,5 суток, продолженными являются 2-й, 5-й и 7-й годы 8-летнего цикла.

Нетрудно убедиться, что 2835 суток составляют ровно 405 недель. Другими словами, через восемь лет фазы Луны приходятся на те же дни недели. Это позволило составить «вечный» лунный календарь - сопоставить даты (фазы Луны) с днями недели на целый 8-летний период. На турецком языке эти таблицы называются «Руз-намэ», т. е. «Книга дней». Но ничего «вечного» в природе нет. Ошибка 8-летнего цикла составляет 0,0635 суток. Поэтому за 1:0,0635 = 15,6 цикла = 125 лет фазы Луны по отношению к датам календаря сдвигаются на один день назад. Следовательно, через каждые 125 лет, скажем, 7-й год 8-летнего цикла необходимо оставить простым, а названия дней недели в «Книге дней» передвинуть на одну позицию назад.

Второй цикл - арабский, или 30-летний. Для него 354,367 06*30 = 10 631,012≈10 631 сутки.

Но 10 631 = 19 *354 + 11 * 355. Таким образом, этот цикл состоит из 19 простых и 11 продолженных (високосных) лет. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й и 29-й годы цикла, если исходным днем хиджры принято 16 июля. В некоторых мусульманских странах за первый день принято 15 июля. Тогда високосным считается не 16-й, а 15-й год цикла. Точность 30-летнего цикла очень высокая: ошибка в целые сутки накапливается в нем за 3000 лет.

Расписывая дни недели по числам месяцев мусульманского календаря, нетрудно заметить определенную цикличность. Это и позволяет составить табл. годичных и месячных коэффициентов для определения дня недели на любую календарную дату. Таблица составлена на основе общих представлений об упомянутых ранее конкуррентах и регулярах и по образцу таблицы Бируни. В этой последней, однако, имеется много неточностей, видимо, из-за ошибок переписчиков.

При расчетах далее будет использоваться счет дней в неделе, начинающийся в воскресенье, которому и соответствует число 1. Понедельнику соответствует число 2, вторнику - 3, среде - 4, четвергу - 5, пятнице - 6 и субботе - 7.

Коэффициенты для полных 30-летних циклов (Бируни называет их знаками Мухаррама) - коэффициенты циклов - рассчитываются на основе следующих соображений. Промежуток времени в 30 лет содержит 10 631 сутки или 1518 недель и 5 дней. Следовательно, если в 1-м году эры хиджры-1-м году 1-го 30-летнего цикла 1 Мухаррама пришлось на пятницу, то в 1-м году 2-го 30-летнего цикла оно придется уже на пять дней позже (или двумя днями раньше), т. е. на среду. Далее, 3-й 30-летний цикл начнется в понедельник, 4-й - в субботу, 5-й - в четверг, 6-й - во вторник и 7-й - в воскресенье. Так как за семь 30-летних циклов эти дополнительные пять дней составят уже 7X5 = 35 - семь, недель, то 8-й цикл, т. е. 211 год (а также 421, 631 и т.д.) начнется снова в пятницу.

Приняв для полного «нулевого» цикла коэффициент 0, находим далее коэффициенты циклов последовательным прибавлением 5 к числу предыдущего коэффициента и исключением 7 - числа дней в неделе. Так находим соответственно: 0 + 5 = 5, 5 + + 5 - 7 = 3, 3 + 5 - 7=1, 1 + 5 = 6, 6 + 5 - 7 = 4 + 5 - 7 = 2. Прибавив к этому последнему 5, возвращаемся к исходному значению коэффициента циклов - 7(0). Эти коэффициенты расположены в верхней части табл.

Таблица. Таблица коэффициентов для расчета дней недели, приходящихся на первые числа месяцев мусульманского календаря

Полные 30-летние

Коэффициенты циклов

Неполные годы цикла

Знак Мухаррама

420
30 240 450 660 870 1080 1290
60 270 480 690 900 1110 1320
90 300 510 720 930 1140 1350
120 330 540 750 960 1170 1380
150 360 570 780 990 1200 1410
180 390 600 810 1020 1230 1440

Месячные коэффициенты

Мухаррам, Шаввал

Сафар, Раджаб

Раби I, Зу-л-Хиджа

Раби II, Рамадан

Джумада I
Джумада II, Зу-л-Каада
Шаабан

Число дня недели, приходящегося на 1 Мухаррама, получаем, складывая коэффициент цикла со знаком Мухаррама (здесь мы оставляем используемое Бируни название), соответствующим текущему году неполного 30-летнего цикла. В 1-м году эры хиджры 1 Мухаррама приходилось на пятницу. Следовательно, знаком Мухаррама этого года будет соответствующее ей число 6. Этот первый год содержал 354 дня, т. е. 50 недель и 4 дня. Поэтому 1 Мухаррама 2-го года цикла придется уже на 6 + 4-7 = 3 - на среду. Число 3 и будет знаком Мухаррама этого года. Но 2-й год 30-летнего цикла - продолженный (високосный), в нем насчитывается 355 дней, т. е. 50 недель и 5 дней. Поэтому знак Мухаррама 3-го года равен 3 + 5 - 7=1, а его 1 Мухаррама приходится на воскресенье. Так нетрудно определить эти знаки для всех 30 годов цикла. В табл. они приведены справа.

Для 31-го года день недели 1 Мухаррама определяем как 4 + 7 (избыток дней в последнем 30-м году плюс знак Мухаррама 30-го года), что равно 4. Но так как 31 =30+ 1, то его находим и как 5 + 6 - 7 = 4: коэффициент цикла, соответствующий полному 30-летию, плюс знак Мухаррама 1-го года нового цикла. Как видно, последовательная смена дней на грани 30-летних циклов отображена здесь правильно.

Для расчета дня недели, приходящегося на 1-е число любого другого месяца, используются месячные коэффициенты. Расчет их также очевиден. Так как в Мухарраме насчитывается 30 дней, т. е. 4 недели и 2 дня, то, следовательно, дню недели, приходящемуся на 1 Сафара, соответствует число, увеличенное на 2 по сравнению со знаком Мухаррама текущего года. Так, для 1-го года цикла знак Мухаррама 6. Следовательно, 1 Сафара приходится на 6 + 2 - 7=1 - воскресенье.

В качестве примера использования таблицы определим день недели, на который приходилось 17 Джумады I 377 года хиджры. Прежде всего 377 = 360 + + 17. Складываем коэффициент цикла 4 и знак Мухаррама года 6, находим 4 + 6 - 7 = 3-1 Мухаррама 377 года приходилось на вторник. Месяцу Джумада I соответствует месячный коэффициент 6. Прибавляя его к 3, находим 3 + 6 - 7 = 2: 1-е число месяца Джумада I (а следовательно, 8 и 15) приходилось на понедельник, 17-е же его число - на среду.

Очевидно, что в 8-летнем цикле при календарных расчетах можно использовать первые восемь знаков Мухаррама, так как распределение високосных годов в нем такое же. Заметим также, что промежуток времени в 120 лет содержит в себе четыре 30-летних цикла или 15 8-летних. Но в четырех 30-летних циклах вставка дополнительного дня производится 4 * 11=44 раза, тогда как в 15 восьмилетних 15 * 3 = 45. Высокая точность арабского цикла (его соответствие смене фаз Луны) уже отмечалась. В 8-летнем же цикле для его наилучшего согласования не только с фазами Луны, но и с 30-летним циклом, по-видимому, наиболее удобно исключать одни сутки примерно в середине 120-летнего промежутка времени, например 7-й год восьмой восьмилетки делать простым.

Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей с 1985 по 2015 гг. дано в табл.

Таблица. Соответствие дат мусульманского и григорианского календарей

Номер года в цикле Годы хиджры Количество дней в году Дата григорианского календаря и день недели,

на которые приходится 1 Мухаррама (начало года)

26 1406* 355 16.IX.1985. Понедельник
27 1407 354 6.IX.1986. Суббота
28 1408 354 26.VIII.1987. Среда
29 1409* 355 14.VIII. 1988. Воскресенье
30 1410 354 4.VIII.1989. Пятница
1 1411 354 24.VII.1990. Вторник
2 1412* 355 13.VII.1991. Суббота
3 1413 354 2.VII.1992. Четверг
4 1414 354 21.VI.1993. Понедельник
5 1415* 355 10.VI.1994. Пятница
6 1416 354 31.V.1995. Среда
7 1417* 355 19.V.1996. Воскресенье
8 1418 354 9.V.1997. Пятница
9 1419 354 28.IV! 1998. Вторник
10 1420* 355 17.IV. 1999. Суббота
11 1421 354 6.IV.2000. Четверг
12 1422 354 26.III.2001. Понедельник
13 1423* 355 15.111.2002. Пятница
14 1424 354 4.111.2003. Вторник
15 1425 354 22.11.2004. Воскресенье
16 1426* 355 10.11.2005. Четверг
17 1427 354 31.1.2006. Вторник
18 1428* 355 20.1.2007. Суббота
19 1429 354 10.1.2008. Четверг
20 1430 354 29.XII.2008. Понедельник
21 1431* 355 18.XII.2009. Пятница
22 1432 354 8.XII.2010. Среда
23 1433 354 27.XI.2011. Воскресенье
24 1434* 355 I5.XI.2012. Четверг
25 1435 354 5.XI.2013. Вторник
26 1436* 355 25.Х.2014. Суббота
27 1437 354 15.Х.2015. Четверг
Примечание Звездочкой обозначены високосные годы.

Напомним, что начало года мусульманского календаря приходится на неомению - первое появление серпа Луны на вечернем небе, а не на истинное астрономическое новолуние (конъюнкцию). Так, в 1983 г., согласно астрономическому календарю, новолуние имело место 6 октября в 11 ч 17 мин по всемирному времени, а 1 Мухаррама приходилось на 8 октября. Аналогично в 1984 г. новолуние было 25 сентября в 3 ч 11 мин, расчетное же начало года - 27 сентября.

За ночью день...

Как и все другие народы, у которых наступление нового календарного месяца связывалось с появлением на вечернем небе узкого серпа Луны, арабы отсчитывали начало суток от захода Солнца. Это значит, что ночь в сутках шла впереди дня. И лишь недавно в странах Арабского Востока введен официальный счет часов в сутках начиная от полуночи.

Числа месяца в арабском календаре отсчитываются так: до 15-го числа говорят «когда прошло 10 (ночей) Мухаррама», т. е. 10 Мухаррама, «когда прошло 14 (ночей) Раджаба, т. е. 14 Раджаба. После 15-го числа: «когда осталось 14 (ночей) Раджаба», т. е. 16 Раджаба, «когда осталось 5 (ночей) Раджаба», т. е. 25 Раджаба и т. д.

А вот арабские названия дней недели (как свидетельствует Бируни, в прошлом они были другими) :

Воскресенье - Йаум аль-ахад,

Понедельник-Йаум аль-иснайн,

Вторник - Йаум ас-саласа,

Среда - Йаум аль-арбаа,

Четверг - Йаум аль-хамис,

Пятница - Йаум аль-джума,

Суббота - Йаум ас-сабт.

В переводе названия дней с воскресенья по четверг означают: 1-й день, 2-й день, 3-й день, 4-й день и 5-й день.

Пятница, Иаум аль-джума («день соединения»), является еженедельным праздником - священным днем мусульман. Впрочем, в Турции выходной день перенесен с пятницы на воскресенье еще в 1935 г.

В мусульманском календаре много важных (с точки зрения верующего) дат. Так, ночь на 15 Шаабана называется «ночью приговора» или «ночью указа». В эту ночь, по верованиям мусульман, ангел смерти получает список людей, которым суждено умереть в следующем году. Ночь на 27 Рамадана называется «ночью предопределения», когда по мусульманскому мифу архангел Гавриил по поручению Аллаха передал Мухаммеду Коран. Главное же - это пост, которого должны придерживаться мусульмане в месяце Рамадан. На протяжении 30 дней мусульманину нельзя ни есть, ни пить, ни курить от восхода Солнца до заката.

Но когда, с какого дня начинать этот пост?

Казалось бы, после того как календарь приведен в соответствие с движением Луны и дни года расписаны по месяцам, этот вопрос является излишним. Увы, это не так. Как отмечал еще Бируни, «в величинах [лунных] месяцев нет почти никакого порядка. Жители даже одной местности расходятся в отношении их, поскольку сила зрения [у наблюдателей] неодинакова. И мы видим, что они, указывая в согласии на один и тот же день [недели], по-разному определяют место этого дня в месяце. Однако закон шариата предписывает пользоваться при этом наблюдением [новой Луны], а не вычислением».

Но движение Луны очень сложно, а условия ее видимости меняются в зависимости от времени года и географического положения наблюдателя, как об этом уже говорилось. Поэтому и число дней в месяцах лунного календаря на самом-то деле во многих мусульманских странах непостоянно, вследствие чего одной и той же дате по григорианскому календарю могут соответствовать различные даты по лунным календарям различных стран. Например, в месяце Мухарраме 1383 г. хиджры в календарях Саудовской Аравии и Турции содержится 30 дней, в календарях Туниса, Ирана и Афганистана - 29 дней. При этом в Тунисе, Турции и Афганистане 1 Мухаррама пришлось на 24 мая 1963 г., а в Саудовской Аравии и Иране - на 25 мая. По этим же причинам наблюдаются расхождения и в датах некоторых мусульманских праздников. Так, 1 Рамадана 1383 г. хиджры пришлось в Афганистане на 15 января, в Саудовской Аравии - на 16-е, в Иране - на 17 января 1964 г.

...За годом год

По поводу эпохи эры мусульманского календаря заметим, что «переселение» (хиджра - дословно «откочевка») Мухаммеда из Мекки в Медину продолжалось две недели: 24 Сафара Мухаммед выступил из Мекки и 9 Раби I он вошел в Медину; это соответствует периоду с 8 по 21 сентября 622 г. Начало года по лунному (тогда еще лунно-солнечному) календарю 1 Мухаррама пришлось в этом году на пятницу 16 июля (точнее, в ночь с 15 на 16 июля) 622 г. От него и ведется счет годам лунной хиджры - по мусульманскому лунному календарю.

Приближенный перевод дат с мусульманского календаря на григорианский осуществляется по следующей формуле:

где R - год григорианского календаря, М - год мусульманской лунной хиджры; квадратные скобки означают, что берется целая часть частного, а остаток от деления отбрасывается.

Для примера определим, какому году нашего календаря соответствует 1402 г. хиджры. Пользуясь формулой, находим

R = 1402 + 622 - = 1982-

Знак «минус» означает, что от деления 1402 на 33 осталась некоторая дробь, которую надо отнять от 1982. Следовательно, 1402 год хиджры соответствует 1981-1982 гг. григорианского календаря.

Для перехода от григорианского календаря к лунной хиджре используется формула

M = R - 622 + [(R-622)/32]

Возьмем к примеру год 1990. Подставляя число R - 1990 в эту формулу, находим М =1410+.

Знак «плюс» указывает на то, что от деления разности 1990 - 622 остается некоторое дробное число, которое необходимо прибавить к полученному числу 1410. Следовательно, 1990 г. григорианского календаря соответствует 1410-1411 году лунной хиджры. Из табл. находим, что 1411 г. хиджры действительно начнется 24 июля 1990 г.

Очевидно, что историки постоянно встречаются с необходимостью точного перехода от дат мусульманского календаря к юлианским (григорианским) и наоборот. Ведь очень часто упоминания об одних и тех же событиях всемирной истории датированы различными методами. Например, такие события 987- 989 гг., как поход Киевского князя Владимира на Корсунь и крещение Руси: летописцы и биографы князя освещают их весьма односторонне и тенденциозно. И лишь из зарубежных, в частности арабских, источников мы узнаем, что же предшествовало походу на Корсунь... Так, арабский историк Яхья сообщает, что в Византии тогда «взбунтовался открыто полководец Варда Фока и провозгласил себя царем в среду... 14 Аилуля (сентября) 1298 (987) г., т. е. 17 Джумады I 377 г. И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий, и побудила его нужда послать к царю руссов - а они его враги, чтобы просить их помочь ему... И заключили они между собой договор о свойстве и женился царь руссов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны...».

В этом примере год в эре Селевкидов уже дополнен номером года н.э. Но ведь его могло не быть вообще. Как же узнать, на какое число юлианского календаря приходилось это «17 Джумады I 377 г. хиджры»?

Увы, для перехода от мусульманского календаря к юлианскому (и наоборот) нет другого пути, как... подсчет полного числа дней, истекших от начала эры хиджры до конкретной даты этой эры и разбивка полученной суммы на годы и месяцы юлианского календаря. Делается это по следующей схеме:

1) Устанавливается число полных 30-летних циклов n и полных лет текущего цикла m:

n = [(M-1)/30], m = |(M-1)/30|,

где М - номер года лунной хиджры. Как и раньше, символ означает, что берется только целая часть частного, а | | - что берется лишь остаток от деления.

2) Устанавливается, сколько дней D прошло во всех полных 30-летних циклах от начала эры хиджры,

D = n*10631, так как в полном 30-летии насчитывается 10 631 день.

3) Устанавливается число дней Δ в прошедших годах текущего 30-летия,

Δ= (р * 354) + q* 355),

где р и q - число прошедших простых и високосных лет соответственно. Очевидно, что р + q = m.

4) Устанавливается, сколько дней N прошло от начала мусульманского года (1 Мухаррама) до заданной даты, включая ее:

N = (s*30)+(t *29) + u,

где s и t-соответственно число полных (по 30 дней) и пустых (по 29 дней) истекших месяцев, u- число дней в текущем месяце, включая определяемую дату.

5) Подсчитывается, сколько дней Z прошло от начала н. э. до интересующей нас даты (от начала н. э. до эпохи хиджры их прошло 227 016) :

Z = 227016 + D + A + N.

6) Устанавливается число истекших от начала н э. полных четырехлетних юлианских циклов J (1461 день) и число дней в неполном цикле В,

J = , B =

Очевидно, что число юлианских лет в этих полных четырехлетних циклах составит 4J.

7) Определяется число полных годов К в текущем четырехлетии и число дней в текущем году d:

K = , d = |B/365|

8) Устанавливается номер года н. э.

9) С помощью таблицы В (или простым подсчетом) находится число месяца юлианского календаря в текущем году. Этим и решается поставленная задача.

В качестве примера посмотрим, соответствует ли указанная Яхьей дата 17 Джумады I 377 г. хиджры 14 сентября 987 г. Так как число текущего года хиджры М = 377, то:

1) число полных истекших 30-летних циклов равно 12(n = 12), число полных лет текущего цикла m = 16.

2) Число дней в полных истекших 30-летних циклахD= 12*10631 = 127572.

3) Из прошедших 16 полных лет было р=10 простых и q = 6 високосных. Поэтому общее число дней в этих годах

A = (10 *354) + (6 * 355) = 3540 + 2130 = 5670.

4) Месяц Джумада I - пятый в календаре, здесь s = 2 и t = 2, так что число дней N, истекших от начала года,

N = (2 * 30) + (2 * 29) + 17 = 135.

5) Общее число дней, истекших от начала н. э, до 17 Джумады I 377 г. хиджры

Z = 227 016 + 127 572 + 5670 + 135 = 360 393.

6) Число истекших от начала н. э. четырехлетних циклов J = 246 и соответствующих им годов 4J = 984, число дней в неполном цикле В = 987.

7) Число полных годов в текущем четырехлетии К = 2, число дней в текущем году d =257.

Следовательно, дата мусульманского календаря полностью соответствует указанной в документе юлианской.

В ряде мусульманских стран используется также солнечная хиджра. Это календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия, но счет годов ведется с 622 г, н. э,

Однако год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, тогда как солнечной - 365 или 366 дней. Поэтому за каждые 33 года число лет лунной хиджры по сравнению с солнечной увеличивается на единицу.

Удивительно, как легко современные люди забывают то, откуда к нам пришли многие значимые и привычные вещи. К примеру, цифры, которыми мы все пользуемся, являются арабскими, и когда-то их знали только редкие ученые мужи. А вот летоисчисление мы ведем по григорианскому календарю, хотя и не задумываемся, с какого времени он был принят за основу. А все ли люди в мире пользуются таким летоисчислением? Конечно, нет. Мусульмане совсем иначе ведут подсчет времени, для этого они имеют свой лунный календарь. Давайте попробуем выяснить, какой сейчас год по мусульманскому календарю.

Лунный календарь: летоисчисление по-мусульмански

Чтобы понять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, необходимо подробнее разобраться в особенностях календаря мусульман. По лунному календарю живут не все мусульмане, но во многих странах он принимается за основу. Поэтому, приезжая в мусульманскую страну, вы можете удивиться, увидев в СМИ иную дату.

Мусульмане отсчитывают свои годы с момента переселения пророка Мухаммада в Медину. Вместе с ним из Мекки уехала вся его семья и многие верующие. По западному летоисчислению это случилось шестнадцатого июля шестьсот двадцать второго года нашей эры. Данная дата священна для мусульман и называется "Хиджра". Поэтому довольно часто лунный календарь именуется календарем Хиджры.



Особенности лунного календаря

Западному миру кажется, что григорианский календарь предельно прост. А вот определить, какой сегодня год по мусульманскому летоисчислению, для европейца представляется просто невозможным. Это исходит из непонимания особенностей календаря Хиджры.

Дело в том, что даже сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются не с полуночи, как это принято на Западе, а с захода солнца. Так как луна играет самую важную роль в летоисчислении исламских последователей, то и наступление нового месяца напрямую зависит от ночного небесного светила. Каждый новый месяц наступает после новолуния на третий день, об этом свидетельствует неомения - ночь, когда видно серп луны. Все эти нюансы европеец обычно даже не знает, поэтому и не может сказать, какой сейчас год по мусульманскому календарю. Поможет в этом вопросе наблюдение за луной, хотя и здесь действует несколько особых правил.

Какой сейчас год по мусульманскому календарю: летоисчисления по луне

Определение наступления нового календарного месяца по неомении используется всеми мусульманами, но неточности этого способа всегда вызывают споры в научном мире. Мусульманский месяц имеет плавающее количество дней: от двадцати девяти до тридцати. Все зависит от той ночи, когда можно будет разглядеть серп на небе после полнолуния. В пасмурные дни наступление нового месяца может задержаться на неопределенное время, поэтому западные ученые не признают серьезность календаря Хиджры.


Некоторые страны придерживаются старинного способа определения нового месяца, когда неомению необходимо было засвидетельствовать двумя мусульманами, вызывающими всеобщее доверие. Другие мусульманские государства с помощью астрологических вычислений заранее определяют ночь наступления неомении. Такие расчеты всегда более верные, что позволяет с предельной точностью заявить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Сколько месяцев в мусульманском году?

Мусульманский год по количеству месяцев не отличается от григорианского, здесь тоже двенадцать месяцев. Но лунный год состоит из трехсот пятидесяти пяти дней, в некоторых случаях в году присутствует только триста пятьдесят четыре дня. Это зависит от чередования обычных и високосных годов, которые тоже присутствуют в календаре Хиджры.

В мусульманском мире нет четкого чередования циклов. Например, турецкий включает в себя восемь лет, а вот арабский уже тридцать. Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, если сейчас 2016, - високосный или обычный, определить можно только, зная цикл чередования.

Исламский календарь: обычные и запретные месяцы

Двенадцать месяцев исламского календаря имеют свое название, также они делятся на обычные и запретные. В запретные месяцы нельзя воевать, охотиться и убивать. Считается, что это правило пришло из самых далеких времен, когда войны могли помешать паломникам и перекрыть приток денег от них в казну государства.

В году четыре запретных месяца - первый, седьмой, одиннадцатый и двенадцатый. Их принято считать священными.

Месяцы лунного календаря

Понимание того, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению - 2016 или какой-либо иной, невозможно без информации о названиях месяцев календаря мусульман.


  1. Итак, мухаррам является первым месяцем, он относится к запретным.
  2. Сафар - осенний месяц, потому что с арабского он переводится как "желтый".
  3. Рабиу ль-авваль - весьма спорный месяц. Он является третьим в лунном календаре и относится к осенним. Хотя в сегодняшнем переводе с арабского языка его можно смело звать месяцем весны.
  4. Рабиу с-сани практически повторяет название предыдущего месяца и заканчивает осенний сезон.
  5. Джумада аль-уля является пятым календарным и первым зимним месяцем.
  6. Джумада аль-ахира переводится с арабского языка как "последний" или "заключительный".
  7. Раджаб - седьмой запретный месяц, также не допускает войн и убийств.
  8. В восьмой месяц шабан любые кочевые племена могли отправляться в новые земли. Считалось, что походы получают благословение Аллаха.
  9. Жаркий рамадан в переводе с арабского означает "раскаленный".
  10. Шавваль, являясь десятым месяцем календаря, позволял кочевым племенам еще раз за год поменять место и отыскать новый дом для всего племени.
  11. Зуль-када категорически запрещает любые передвижения, в этот запретный месяц нужно было обустраивать кочевье.
  12. Зуль-хиджа - последний месяц года, в который поощрялись паломничества к святым местам.


В разных источниках перевод названий с арабского языка на русский может отличаться, но в целом можно понять, что каждый месяц символизирует действия, которые можно или нельзя было выполнять в данный промежуток времени.

Какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению: по какому правилу определяют год?

Ученые разработали специальную формулу, которая способствует переводу исламского года в григорианский и наоборот. Она весьма эффективна и позволяет легко определить, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению.

Кратко ее можно изобразить как сложную математическую формулу, в которой от текущего григорианского года необходимо отнять шестьсот двадцать два и разделить полученное число на тридцать два. Затем от григорианского года нужно отнять шестьсот двадцать два и к разности прибавить частное из прошлого математического действия.

Если вы сможете быстро определять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, то в любой стране, где исповедуют ислам, вам будет довольно просто ориентироваться в датах. К тому же переход с одного календаря на другой позволит натренировать вашу память и определить уровень математических способностей. Ведь первоначально формула кажется очень сложной.



Григорианский 2016 год: какой это год по лунному календарю?

Согласно общепринятой формуле, которая позволяет определить, какой сейчас год по мусульманскому календарю, 2016 год соответствует 1437 году мусульманского календаря Хиджры.

Вы всегда можете проверить по указанной формуле абсолютно любой год и почувствовать себя уверенно в мусульманском мире. Тем более, что по статистическим данным за последние годы видно, как быстро ислам распространяется по планете. К 2050 году более половины населения Земли будут исповедовать ислам, что сейчас кажется европейцам фантастическим и невозможным.


Каждый эрудированный и образованный человек должен хорошо разбираться в тонкостях мировых религий. Так сложилось, что ислам занимает главенствующие позиции в списке самых влиятельных религий. Поэтому особенности мусульманского летоисчисления, которые свято соблюдаются всеми верующими, могут стать интересными и представителям иных религиозных конфессий.

Понятие Хиджры и особенности отсчета времени в мусульманских странах.

Мусульмане – не совсем обычный народ, и праздники у них совсем не такие, как у православных. Свое начало мусульманство берет с 622 года н. э. хотя зародилось оно гораздо раньше. Именно в 622 году свершилось переселение поклонников Мухаммеда и самого пророка из Мекки в Медину.

Что такое Хиджра: определение по истории

Хиджра – переселение мусульман из Мекки в Медину. Это событие состоялось в 622 году. Мухаммед достаточно долго проповедовал свою религию на территории Мекки, однако не все были этим довольны.

Изначально Мухаммед никак не затрагивал аристократию Мекки, потому на его проповедования мало кто из правящих людей обращал внимание. Но вскоре отношение изменилось. Это произошло из-за того, что Мухаммед стал обращаться к родственникам живым и умершим. Для аристократов семья и память о родственниках считалась священной. Поэтому вокруг пророка стало нарастать недовольство. Многие мусульмане – последователи веры Мухаммеда, вынуждены были бежать в 614-615 году. Мухаммед вынужден был скрываться в соседних городах. Только в 622 году он официально переселился в Медину. Именно этот год и считается началом мусульманства как отдельной веры.

Что такое Хиджра: определение по истории

Началом считается 16 июля 622 года. Именно этот день считается официальным переездом мусульманской общины и пророка в Медину. Затравленные гонениями аристократии мусульмане вынуждены были бежать из города и искать себе новое пристанище. Нашли они его в Медине. На тот момент население города было самое разнообразное. В основном это были евреи.

В некоторых мусульманских странах используется исключительно календарь с отсчетом от Хиджры, то есть от переселения. Но в основном эта дата применяется исключительно для определения религиозных праздников.

Стоит отметить, что сутки у мусульман начинаются не в полночь, а после захода солнца. Кроме этого имеются некоторые особенности. Год состоит из 354 суток. В месяце 29-30 дней. Новый год в каждом году отмечается в разное время и смещается ежегодно на 11 дней.

Исламское летоисчисление у мусульман по Хиджре: начальная дата

Сейчас по Хиджре 1438 год. Новый год наступит в сентябре, именно тогда будет 1439 год. Название месяцев по Хиджре отличается от тех, что указаны в грегорианском календаре. Ниже представлен мусульманский календарь на 2017 год по Хиджре.



Мусульманский календарь: год Хиджры, месяц Хиджры Мусульманский календарь: год Хиджры, месяц Хиджры

В мусульманском календаре всего 12 месяцев. При этом нечетные состоят из 30 дней, а четные из 29. Отсчет не такой, как в грегорианском календаре. Новым годом считается не 1 января, а 22 сентября (в 2017 году). Каждый год дата празднования Нового года смещается на 11 дней.

Месяцы в мусульманском календаре:

  1. Махарам (сентябрь). В этом месяце идет запрет на любые военные действия.
  2. Сафар. Этот месяц в переводе означает желтый. Он соответствует нашему октябрю. В это время много желтых листьев.
  3. Раби-уль-Авваль. Этот месяц считается первым осенним, хотя по грегорианскому календарю это ноябрь (конец осени).
  4. Раби-уль-Ахир. Это второй осенний месяц.
  5. Джума́д-уль-Ула. Первый холодный месяц, который соответствует нашему январю.
  6. Джума́д-уль-Ахир. Второй зимний месяц, соответствующий нашему февралю.
  7. Раджаб. Этот месяц считается священным. Не стоит в этом месяце ходить в походы.
  8. Шаабан. Это месяц начала походов и соответствует нашему апрелю.
  9. Рамадан. Священный месяц, в котором разрешено молиться и придерживаться поста. Припадает на июнь-июль.
  10. Шавваль. В этом месяце можно осуществлять военные действия и отправляться в походы.
  11. Зуль-Каада. Это месяц перерывов и стоянок.
  12. Зуль-Хиджа. Это месяц, в котором можно отправляться в походы,

Стоит отметить, что все сравнения месяцев по Хиджре с грегорианским календарем приведены на 2017 год. Это связано с тем, что не соответствует количество дней в Грегорианском календаре и по Хиджре.



Сколько месяцев в мусульманском лунном календаре Хиджре?

Нечетные месяцы состоят из 30 дней, а четные из 29. Началом месяца считается не полнолуние, а первая серповидная луна. Это 1-3 день после новолуния.



Это месяцы в календаре по Хиджре, в которые нельзя охотиться, воевать и отправляться в походы. Всего в исламе четыре священных месяца. В эти месяцы верующие читают молитвы и постятся. Такими считается: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб.





Какой сейчас год по исламскому календарю: Хиджра на начало XXI века

Как видите, грегорианский и мусульманский календарь существенно отличаются. Мусульманские туристические государства живут по грегорианскому календарю. Это связано с большим количеством приезжих из европейских стран.

В традиционной среде можно услышать приветствие (в любое время суток):

السلام عليكم ! Мир вам! ас-саля :м Ъалэ йкум

Ответ на это приветствие:

وعليكم السلام ! И вам мир! Уа Ъалэ йкум ас-саля :м

В религиозной среде принято приветствовать с благословением:

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته !

ас-саля :м Ъалэ йкум Уа-раХмат-улла Уа-барака:ти h и

Мир вар, и милость Всевышнего, и Его благословения

Можно поздороваться (или ответить на приветствие) одним словом:

سلام ! Здравствуйте! (дословно: мир) саля :м

В неофициальной среде возможны приветствия:

مرحبا ! Привет! ма рХаба

أهلا ! Привет! а h алан

Ответ на приветствие гостя:

أهلا وسهلا ! Добро пожаловать! а h алан Уа-са h алан

В сельской местн ости в ответ на приветствие гостя могут сказать:

أهلين أهلين Привет, привет а h лэ йн, а h лэ йн

مرحبتين ! Привет, привет! (дословно: "два привета") ма рХабтэ ин

При встрече человека, которого давно не видели, можно также сказать (в приятельской среде; разговорный язык):

Где ты пропадал, мужик? Уэ:на-ль-Гэ йба, йа за ламэ وين الغيبة يا زلمة؟

Жители городов после приветствия обычно задают вопрос:

كيف الحال ؟ Как дела? ки:ф аль-Ха:ль

(слово حال Ха:ль в данном случае переводится как «состояние, положение, дело; самочувствие»)

В литературном языке эта фраза звучит так:

كيف الحال ؟ Как дела? ка йфа-ль-Ха:ль

Для жителей сельских районов характерен другой вариант вопроса, с использованием местоименного окончания. В литературном варианте это звучит так:

كيف حالك ؟ ка йфа Ха:лука

كيف حالك ؟ ка йфа Ха:луки

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) ка йфа Ха:лукума

Обратите внимание, что приведенные выше обращения к мужчине и женщине пишутся одинаково (потому что используется местоименный суффикс ك ) , но отличаются произношением. Форма женского рода множественного числа существует, но ситуации, в которых она используется (например, в женских учебных заведениях) редки и поэтому не упоминаются в рамках данного материала.

В разговорном языке это звучит так:

كيف حالك ؟ Как твои дела? (обращение к мужчине) ки:ф Ха:лак

كيف حالك ؟ Как твои дела? (обращение к женщине) ки:ф Ха:льки; ки:ф Халэк

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) ки:ф Ха:лкум

Отметим: во многих селах в Израиле и Иордании буква ك произносится как ч (за исключением, в местоименных окончаниях слов). Поэтому, упомянутые выше фразы будут звучать так:

كيف حالك ؟ Как твои дела? (к мужчине) чи:ф Ха:лак

كيف حالك ؟ Как твои дела? (к женщине) чи:ф Ха:льки

كيف حالكم ؟ Как ваши дела? (мн. ч.) чи:ф Ха:лкум

Изучайте арабский язык самостоятельно и бесплатно по видеоматериалам

Ниже представлены употребительные вопросы, с произношением, характерным для разговорного языка:

Твои дела идут хорошо? (к мужчине) уму:рак тама:м أمورك تمام؟

Твои дела идут хорошо? (к женщине) уму:рэк тама:м أمورك تمام؟

Ваши дела идут хорошо? уму:ркум тама:м أموركم تمام؟

كيف الصحة ؟ Как здоровье? ки:ф аС-Са Ха

كيف صحتك ؟ ки:ф Са Хтак

كيف صحتك ؟ ки:ф Са Хтаки; ки:ф Са Хтэк

В традиционном бедуинском произношении эти вопросы звучат так:

كيف الصحة ؟ Как здоровье? чи:ф аС-Са ХХа

كيف صحتك ؟ Как твое здоровье? (к мужчине) чи:ф Са ХХтак

كيف صحتك ؟ Как твое здоровье? (к женщине) чи:ф Са ХХтаки

В египетском диалекте в дружеской среде можно использовать выражение:

Как ты поживаешь? (обращение к мужчине) ызза йак ازيك

Как ты поживаешь? (обращение к женщине) ызза йек ازيك

Как вы поживаете? (к группе людей) ызза йкум ازيكم

Стандартный вариант ответа:

الحمد لله Слава Богу! аль-Ха мду-лилла

При повторной встрече в течение одного дня можно сказать:

يعطيك العافية йаЪаТы:к аль-Ъа:фийя

Он даст тебе хорошее самочувствие (обращение к мужчине)

(под «Он даст» подразумевается «Аллах даст»)

يعطيك العافية йаЪаТы:ки -ль-Ъа:фийя

Он даст тебе хорошее самочувствие (обращение к женщине)

يعطيكم العافية йаЪаТы:кум-ль-Ъа:фийя

Он даст вам хорошее самочувствие (обращение к группе людей)

Традиционный ответ на данное пожелание:

الله يعا فيك а лла йаЪа:фи:к

Бог вознаградит тебя здоровьем (обращение к мужчине

الله يعا فيك а лла йаЪа:фи:ки

Бог вознаградит тебя здоровьем (обращение к женщине)

الله يعا فيكم а лла йаЪа:фи:кум

Бог вознаградит вас здоровьем (обращение к группе людей)